Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Доклад. Народные предания и фольклорные мотивы на уроках по русской словесности

05 маусым 2015, Жұма
Западно - Казахстанская область
Бокейординский район п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана
учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна

Народные предания и фольклорные мотивы на уроках по русской словесности
Развитию духовно - нравственной личности на уроках литературы во многом помогает знакомство с православными традициями. Тематический блок «Обрядовая поэзия и литература», где мы учителя – словесники на конкретных примерах можем показать особенности поэтической интерпретации одних и тех же народных обычаев и традиций в произведениях разных авторов.

Например, баллада В. Жуковского «Светлана», построенная на новогодних святочных обрядах и поверьях начинается сценой девичьих гаданий о замужестве в «крещенский вечерок» здесь важно, обращаю внимание учащихся, что по народным поверьям, Крещенская ночь(6 января), самая длинная, темная и холодная в году, это время, когда оживает, обретает могущество нечистая сила. Именно тогда люди гадали о будущем, и обращались не к светлым, а к темным силам, поэтому при гадании снимали нательный крест, прибегали к помощи различных « магических» предметов – зеркала как посредника двух миров, чтобы легче было вступить в общение с нечистью. Эти сведения помогли ученикам глубже вникнуть в авторский замысел « Светланы». Время действия, по вероятности должно погрузить читателя в таинственную атмосферу. Использование башмачков при гадании, объясняю ребятам, что обувь в сознании связывается с идеей пути – дороги, в этом способе гадания важную роль играет правой – левой – понятие « правый» - праведный – правильный, « левый» - ложь, грех. Еще один вид гаданий, который упоминается в балладе « снег пололи». Глагол « полоть» - очищать, потряхивать. Девушки, просеивая снег, через скатерть: « полю, полю бел снег среди поля, залай, залай собаченька, дознай, дознай суженый: а затем, вслушиваясь, определяли возраст будущего мужа. « Суженый, ряженый!
Проезжай мимо окна! Определяли судьбу по звукам в полночь.

В «Светлане» гадания знакомят учащихся с обстановкой действия, народными обычаями, вводят в атмосферу всеобщего веселья, праздничной суматохи. Оставшись одна, героиня приступает к тайным гаданиям. И сон « Светланы» оказался « вещим», он сбылся, утром уже наяву приехал « милый друг». В финале Жуковский, как Лукавый сказочник обращается к героине
«Улыбнись, моя краса,
На мою балладу,
В ней больше чудеса,
Очень мало складу».
Это по духу близко к традиционной сказочной концовке; «И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
В отрывках поэмы А. С. Пушкина « Евгений Онегин» учащиеся 9 класcники встречаются с уже знакомыми разновидностями святочных гаданий; с помощью воска и подблюдными песнями (в строфе VIII из 5 гл.)
Пушкинская Татьяна, в отличие от Светланы с наивным любопытством участвует в них. Поэт включает подлинно народные подблюдные песни, например «Там мужички – то все богаты, гребут лопатой серебро, кому поем, тому добро и слава!».

Толық нұсқасын жүктеу
1 381
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения новых технологий
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения новых технологий
Акмолинская область, Атбасарский район, Мариновская казахская средняя школа Учитель: Аубакирова Л.К.
Словосочетание. Типы связей в словосочетании
Словосочетание. Типы связей в словосочетании
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка
Измуханова Улмекен Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Лингвистичекая школа гимназия №34, город Атырау Учитель русского языка и литературы Таженова Светлана Суинбаевна
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×