Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина

05 қараша 2012, Дүйсенбі
Изтелеуова Б.К.
средняя школа № 100 аула Казалы
Казалинского района Кызылординской области

Солнце русской поэзии. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина
Урок русской литературы в 10 классе с казахским языком обучения
Цели урока:
Углубить знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэта;
Воспитывать учащихся на личностных качествах поэта.
Оборудование: портреты поэта, выставка книг, иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина.
Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока:
I. Организационный момент
II. Опрос домашнего задания по вопросам:
1. Что такое фольклор? Назовите жанры русского фольклора.
2. Каких русских богатырей-героев былин вы знаете?
3. Какова основная идея «Слова о полку Игореве»?
4. Назовите литературные направления XVIII века. В чём их своеобразие?
5. Почему Ломоносова называют отцом новой русской науки и культуры?
6. Кому из русских писателей XVIII века удалось создать настоящую русскую пьесу?
7. Назовите важнейшие исторические события начала XIX века в России.
8. Кто стоял во главе литературного движения?
9. Какую поэзию создавали декабристы?
10. Какие литературные направления возникают в первой четверти XIX века?
11. Что такое реализм?

III. Подготовка к восприятию новой темы
1. Беседа по вопросам:
Вспомните и назовите произведения Пушкина, изученные в предыдущих классах (сказки, стихотворения, рассказы, поэмы и повести)

2. Чтение наизусть учениками стихотворений А. Пушкина: «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро», «Туча», «Осень».

IV. Новая тема
1. Чтение эпиграфа к уроку: «… Есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…» (А.С. Пушкин)
(Записать эпиграф в тетради)

2. Вступительное слово учителя:
Пушкина мы знаем и любим как певца свободы, как прекрасного и благородного русского человека, всю свою недолгую и трудную жизнь отдавшего служению Отчизне.
Пушкин писал только о том, что его волновало, на что он не мог откликнуться совей чуткой душой.

3. Словарная работа
Арап (устар.) – чернокожий, темнокожий человек, негр.
Гувернёр – воспитатель детей в дворянских семьях, обычно иностранец.
Участь – доля, судьба.
Ходатайствовать – просить.

4. Выступления учащихся с рассказами о жизни и творчестве А.С. Пушкина (опережающие задания учеников-ассистентов):
1-ученик: Детство поэта
2-ученик: Лицейские годы
3-ученик: Пушкин и декабристы
4-ученик: Пушкин и Казахстан

5. Лекция учителя:
1. Лицейский период (1811- 1817 гг.)
2. Петербургский период (1817 – 1820 гг.)
3. Южная ссылка (май 1820 г. – 1824 г.)
4. Михайловское (осень 1824 г. – 1826 г.)
5. «Годы скитаний» поэта (1825 – 1830 гг.)
6. Болдинская осень 1830 г.
7. Вторая Болдинская осень 1833 г.
8. Последние годы жизни

1. Лицейский период (1811- 1817 гг.)
6 июня 1814 года в печати появилось первое стихотворение поэта «К другу стихотворцу». В январе происходят переводные экзамены лицеистов младшего возраста в старший. 8 января 1815 года на экзамене по русской словесности А. Пушкин читает в присутствии Г.Р. Державина, официальных лиц и родственников «Воспоминания в Царском селе». Державин увидел в нём юную смену себе, сказав отцу Пушкина: «Оставьте его поэтом».
Дар Пушкина-поэта оценён и другими старшими современниками: Жуковским, Карамзиным, Батюшковым.
Его товарищи-лицеисты прочили в будущем Пушкину бессмертную славу. Его друг А. Дельвиг в 1815 году пишет в стихотворении «К А.С. Пушкину» о его будущей славе:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением.
Об особой одарённости друга говорит в «Записках о Пушкине» И.Пущин: «Пушкин опередил всех лицеистов в своём развитии и начитанности».

2. Петербургский период (1817 – 1820 гг.)
После окончания лицея Пушкин уже известен как поэт. Ищет общества с умными людьми, более сближается с Петром Чаадаевым, гвардейским офицером, широко образованным человеком передовых взглядов. Его сильнее захватывают свободолюбивые идеи, идея освободительной борьбы.
Пушкин становится членом тайных литературно-политических обществ «Арзамаса», «Вольного общества любителей словесности», «Зелёная лампа».
К Петербургскому периоду творчества поэта относятся вольнолюбивые произведения: ода «Вольность» (1817), стихотворения «К Чаадаеву» (1818), «Деревня», «Сказки» (1818), эпиграммы на царя Александра I и его министров. Стихи Пушкина в рукописном виде распространялись по всей стране. Читатели оды восприняли эти строки против русского царя, хотя Пушкин имел в виду Наполеона. Стихи дошли до царя. Александр I был возмущён, говорил директору лицея: «Пушкина надобно сослать в Сибирь».

