Білімділер поралы

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Русский язык 8 класс
Цель: систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;
отрабатывать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умения: а) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, б) составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, в) различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составными именными сказуемыми; воспитывать любовь к природе.
Результат обучения: учащиеся смогут различать обобщающие слова от однородных членов предложения, уместно употребляя их в речи, правильно ставить знаки препинания.
Ключевые понятия: обобщающие, однородные члены предложения
Ресурсы: компьютер, презентация, учебник, раздаточный материал, рабочие тетради, иллюстрация картины с изображением зимней природы, выставка картин и сборников стихотворений.

Вид работы
I. Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
Добрый день! На улице снег, мороз и холодно, так давайте создадим теплую атмосферу в классе!
Ученики встают в круг радости и желают друг другу теплых слов.
Ученики расчитываются на 1 и 2. ( деление на группы) Выбор лидера. Жетоны по группам и критерий оценивания. Звучит класическая музыка «Зима».
Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Картины русских художников на тему «Зима» и портреты поэтов.

II. Стадия вызова
Я надеюсь, что работать вы будете прекрасно, отвечать уверенно, быстро и четко, читать выразительно, громко и звонко, писать аккуратно и красиво, а чувствовать себя на уроке легко и комфортно.
Повторение правил. Блиц – опрос: «Снежинка»
Метод «Ромашка Блума»
1. Осложненные предложения - это…
2. Однородными называются члены предложения, ….
3. Однородные члены отвечают…..
4. Однородные члены предложения чаще выражаются….
5. Между однородными членами бывают….
6. Однородными членами могут быть….
7. Однородные члены по отношению друг другу....
8. Между однородными членами, если нет союза, ставятся….
Проверка домашнего задания.
С помощью метода «Стенка на стенку» проводит проверку домашней работы.

Предложения с однородными членами на тему: «Пушкин о зиме». Сделать схемы предложений с однородными членами.
1 группа. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (« Зимний вечер») ( То О, то О ) – предложение с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в наст. вр, в изъявит. накл., в 3 лице, которые связаны разделительными повторяющимися союзами то – то)
2 группа. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит («Зимняя дорога») (О, О ) - предложение с однородными определениями, выраженными прилагательными
Признаки однородных членов. Вывод:
Отвечают на один и тот же вопрос;
Относятся к одному и тому же слову;
Связаны сочинительной связью;
Характеризуются перечислительной интонацией.

2. Синтаксическая минутка
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
В чём особенность этого предложения?
Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: уточнить и расширить знания…
учиться ставить …
Словарная работа. Обобщить - ОБОБЩ'ИТЬ
1. Сделать общим, придать чему - нибудь единичному общее значение. 2. Объединить, соединить вместе. Обобщить – жинақтау
Тире́ (французский tiret, от tirer — растягивать, черточка)
— один из знаков препинания, применяемый во многих языках.
Двоеточие (:) — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными,
пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

3. Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие – 2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3). Банан, яблоко, груша, апельсин –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
Работа со слайдами. Игра «Одним словом»
Работа над теоретическим материалом по учебнику.
ЗАПОМНИТЕ! Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены. В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, всё, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда. Нигде: ни в школе, ни дома, ни на бульваре - я друга не нашёл.
Работа со схемами по слайдам. Вывод:
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…
- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…
- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…
Работа с учебником. Упражнение 191 (устно) 1 группа 1 - 2, 2 группа 3 – 4. Упражнение 192 (письменно)
Работа по группам: Произвести синтаксический разбор.
Работа с текстом «Волшебница - зима».
Определить тип и стиль текста. Пересказать и найти предложение с однородными членами предложения.
- Индивидуальная работа. Тест.
Обведите номера правильных ответов.
1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;
в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.
2) С каким суждением вы не согласны:
а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;
б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов. в) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.
3) Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Дни стояли синеватые пасмурные. б) Нити осенних паутин блестели на траве на соломинках на былинках. в) В начале лета появилось много цветов колокольчики ночные фиалки голубые незабудки.
4) Укажите слово, которое не может быть обобщающим:
а) ромашка б) животные в) растения
5) Укажите предложение, в котором знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно:
а) Всегда хорош русский лес зимой и летом, осенью и зимой.
б) В лесах, в поле - всюду стали распускаться первые цветы.
в) Всюду чувствовался запах черёмухи в саду, в доме, на улице.
Организация проверки: Самопроверка (ответы записаны на доске)
Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 - б
Вывод: Критерии оценки: «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок
Творческая минутка
1 группа. Написать эссе на тему «Снегопад».
2 группа. Составить пятистишие на тему «Снег».

