Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Стихотворение С. Есенина «Береза»

13 қаңтар 2016, Сәрсенбі
Тема урока: Стихотворение С. Есенина «Береза»
Цель урока: Ознакомить учащихся с содержанием стихотворения С. Есенина «Береза»
Задачи:
1. Образовательная: познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать умения и навыки находить изобразительно - выразительные средства языка.
2. Развивающая: выработать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки анализа стихотворения.
3. Воспитательная: привить любовь и бережное отношение к природе.
Наглядность урока: слайды с фотографиями из жизни и творчества поэта, МР – 4 запись стихотворения «Берёза», видеоклипы песен российских артистов на стихи Есенина «Отговорила роща золотая», «Берёза», стихотворение М. Жумабаева «Берёза» на казахском языке, слайды с картин А. Саврасова «Зимний пейзаж», И. Шишкина «Зимой в лесу».
Методы урока: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
Тип урока: объяснение новой темы.
Эпиграф урока: «Природа – мать, учись ее любить и охранять».

Ход урока.
I. Организационный момент.

II. Слово учителя.
Каждый человек, рожденный на земле, делает для себя ежеминутно, ежечасно, ежедневно массу открытий: солнце греет, трава зеленая, весна сменяет зиму, добро побеждает зло. Наверняка и вам приходилось открывать для себя что - то необычно интересное и удивительное. Вот и сегодня я хочу пригласить вас в мир открытий. Вы познакомитесь с творчеством замечательного русского поэта С. Есенина, певца русской природы. Песни на стихи С. Есенина популярны среди народа. Послушайте одну из них (клип «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой).

III. Слово ученикам. А. Амандаулетова.
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: “Широкой прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище. В правом углу кладбища стояла маленькая каменная часовня. Рядом с ней лежал старинный памятник – плита. На этой плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на наши раздолья.” Очень любил Сергея его дядя, с которым он часто ездил на Оку поить лошадей. Вот что он пишет в “Автобиографии”: “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот - вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.”
Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал.
В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновские училище, а в 1912 году – учительскую школу в селе Спас - Клепики. Учитель литературы Е. М. Хитров вспоминает о нем: “Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс и разразится неудержимым смехом. С учителями был корректен и деликатен. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово.”
Есенин приносил учителю много своих стихотворений. Перед окончанием школы он переписал четыре из них в тетрадь и подарил ему. Через несколько лет, когда Есенин учился в университете, вышел первый сборник его стихов “Радуница”, и эту книгу он подарил учителю с надписью: “Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги”.

IV. Прослушивание стихотворения «Береза» в исполнении чтецов (клип).
Прослушивание песни на стихи Есенина «Береза» в исполнении Г. Погорельцевой.
Анализ стихотворения.
Словарная работа (слайд).
Изобразительно - выразительные средства языка (слайд).

V. Вопросы:
1. Ребята, что вы знаете о Есенине?
2. Какое время года и какое время суток описано в стихотворении «Береза»?
3. Что вам понравилось в этом стихотворении?
4. Какие чувства вы испытывали, слушая это произведение?
5. С каким чувством и настроением пишет поэт о березе?
6. Какие слова и выражения помогли Есенину показать березу как живую? Как называются такие слова?
7. Как сам автор относится к березе?
8. Что же хотел выразить поэт, показывая образ природы?

VI. Выразительное чтение стихотворения М. Жумабаева «Белая береза». А. Тунгатова.

VII. Итоги урока. Вывод.
В стихотворении нет прямых авторских высказываний, но все говорит о том, что автор любуется деревом и находит самые точные и яркие слова и выражения, чтобы передать красоту березы в зимнем наряде. Поэт выразил свою любовь к природе, к родной земле. Каждый из нас должен беречь природу, не ломать зеленые насаждения, не истреблять животных. Каждое поколение людей должно оставить следующему поколению большое наследство. А мы, наше поколение, открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку. Вот какое богатое наследство оставил Есенин после себя.
Зимний пейзаж в изображении известных русских художников (слайд).

VIII. Рефлексия.
Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает на едине с природой?
Если урок научил вас быть, хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в волшебный мир природы.

IX. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Береза». Нарисуйте березу, какую вы ее представили.
Оценивание.
2 995
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Стихотворение С. Есенина  «С добрым утром!»
Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!»
Задачи: 1. Образовательная: познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать навыки и умения находить изобразительно - выразительные средства языка.
Стихотворение Сергей Есенина «Берёза»
Стихотворение Сергей Есенина «Берёза»
Актөбе облысы, Байғанин ауданы, Жаңатаң орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Айнур Тулеуова Жумабаевна
Есенин – чудо поэзии
Есенин – чудо поэзии
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Сарға ауылында "Жанкелдин орта мектебі" ММ-де орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Халиманова Қамажай Шаңдықызы
С. Есенин "Береза"
С. Есенин "Береза"
Ақтөбе облысы, Шалқар ауданы, ГКС - 12 орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Абдуллина Нуршат Қылышбекқызы
Поэт березовой Руси (С. Есенин)
Поэт березовой Руси (С. Есенин)
Актюбинская область, Уилский район, Уилская казахская средняя школа учитель русского языка и литературы Атагалиева Лариса Амановна
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×