Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий

16 сәуір 2014, Сәрсенбі
Предмет: русский язык
Тема урока: Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.
Цели урока:
- обобщить и закрепить знания о деепричастий; способов образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.
- умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; делать выводы, работать самостоятельно.
Оборудование: презентация, карточки

Ход урока
І. Орг. момент.
ІІ. Вступительное слово учителя
Деепричастием себя называю,
Добавочное действие обозначаю,
На вопрос КАК? Я всегда отвечаю,
Совершенного или несовершенного вида бываю,
Сказуемое - глагол поясняю.
В предложении обстоятельством себя являю.
Задание: найдите и выпишите деепричастия.
Зима!... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как - нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно... (А. П.)
2. Индивидуальная работа (один ученик работает у доски).
Задание: спишите, раскройте скобки.
1) Посетитель, (не) сняв шапку, вошел в кабинет.
2) Какой - то мальчик, (не) поздоровавшись ни с кем, вошел в учительскую.
3) Солдат, (не) заметив офицера, (не) отдал ему честь.
3. «Освежим память» (фронтальный опрос)
Лист контроля.
1. Почему вы решили, что выписанные слова, деепричастия? Докажите.
(1) Образовано от глагола. 2) Имеет суффиксы – а, - я, - в, - вши, ши. 3) Обозначает добавочное действие. 4) Относится к глаголу - сказуемому. 5) Отвечает на вопросы что делая? Что сделав? И вопросы обстоятельств.)
2. Кто ввел термин деепричастие? Почему деепричастие особая форма глагола?
(Термин деепричастие введен М. Смотрицким. Значение термина можно объяснить как «причастность к глаголу».)
3. Что называется деепричастием?
4. Какие признаки глагола есть у деепричастия?
5. Какие признаки наречия есть у деепричастия?
6. Как пишется не с деепричастиями?
(Проверить индивидуальную работу, выполненную на доске.
- Перестройте предложения таким образом, чтобы они отражали правильное поведение действующих лиц: 1) Посетитель, сняв шапку, вошел кабинет. 2) Какой - то мальчик, поздоровавшись со всеми, вошел в учительскую. 3) Солдат, заметив офицера, отдал ему честь
- А как мы должны вести себя в горах? (В горах кричать, бегать, прыгать опасно. Чем выше горы, тем опаснее любой шум: могут случиться снежные обвалы.)

ІҮ. (объяснение нового материала).
Итак, у деепричастия есть морфологические признаки: неизменяемость и вид
Еще раз называю тему и цель урока.
1. Самостоятельная работа с учебником (рассказывают друг другу).
2. - Что знаю?
- Что нового узнали об образовании деепричастий несовершенного вида?
( 1) Быть – будут – будучи)
3. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:
- на – чь (стричь, беречь);
- на – ну (пахнуть, гнуть);
- ждать, петь, бежать, пить, бить, ждать, мять, шить, печь, стеречь, пахать, резать.
4. Не зная броду, не суйся в воду. (добавочное и основное действие происходят одновременно)
- Что нового узнали об образовании деепричастий совершенного вида?
(1. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов будущего простого времени с помощью суффиксов – а, - я: войдя нахмурясь, увидя.
Добавочное действие происходит раньше основного: Что имеем, не храним, потерявши, плачем.)

Коллективная тренировка.
Задание: образуйте деепричастия от глаголов видеть, увидеть, ненавидеть, решаться, решиться, вырастить, зависеть, продолжать, продолжить, приберечь.
Какой суффикс нужно выбрать? От чего это зависит?
2. Индивидуальная тренировка (работа на месте по карточкам с самопроверкой).
Карточка №1
Задание: от глаголов замирать, чувствовать, безмолвствовать наслаждаться образовать деепричастия несовершенного вида, обозначить суффиксы. С 2 - мя деепричастиями составить и записать предложения.
Карточка №2
Задание: от глаголов построить, услышать, растаять образовать форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначить графически суффиксы глаголов и деепричастий.

