Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


А. Дементьев «Баллада о матери»

06 сәуір 2013, Сенбі
Тема: А. Дементьев «Баллада о матери»

Цели: Продолжить знакомство с произведениями о матери, раскрыть идею баллады, способствовать созданию поисково - творческой атмосферы.
Задачи:
- довести до учащихся мысль автора о неугасимой материнской любви, помочь учащимся постичь суть произведения через внутренний мир героев;
- научить анализировать прочитанное, сопоставлять, поддержать стремление высказывать свои мысли
- воспитывать чувство любви и уважения к матери, способствовать формированию активной нравственной позиции
Наглядность: презентации, портреты
Методы и приемы: исследовательский, репродуктивный, эвристический
- чтение
- беседа
- сопоставление
- задание исследовательского характера
Эпиграф урока: «О матерях можно рассказывать бесконечно...»

Ход урока
1. Побуждение
Деление на группы
Отвечают на вопрос: «Что такое баллада?»

2. Осмысление
Проверка домашнего задания
1 группа - чтение баллады «Сердце»
2 группа – трансформация текста
1 группа – охарактеризовать Оксану
2 группа - охарактеризовать казака
Определите основную мысль баллады ( ради счастья сына мать жертвует собой)

Вступительное слово учителя
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо воскрешения.
Есть особые произведения в литературе, дорогие, близкие каждому человеку. Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений - «Балладой о матери» А. Дементьева.
Эпиграф урока: «О матерях можно рассказывать бесконечно...»
А. Дементьев - известный российский поэт - лирик. Поэт - песенник. Все мы знаем и любим его песни «Лебединая верность», «Яблоки на снегу», «Баллада о матери».
Первый исполнитель песни «Баллада о матери» - Евгений Мартынов, затем песню исполняли Лев Лещенко, София Ротару.
Чтение баллады учителем
Баллада о матери
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она...
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронесся материнский крик
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
«Алексей!»- кричали земляки
«Алексей!- кричали.- Добеги!»
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Словно сын ее услышать мог.
Дома ей все чудилось кино,
Все ждала вот - вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.
Ответы на вопросы
Что узнали из баллады?
Какое настроение она вызывает?
( Печаль живет в сердце матери, в ее памяти)
Словарная работа
Прочитать, составить словосочетания
Повторное чтение ( каждый ученик по 4 строчки) про себя, вслух.
Задания:
1 группа: найти эпитеты
2 группа: найти метафоры
1 группа: Какой вы представляете Мать у Дементьева?
( символ всех матерей)
2 группа: Каким вы представляете Алексея?
( символ отваги)
Габит Мусрепов. Новелла «Аклима»
Чтение новеллы учителем.
Задания:
1 группа - краткое содержание новеллы
2 группа - охарактеризовать Аклиму
Диаграмма Венна. Сопоставьте оба произведения: «Баллада о матери» А. Дементьева и «Аклима» Г. Мусрепова
Вывод учащихся
О чем говорили сегодня на уроке?
Какое впечатление произвела на вас баллада?
Какова идея баллады?
( вера в возвращение сына, память сердца)
Работа над эпиграфом урока

Заключительное слово учителя
Да, ребята, все, что нам свято и дорого, связано с именем Матери. Хлебороб, обращаясь к земле, говорит: «Спасибо тебе, кормилица - мать».
Солдат защищает Родину - мать.
Все, что у нас есть, дает нам природа - мать.
Мать дает нам жизнь, она оберегает.
Мать и жизнь - слова - синонимы.
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение.
Подготовить проект «Энциклопедия одного слова»
1. Слово «мать» ( лексическое значение)
2. Слова - родственники ( однокоренные слова)
3. Слова - друзья ( синонимы)
4. Слова - враги ( антонимы)
5. Слово в русских пословицах
6. Слово в названиях художественных произведений
7. Слово в названиях картин
8. Слово в названиях фильмов
9. Слово в названиях песен
10. Слово в других языках
Самооценка, оценивание учителем.
11 471
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Олжас Сулейменов «Волчата»
Олжас Сулейменов «Волчата»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
Детёныши животных
Детёныши животных
Алматы қаласы, Қ. А. Яссауи атындағы №123 мектеп - гимназиясының бастауыш сынып мұғалімі Ерланова Ш.А.
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
В. Осеева «Волшебное слово»
В. Осеева «Волшебное слово»
ст. Сулутобе, Шиелийский район Кунарова Лаура Куспангалиевна
Cинонимы
Cинонимы
Суентаева Жанат Сатановна лингвистическая школа - гимназия №24 города Актобе
Нанайская народная сказка «Айога»
Нанайская народная сказка «Айога»
Жамбыл облысы, Жуалы ауданы, Б. Момышұлы ауылы Г. Орджоникидзе атындағы №1 мектеп – гимназиясының бастауыш сынып мұғалімі Заппарова Индира Сапархановна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×