Білімділер поралы

Имя прилагательное

Дошанова Самал Нигметовна – учительница русского языка и литературы.
ЗКО, Акжаикский район, с. Алмалы
Алмалинская средняя общеобразовательная школа

Тема: Имя прилагательное
Цели урока:
1) Углубить знания об имени прилагательном как части речи, обобщенном лексическом значении прилагательных, изменении их по родам, числам, падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
2) Развивать умение точно употребить прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания суффиксов имен прилагательных. Способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умения, анализировать и обобщать.
3) Воспитывать нравственные качества у учащихся, умение любить и понимать друг друга.
Оборудование: текст, книга «Путь к себе», кластеры, сигнальные карточки.
Тип урока – обобщение.
Вид урока – урок - турнир.
Меж предметная связь – самопознание, музыка, казахский язык.

І. Орг. момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на моем уроке.
Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно слова они добрые любят!

Проверка посещаемости.
Целевая установка.
Психологическая подготовка к уроку.
- Ребята, сядьте поудобнее на свои места, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. И так, мы начинаем урок. Откройте тетради, запишите число.

ІІ. Слово учителя. Сегодня мы проведем необычный урок. И пройдет он в форме турнира под названием «Имя прилагательное» и под девизом «Человек – это знание, которое познает самого себя».
Самопознание – познание самого себя. По сути, человек всю жизнь занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности.
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я живой.
Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается последним вздохом.

ІІІ. Презентация книги.
Сара Алпысовна Назарбаева создала программу «Самопознание», цель которой духовно - нравственные воспитание подрастающего поколения. Ребята, я хочу ознакомить вас с книгой «Путь к себе», написанной ею и зачитать некоторые строки.

Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовитесь на его нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!

Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

Сара Алпысовна Назарбаева считает, что современное общество нуждается в возрождении таких человеческих ценностей, как милосердие, сострадание, терпимость, любовь. И вы, на плечи которых ложится будущее нашей страны, должны на протяжении всей жизни познавать себя.

ІҮ. Представление команд.
В турнире принимают участие три команды: Добрые, Отзывчивые, Честные. За ходом игры будут наблюдать и выставлять соответствующие баллы наше жюри.

Ү. Ввод в игру.
Начнем с музыкальной разминки. Звучит песня «Улыбка» Шаинского. Ребята, я прошу вас улыбнуться друг другу. А теперь вопрос такой.
- Как можно определить вашу улыбку? (дружеская, приветливая, ласковая, добрая) Молодцы! К какой части речи относятся все названные слова.

ҮІ. Кто это?
По прилагательным определить Кто это? Что это? Определите род.
Родная, ласковая, заботливая (Мать)
Старенькая, седая, добрая (бабушка)
Горячая, нежная, материнская (любовь)
Отцовский, дедовский, строгий (наказание)
Яркое, весеннее, жаркое (солнце)
Голубое, ясное, облачное (небо).

Слова мать, любовь, солнце связаны по смыслу. Придумайте с этими словами предложение. (Мама как солнце излучает тепло, ласку, любовь).
ҮІІ. Какой это? (Задание)
Подберите к существительным, возникающие по ассоциации, прилагательные. Мать: Любимая, Родная, нежная, заботливая, добрая, ласковая.
Любовь: материнская, родительская, отцовская, первая, сердечная, нежная.
Солнце: горячее, весеннее, огромное, жаркое, ясное, ласковое.

ҮІІІ. Работа с текстом. Прочитать и озаглавить. (даю отпечат. листы с текстом)

ІХ. Самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и всмотритесь. Представьте, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Расскажите о себе используя прилагательные. (3 учеников из команд).
Отсюда вывод:
Конечно же, если нас всегда окружает тепло, радость, если нас всегда окружает тепло, радость, если рядом, хорошие, надежные товарищи, то и все наши помысли будут направлены только на светлые мысли.

Х. Занимательная минутка. Отгадайте загадки - шутки.
1. Каких камней не найдешь в море? (сухих) мн. ч. Р. п.
2. Какой болезнью на земле никто не болеет? (морской) жен. р, ед. ч, Т. п.
3. Хорошо, видит, а слепой... (неграмотный) ед. ч., м. р., И. п.
4. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного) ср. р, ед. ч, Р. п.
5. Под какими деревьями во время дождя прячутся зайцы? (мокрыми) мн. ч, Т. п.
6. В какую бочку нельзя налить воды? (полную) ж. р., ед. ч, В. п.
Определите род, число, падеж слов ответов. А слова ответы являются какой частью речи? (прилагательные)

ХІ. Морфологический разбор.
Желаем вам теплых радостных дней,
Здоровых, хороших, надежных товарищей.
Пусть светлые мысли средь тяжких невзгод,
Самопознание вам принесет.
Просим представителя команд кто быстрее произведет морфологический разбор? светлые (мысли)
Светлые – прилагательное.
І. Начальная форма – светлый.
ІІ. Качественное, полная форма. Именительный падеж; множественное число.
ІІІ. Светлые – определение (в карточки написать)

ХІІ. Кто быстрее? Подбери слова – антонимы к прилагательным.
Теплый – холодный.
Радостный – грустный.
Здоровый – больной.
Хороший – плохой.
Светлый – темный.
Тяжелый – легкий.

