загрузка...


Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Учитель Канапина К. Г.

Тема урока по литературному чтению в 5 классе по теме: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цели урока:
- продолжить знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- c формировать интерес детей к чтению, развивать воображение,
наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения; формировать
умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения; использовать картины, воссоздающие воображение детей;
- воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа. Оборудование: слайды, репродукция В. Васнецова "Аленушка".

Ход урока
Организационный момент. (Психологический настрой учащихся)
1. Актуализация знаний.
Много жанров есть на свете Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас.
- О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
- Чем этот жанр отличается от других?
- По авторству, на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)
- По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.
Волшебные - происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Сказки про животных - главные герои - животные.
Бытовые - описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
2. Слайдовая презентация. Сказка.

II. Сообщение темы и целей.
Элементы разных сказок Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки Будь внимателен, дружок.
В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача - вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.
Костюм мальчика. - "Гуси - Лебеди", "Мальчик с пальчик", "Иванушка - Дурачок".
Кукла девочки. - "Снегурочка", "Царевна - лягушка", "Крошечка - Хаврошечка".
Камень -"Иван - Царевич и серый волк".
Вода. - "По щучьему веленью...", "Лягушка - путешественница", "Золотая рыбка".
Козленок - "Волк и семеро козлят", "Волк и коза".
А все эти предметы, в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.) Сформулируйте цели урока: познакомиться...
учиться читать
учиться отвечать на вопросы...
2. Подготовка к восприятию и сообщение темы урока
- Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?

5. Работа над названием сказки.
- Чтение названия сказки с доски.
- По названию определите главных героев.
- Что заметили в названии?
- Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?
- Какие отношения между героями?

6. Знакомство со сказкой. «Чтение с остановками».
Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли?
Чтение сказки учителем и детьми.

7. Первичный анализ.
- Слушал ли Иванушка свою сестру?
- К чему это привело?
- Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?
- Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?
- Почему "ведьму" никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?
Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.
- Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?
Выводютношения близких людей одинаковы и в радости и в горе

8. Работа над картиной.
Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно Девице одной.
Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.
- Что роднит сказку и картину?
- Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте)
- Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)
- А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. (Именно в воду бросила ведьма Аленушку).
Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

9. Домашнее задание: мысли про себя - внутренний монолог. Если вы проникнитесь сочувствием к Аленушке, обретете способность слышать ее внутренний голос, то сможете составить внутренний монолог.
Вернемся к сказке.
- Зачитайте слова Иванушки, которые он описывает как плач - заклинание.
Материал рейтингісі:
  • 0
барлық дауыс бергендер: 0
Басқа жаңалықтарды оқу:
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Үздік жаңалықтар
Серіктестер жаңалықтары
  • Сан есім

    Ақтөбе облысы, Мұғалжар ауданы, Ембі қаласы, №2 орта мектебінің бастауыш класс мұғалімі Шакибаева Алия Сагидуллақызы
  • Екі таңбалы санды бір таңбалы санға ауызша бөлу

    Қашаған Құржыманұлы атындағы №8 орта мектептің бастауыш сынып мұғалімі Бекмағанбетова Нұрсұлу Қосайқызы
  • Сolors - түстер

    Маңғыстау облысы, Маңғыстау ауданы, Жыңғылды ауылы, "Ақ шағала" балабақшасының ағылшын тілі маманы Төребаева Динара Тұрлыбайқызы
  • Domestic animals (Үй жануарлары)

    Маңғыстау облысы, Маңғыстау ауданы, Жыңғылды ауылы, "Ақ шағала" балабақшасының ағылшын тілі маманы Төребаева Динара Тұрлыбайқызы
  • Білесің бе, Елорданың тарихын?

    Маңғыстау облысы, Түпқараған ауданы, Ақшұқыр ауылы, М. Әбдіхалықов атындағы орта мектебінің І санатты бастауыш сынып мұғалімі Койшина Айсауле Итемгеновна
  • Өнерлі өрге жүзер

    Ақтөбе облысы, Мұғалжар ауданы, Ембі қаласы, №2 орта мектебі
  • Мысық - үй жануары

    Батыс Қазақстан облысы, Жәңгір хан атындағы жалпы білім беретін орта мектептің 3 сынып оқушысы Насиғазиева Айшаның шығармашылық жобаға арналған жұмысы Жетекшісі: Бижанова Гулбакит Тажиханқызы
  • Жетінші сәуір - дүниежүзілік денсаулық күні

    Атырау қаласы, №8 «Ақбота» шипа - жай типті бөбекжай - балабақшасы, Коммуналды мемлекеттік қазыналық кәсіпорының жоғары санатты тәрбиешісі Куанышева Даметкен Бисенқызы
загрузка...

Өз пікіріңді білдір
Қандай бәйге ұйымдастырғанын қалайсыз?
Үздік ашық сабақ
Үздік презентация
Үздік тәрбие сағаты
Үздік видеосабақ
Үздік ғылыми жұмыс
Сайтта кім бар
Барлығы: 50
Қолданушылар: 0
Қонақтар: 50
Роботтар: 4
Соңғы пікірлер
Ілмек сөздер
Сайт статистикасы
Яндекс.Метрика