3. Южная ссылка (май 1820 г. – 1824 г.)
Друзья Пушкина заступились за поэта (Чаадаев, Карамзин, Жуковский). Сибирь была заменена ссылкой на юг России. В начале мая 1820 г. Пушкин был отправлен на службу (в канцелярию) к генералу Инзову в Екатеринослав. В
В Кишинёве Пушкин прожил почти три года. Написаны: первая глава «Евгения Онегина», поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан».

4. Михайловское (осень 1824 г. – 1826 г.)
По приказу царя Пушкин был выслан в Михайловское, имение родителей, «под надзор местных властей». Отца поэта – Сергея Львовича пугало и возмущало, что его сын – поднадзорный поэт. Отец боялся, что Александр заразит своим вольномыслием брата (Льва) и сестру (Ольгу). Нет покоя и в родной семье. Семья выехала в Москву. Поэт остался один. В Михайловском поэт прожил два года, закончил поэму «Цыганы», продолжил «Евгения Онегина», написал трагедию «Борис Годунов», около ста лирических стихотворений.

5. «Годы скитаний» поэта (1825 – 1830 гг.)
В конце ноября 1825 г. Пушкин услышал о смерти Александра I, о восстании декабристов, об арестах в столице. Среди арестованных было много друзей и знакомых поэта. Поэт очень тяжело переживал их участь.
Новый царь Николай I вызвал Пушкина для беседы. Царь принял поэта без свидетелей. Поэтому содержание разговора между ними осталось неизвестным. Тайная слежка полиции, царская цензура в конце концов довели его до гибели.

6. Болдинская осень 1830 г.
Весной 1829 г. сделал предложение Н.Н. Гончаровой, но получил неопределённый ответ. Через год повторил своё предложение Н.Н. Гончаровой, на этот раз оно было принято. Отец выделил ему село Кистенёво в Нижегородской области. 1 сентября 1830 года Пушкин выехал из Москвы на неделю в имение отца – село Болдино, но холера, охватившая Поволжье, задержала его на 3 месяца в Болдино.
Осень – самое любимое время года поэта: написал стихотворную повесть «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», около 30 стихотворений, закончил «Евгения Онегина».

7. Вторая Болдинская осень 1833 г.
Поэтом написаны «История Пугачёва», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», много лирических стихотворений.

8. Последние годы жизни
Написаны «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка».
18 февраля 1831 года Пушкин повенчался с Н.Н. Гончаровой. Брак не принёс поэту семейного спокойствия и усложнил его личную жизнь. Жена – первая петербургская красавица. Светская жизнь требовала больших расходов. Жена не хотела уезжать из столицы. Чтобы унизить Пушкина, царь пожаловал ему звание камер-юнкера. Ему было 35 лет, это звание обычно давалось молодым аристократам.
Приёмный сын нидерландского посла Геккерена, Дантес нагло и назойливо ухаживал за женой Пушкина. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вынужден был вызвать Дантеса на дуэль. Убийство Пушкина желательно царю. Это было подготовленное убийство.
27 января 1837 года состоялась дуэль. Поэт был смертельно ранен в живот и доставлен на свою квартиру. Умер 29 января 1837 года. За два дня около гроба А.С. Пушкина перебывало до 50 тыс. человек (среди них М. Лермонтов, И. Крылов)
Пушкина тайно похоронили в Святогорском монастыре, близ Михайловского (Царь боялся народного волнения).

V. Закрепление и обобщение темы
1. Беседа по вопросам учебника (стр. 25-26)
2. Обобщение темы урока:
И наши литераторы продолжают писать о великом поэте. Значит, верно утверждение, что Дантес не сумел убить Пушкина. Поэт жив, он с нами. Да и сам Поэт об этом сказал: «… Есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…»

VI. Задание на дом
1. Прочитать статью учебника о жизни и творчестве А.С. Пушкина (стр. 14-25)
2. Ответить на вопросы учебника (стр. 25-26)
3. Составить хронологическую таблицу «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».
VII. Оценивание знаний учащихся
4 112
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
А.С.Пушкин  Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра)
А.С.Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра)
Тема. А. С. Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра) Цель урока: Познакомить учащихся с лирикой А. С. Пушкина
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
В начале жизни школу помню я...
В начале жизни школу помню я...
Актобе Преподаватель по русскому языку и литературе Шалтенова Баян Картовна
Индия в первой половине 20 века
Индия в первой половине 20 века
Шайкиева Гульнара Елтаевна Учитель истории и географии КГУ «СОШ №33 имени К. Рыскулбекова» ВКО, Семей
«Особенности древнерусской литературы»
«Особенности древнерусской литературы»
Город Атырау, средняя школа № 23 учитель русского языка Бозжигитова Ляззат Конакбаевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×