ҮІ. Мы получаем право на штурм первой высоты в 1000 метров.
(Тренировочные упражнения)
Выборочно - распределительный диктант
Задание: выписать деепричастия, распределив их по видам (несовершенный и совершенный вид).
1. Учись, на людей глядя. 2. Уважая человека, уважаешь себя. 3. Начиная дело, о конце думай. 4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки. 5. Сделав зло, не жди добра. 6. Расставшись с другом, плачуть семь лет, расставшись с родиной – всю жизнь. 7. Послав девять глупцов по делу, проследи за ними, чтобы не оказаться десятым.
ҮІІ. Работа по рядам.
Задание: разберите слова по составу. Определите вид деепричастий.
1. Выпив, стараясь (вы - пи - в (сов. в), стара - я - сь (несов. в.))
2. Наливая, завернув (на - ли - ва - я (несов. в) за - вер - ну - в (сов. в.))
3. Развертывая, проговорив (раз - верт - ыва - я (несов. в), про - говор - и - в (сов. в.))

ҮІІІ.
Задание: замените, где можно один из глаголов, деепричастием. Укажите условия замены. Определите вид деепричастия.
1. Казахстан развивается и расширяет международные контакты. 2. Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. 3. Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

ІХ. Литературная викторина по басням И. А. Крылова (устно).
Задание: вставьте деепричастия совершенного или несовершенного вида.
1. Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
(Наевшись), выспалась под ним;
Потом, глаза (продравши), встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
..................................................................
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
(Не чувствуя), что он вкушает их плоды.
2. Волк ночью, (думая) залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
(Почуя) серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах
И рвутся вон на драку.
3. Вороне где - то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона (взгромоздясь),
Позавтракать было совсем уж собралась.
Х. Уровневые задания.
Уцепившись, изучив, преодолев, споткнувшись, найдя, заняв, успокоившись.
ІІІ уровень. Задание: спишите деепричастия, одновременно записывая неопределенную форму глаголов, от которых они образованы. Выделите суффиксы деепричастий.
ІІ уровень. Задание: выделите суффиксы деепричастий, определите вид и составьте несколько (4 - 5) предложений.
І уровень. Задание: составьте текст на тему «Случай в горах».
Тест.
1. Укажите предложение с деепричастием.
А) Партизаны остановились против Алеши и взяли ружья на изготовку. (А. Ф.)
Б) Река врезалась в горный отрог, покрылась песной и запестрела мшистыми валунами.(А. Ф.)
В) Подходя к подъезду, Грибовский нос к носу столкнулся с выходившим из дверей человеком. (А. В.)
2. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида.
А) Здесь, погрузившись в сон железный,
Усталая природа спит. (Ф. Т.)
Б) Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом. (Ф. Т.)
В) Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спять. (Ф. Т.)
3. Укажите предложение с деепричастием совершенного вида.
А) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть. (Л. Т)
Б) Нагоняя тьму, разыгралась буря. (И. Б.)
В) Взяв у старосты ножницы, он подстриг усы. (И. Б.)
Итог урока.
3 434
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Деепричастие
Деепричастие
Систематизация знаний о деепричастий и деепричастных оборотах; обособление деепричастных оборотов;
Деепричастие
Деепричастие
Уркунева Рената Турсынхановна, учитель русского языка и литературы. Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области
Орыс тілінен сабақтар топтамасы
Орыс тілінен сабақтар топтамасы
Ақтөбе облысы, Әйтеке би ауданы, Сарат орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Балмаканова Улбосын Бактжановна
Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида
Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида
Қызылорда облысы, Жаңақорған ауданы, №125 С. Сапарбеков атындағы орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Бегентаева Ғалия
Деепричастие как часть речи
Деепричастие как часть речи
Актюбинская область, город Жем, средняя школа №5 учитель русского языка и литературы Касымова Гульшат Тулешовна
Защищая природу, человек защищает себя (повторение деепричастия 8 класс)
Защищая природу, человек защищает себя (повторение деепричастия 8 класс)
ВКО г. Аягоз СОШ № 3 Учительница русского языка и литературы Кенесбаева Замзагуль Слямгазыевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×