Білімділер поралы
загрузка...

К. Г. Паустовский «Рождение сказки». «Теплый Хлеб» — Сказка о труде и взаимной выручке

К. Г. Паустовский «Рождение сказки».
«Теплый Хлеб» — Сказка о труде и взаимной выручке
Цели урока: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя об авторе.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине — в деревне, потом в городе Киеве. С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди. Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн — Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, Гражданской войны. Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом.
В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая. В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле. В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова...

2. Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб».

3. Составление плана:
а) История раненого коня.
б) Мельник Панкрат.
в) Лютая зима.
г) Филька по прозвищу «Ну тебя».
д) Рассказ бабки.
е) Осознание Филькой своего поступка с конем.
ж) Разговор Фильки с Панкратом.
з) Как помогла Фильке старая сорока?
и) Как пришло спасение?
к) Как Филька помирился с раненым конем?

4. Образы героев сказки.
— Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик - вороной конь, «раненый, пострадал от врага».
Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик... ребята считали его колдуном».
Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».)
— Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».)
— Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?
Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание.

5. Реальное и фантастическое в сказке.
— Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки, — и указывается время действия. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.
В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.)
— Какие события сказки, по - вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыню»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.)
— Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции.)

6. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.
а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.)
б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:
• Зачем помирать? Надеяться надо.
• Льготного срока не будет.
• Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
• За твою дурь расплачиваться своим горбом?
• От теплоты лед начал оседать.
• Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.
• Хлеб - соль подносить.
• Не только человеку извинение требуется.
• Бери хлеб, мирись!
• Трещала как пулемет.

7. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»).
— Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся от злобы людской, мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
— Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?
— В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)

III. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.

Домашнее задание: сочинение - миниатюра «Я увидел чудо...».
Завершая работу над темой, учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение - миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.
Материал рейтингісі:
  • 0
барлық дауыс бергендер: 0
Басқа жаңалықтарды оқу:
Загрузка...
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Үздік жаңалықтар
Бәйге бөлімі
  • Having fun. Abilities.

    To learn and practise Can/can't. To develop the pupil's habits of reading, speaking and writing, to support an interest to the English lesson.
  • Әртүрлі саладағы модельдер

    модель түрлерімен ажырата білуге, модель түрлерін анықтауға, модельдеудің қажеттілігін, оның пайдасын түсіндіру; оқушының шығармашылығын, ойлау қабілетін арттыру; еркін пікір білдіру мен өзара ...
  • Жұлдызды аспан

    Жұлдызды аспан – шоқжұлдыздар мен жұлдыздар олардың атаулары мен белгіленулері туралы ақпарат беру, айырмашылығын көрсету.
  • Зат есімнің септелуі

    Зат есімнің септелуі туралы түсінік беру. Септік жалғауларымен таныстырып, олардың сұрақтарын меңгерту. Оқушылардың топпен жұмыс істеу, ойлау, есте сақтау, зерделеу қабілеттерін дамыту.
  • Жұмбақ математика

    1 - ден 5 - ке дейін тура және кері санау, геометриялық пішіндерді ажырату; жұмбақ құрастыру, логикалық тапсырмаларды орындау арқылы балалардың тілін, ой – өрісін, ойлау қабілетін дамыту. ...
  • «Наурыз» С. Сейфуллин

    С. Сейфуллиның «Наурыз» өлеңді мәнерлеп оқиды. Сыни ойлауға үйренеді. Өлеңді жан - жақты талдайды. Жеке тұлға ретінде шығармашылыққа, іздемпаздылыққа баулу.
  • Ш. Мұртаза «Эльза – кішкентай періште»

    Жазушының өмірі мен шығармашылығынан мәлімет беру, үзіндіні толық талдау арқылы оқырманның рухани жан дүниесін байытудағы көркем шығарманың күш - қуатын таныту, идеялық мәнін ашу.
  • Презентацияларды құру. Безендіру шаблондары

    Презентацияны құру технологиясы туралы білімдерін қалыптастыру. Презентацияны жасауда өз шаблондарын құру технологиясын үйрену және оны практикада қолдана білу.
Соңғы пікірлер
Өз пікіріңді білдір
5 күндік оқу кестесі дұрыс па?
Ия керемет
Бұрыннан күткем
Еш өзгеріс келтірмеді
Маған бәрібір
Жоқ бұрынғысы дұрыс еді
Сайтта кім бар
Барлығы: 480
Қолданушылар: 5
Қонақтар: 475
Роботтар: 4
жуманкуловна Самал Gulaiym togzan Серікбай
Ілмек сөздер
Сайт статистикасы
Яндекс.Метрика