ХІІІ. Лучший переводчик. (послушайте пословицы, поговорки, выпишите прилагательные и переведите их на русский язык).

1. Мейірімі мол ананың – (доброжелательный)
Жүрегі жылы, қолы кең (теплый, широкий).

2. Кеңпейілді атаның (добродушный)
Жүзі жылы, қолы кең (теплый, широкий)

3. Ақылды кісі, ісіне сенеді (умный)
Ақымақ кісі, күшіне сенеді (глупый)

4. Білікті адам бірді жығады (сильный)
Білімді адам мыңды жығады (образованный, знающий).

ХІҮ. Творческий турнир (капитанам).
Ребята! Мы говорим о том, что познавая себя, мы учимся добру, милосердию, человечности, общительности, уверенности в себе, самостоятельности. А какие у вас друзья? Вы должны рассказать в творческом турнире о товарище вашей группы, составляя словесный портрет, используя при этом прилагательные. А мы должны отгадать, кто это и соответствует ли его портрет действительности. (3 вопроса, каждому капитану по одному вопросу)
1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
2. Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам, падежам)
3. Каким членом предложения являются прилагательные?
4. Что обозначает имя прилагательные?
5. Сколько в русском языке падежей?
6. Какая часть речи делает нашу речь точной и выразительной?

ХҮ. Подведение итога. Награждение команд. Обобщение. Выставление оценок.
ХҮІ. Домашнее задание. Написать мини - сочинение с использованием имен прилагательных. Темы на выбор «Какой я?», «Мой друг», «Моя семья», «Мое любимое время года».

Урок заканчиваем песней «Солнечный круг» на 3 языках.
Материал рейтингісі:
  • 0
барлық дауыс бергендер: 0
Басқа жаңалықтарды оқу:
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Бәйге бөлімі
  • «Getting from A to B. Travel and transport» «А - дан Б - ге жету. Саяхат пен көлік

    - саяхат түрлері мен көліктерді сипаттай алады; - көліктің түрлерін ажыратып, олардың атқаратын қызметтерін атап береді.
  • Республиканың 1965 - 1985 жылдардағы қоғамдық - саяси өмірі

    Республиканың 1965 - 1985 жылдардағы қоғамдық - саяси өмірі жеке, жұптық, топтық жұмыс жасай отырып, өздігінен білім алады
  • Қазақстандықтар Ұлы Отан соғысы жылдарында

    Ұлы Отан соғысы жайлы түсініктерін кеңейте отырып, жеңістің оңайлықпен келмегеніне көздерін жеткізу және шығармашылық жұмыспен шұғылдануына бағыт беру.
  • Наурыз мейрамы

    Наурыз және қазақ халқының басқа да ұлттық мерекелері туралы оқушыларға жалпылама мәлімет бере отырып, мерекелердің маңызын ұғындыру.
  • Қаратпа сөз

    Қаратпа сөз туралы топтастырылған ұғым қалыптастыруға мүмкіндік жасау; оқушылардың өз бетімен жұмыс істеуі арқылы теориялық ойлауын, сөйлеу тілін дамыту; ұйымшылдыққа, достыққа, адамгершілікке ...
  • Би музыкасы

    Қазақ халқының салт - дәстүріндегі бидің алатын орны, Шара Жиенқұлованың өмірімен және билерімен танысу. Оқушылардың музыка пәніне қызығушылығын дамыту, сүйіспеншілігін ояту арқылы әсемдікке ...
  • Microsoft Word редакторының графикалық мүмкіндіктері

    Microsoft Word редакторының графикалық мүмкіндіктерін көрсете отырып түсіндіру. Оқушылардың ойларын дұрыс тұжырымдап сұрақтарға қорытынды жасай білуге үйрету, өз ойын еркін жеткізе білу
  • Спортпен айналысамыз

    Берілген материалдың мағынасын түсінеді, сөздерді жіктейді, есімдіктерді, демеулік шылауларды атап, мысалдар келтіре алады.
Үздік жаңалықтар
Өз пікіріңді білдір
Қанша жалақы аласыз?
25000-35000
35000-45000
45000-55000
55000-75000
75000-100000
100000-250000
Сайтта кім бар
Барлығы: 155
Қолданушылар: 2
Қонақтар: 153
Роботтар: 3
Zharkinay School12
Соңғы пікірлер
  • aiboll
    Жазған: aiboll
  • БГК
    Жазған: БГК
  • Венерок
    Жазған: Венерок
  • guizira1983
    Жазған: guizira1983
  • Кеулимжай
    Жазған: Кеулимжай
  • Арнұр
    Жазған: Арнұр
    Мына жаңалықта: Қимылды ойындар
  • ALTUH79
    Жазған: ALTUH79
  • Aiman Bolatbek
    Жазған: Aiman Bolatbek
  • Гүлнар Жолдасова
  • aiboll
    Жазған: aiboll
Ілмек сөздер
Сайт статистикасы
Яндекс.Метрика