Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Способы подчинительной связи в словосочетании

07 қараша 2012, Сәрсенбі
Изтелеуова Б. К. средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области

Способы подчинительной связи в словосочетании
Урок русского языка в 7 классе с казахским языком обучения
Цели урока:
Образовательные: формирование навыка определения способов подчинительной связи в словосочетании; навыка составления вопросов к тексту, сопоставления их с данными вопросами в послетекстовом задании, умения составлять пятистишие.
Развивающие: Развитие мышления, памяти, познавательного интереса.
Воспитательные: Воспитывать внимательность, желание самосовершенствоваться.
Методы: коммуникативный, практический, пятистишие
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, слайды, электронный учебник
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Рассказ «Путешествие по Арктике»
III. Новая тема

Теория
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Одно слово (зависимое) грамматически зависит от другого (главного) слова. В словосочетании всегда одно слово главное, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная.

Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставиться в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного.
Например, холодный климат, суровая зима, зимнее небо.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором главное требует от зависимого слова определенной падежной формы. Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей.
Например, совершить (что?) путешествие, дождаться (чего?) утра.

Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи.
Зависимое примыкает, то есть поясняет главное.
Например, бегать (как?) быстро, (как?) сильно простудиться.

Работа с учебником
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное слово.
Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже.
Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным по смыслу.

IV. Закрепление темы
1. Игра по парам
Один ученик – хозяин, а другой работник. Хозяин называет главное слово и тип связи, а работник – зависимое.
Обтекаемое туловище, узкая голова, длинная шея, широкие лапы, прекрасно плавает, бегает неплохо, греет медведя, переносить бескормицу, погружается в спячку, кормит детёнышей.

2. Работа с текстом
А) Чтение текста «Хозяин Арктики»
Б) Словарная работа
Бескормица – азықтың жоқтығы
Прогнозирование – ауа райын болжау
Суровая – қатал
Берлога – апан
Спячка – ұзақ ұйқы

3. Игра «Древо мудрости»
1. Почему белого медведя называют «Хозяином Арктики»?
2. Что позволяет медведю не замёрзнуть?
3. Что делает медведь в случае бескормицы?

4. Пятистишие
1. Медведь
2. Морской, белый
3. Плавает, лазает, погружается
4. Белый медведь лазает по льдам
5. «Хозяин Арктики»

5. Отгадайте загадки. Выпишите словосочетания «имя прилагательное + имя существительное», «глагол + существительное», «глагол + наречие».
1. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
2. Большущий, толстущий, косолапый, ходит растяпой, глаза, как щёлки, хвоста нет только.
3. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку.
4. Что за зверь зимой холодной, ходит по лесу голодный?
5. Зиму в берлоге проводит, летом по лесу ходит.
6. «Рыжая», с пушистым хвостом, сидит в лесу под кустом.
7. В густом лесу под ёлками
Лежит клубок с иголками, колючий и живой.
8. Маленькие лапки, а в лапках – царапки.
9. В сосне – дупло, в дупле – тепло.
А кто в дупле живёт в тепле?
10. С человеком дружит, дом сторожит.

6. Письмо по памяти
Упражнение 7
Бурого
Белый
Увидел
Медведь
Где ты так,
Братец,
Успел
Загореть?
7. Работа по картинкам
Составьте словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

V. Обобщение темы:
- Что интересного узнали на уроке?
- В чём испытали затруднение?

VI. Задание на дом
Упражнение 4
Определение способа связи в словосочетаниях
VII. Итоги урока
4 012
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Примыкание
Примыкание
Научить учащихся находить главное и зависимое слова в словосочетании. Ставить вопрос от главного слова к зависимому, и правильно составлять словосочетания. Формировать умение работать с текстами.
Закрепление понятия о согласовании
Закрепление понятия о согласовании
Насихатова Жанаргуль Утегеновна – учитель русского языка и литературы средней школы имени Ф. Онгарсыновой, города Атырау
Разбор словосочетания
Разбор словосочетания
Учитель русского языка и литературы общеобразовательной казахской средней школы № 33 г. Актобе Куанышбаева Г. К.
Определение способа связи
Определение способа связи
г. Астана школа - лицей №53 Учитель русского языка и литература Кенжегулова Лаззат Тынышбаевна
Способы подчинительной связи в словосочетании
Способы подчинительной связи в словосочетании
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Способы подчинительной связи в словосочетании Способы подчинительной связи в словосочетании Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.Образец:
Способы подчинительной связи в словосочетании
Способы подчинительной связи в словосочетании
Cмайлова Сауле Турсуновна учитель русского языка и литературы средней школы № 10 города Жезказган Карагандинской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×