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия
Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня…
Я научился…
Я считаю полезным …
Я был бы рад…
Я хотел бы вам сказать…
Я был бы рад, если бы…
Теперь бы я хотел еще узнать…

Анализ и оценивание урока
Д/з: Выучить правило с. 114 - 115
1) выполнить упр. 194 с. 116
2) подготовиться к сочинению - описанию на тему «Зимний лес», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Подстепновская казахская средняя общеобразовательная школа
Учитель русского языка и литературы высшей категории:
Тлегенова Макпал Сагидоллиевна

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Материал рейтингісі:
  • 0
барлық дауыс бергендер: 0
Басқа жаңалықтарды оқу:
Загрузка...
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Үздік жаңалықтар
Бәйге бөлімі
  • Having fun. Abilities.

    To learn and practise Can/can't. To develop the pupil's habits of reading, speaking and writing, to support an interest to the English lesson.
  • Әртүрлі саладағы модельдер

    модель түрлерімен ажырата білуге, модель түрлерін анықтауға, модельдеудің қажеттілігін, оның пайдасын түсіндіру; оқушының шығармашылығын, ойлау қабілетін арттыру; еркін пікір білдіру мен өзара ...
  • Жұлдызды аспан

    Жұлдызды аспан – шоқжұлдыздар мен жұлдыздар олардың атаулары мен белгіленулері туралы ақпарат беру, айырмашылығын көрсету.
  • Зат есімнің септелуі

    Зат есімнің септелуі туралы түсінік беру. Септік жалғауларымен таныстырып, олардың сұрақтарын меңгерту. Оқушылардың топпен жұмыс істеу, ойлау, есте сақтау, зерделеу қабілеттерін дамыту.
  • Жұмбақ математика

    1 - ден 5 - ке дейін тура және кері санау, геометриялық пішіндерді ажырату; жұмбақ құрастыру, логикалық тапсырмаларды орындау арқылы балалардың тілін, ой – өрісін, ойлау қабілетін дамыту. ...
  • «Наурыз» С. Сейфуллин

    С. Сейфуллиның «Наурыз» өлеңді мәнерлеп оқиды. Сыни ойлауға үйренеді. Өлеңді жан - жақты талдайды. Жеке тұлға ретінде шығармашылыққа, іздемпаздылыққа баулу.
  • Ш. Мұртаза «Эльза – кішкентай періште»

    Жазушының өмірі мен шығармашылығынан мәлімет беру, үзіндіні толық талдау арқылы оқырманның рухани жан дүниесін байытудағы көркем шығарманың күш - қуатын таныту, идеялық мәнін ашу.
  • Презентацияларды құру. Безендіру шаблондары

    Презентацияны құру технологиясы туралы білімдерін қалыптастыру. Презентацияны жасауда өз шаблондарын құру технологиясын үйрену және оны практикада қолдана білу.
Соңғы пікірлер
Загрузка...
Өз пікіріңді білдір
5 күндік оқу кестесі дұрыс па?
Ия керемет
Бұрыннан күткем
Еш өзгеріс келтірмеді
Маған бәрібір
Жоқ бұрынғысы дұрыс еді
Сайтта кім бар
Барлығы: 268
Қолданушылар: 2
Қонақтар: 266
Роботтар: 2
Арайлым Бек данагул
Ілмек сөздер
Сайт статистикасы
Яндекс.Метрика