Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы
Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы
История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества общества в его закономерно - объективном, альтернативном, диалектически сложном развитии.
Задачи исторического образования на современном этапе заключается в исследовании исторических процессов и развитии навыков исторического мышления, которое предполагает целостную характеристику изучаемого объекта, накопления и систематизацию фактического материала, анализ причинно - следственных связей событий.
Задачи исторического образования:
1. Предоставить учащимся возможность размышлять, сопоставлять, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, закономерностей, законов исторической науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт;
2. Сформировать способность работать в сотрудничестве для решения разнообразных задач, проявляя свои коммуникативные навыки;
3. Умение находить необходимую информации [1]
Увеличение объема информации, компьютеризации обучения требует умения обеспечивать организовать самостоятельное изучение материала.
Самостоятельное изучение материала – это сильнейшее средство эффективности обучения.
Л. Н. Толстой писал: Если ученик в колледже не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать.
Преимущества самостоятельной работы:
А) новая тема усваивается лучше, снижается нагрузка домашней подготовки;
Б) деятельность, преобразующая способ изложения, органически связана с развитием мышления; краткая запись помогает лучше запомнить вспомнить содержание;
В) разнообразит учебный труд, делает его более привлекательным, заставляет учащихся думать, анализировать [4]
Видов самостоятельной работы множество. Остановимся на тех, которые активно используются на занятиях. Например, история. Опорные схемы и таблицы. При изучении темы учащиеся заполняют структурную и сравнительно обобщающую таблицы. Учащиеся должны:
А) определить периоды древнего и позднего каменного веков;
Б) определить хронологические рамки древнего и позднего каменного веков
Самостоятельный анализ таблиц позволяет учащимся сделать вывод об изменениях, происшедших в жизни людей. Работа над заполнением таблиц продолжается и на других уроках. Например, при изучении темы « Ранние государства на территории Казахстана» По завершению работы с таблицей учащиеся составляют вопросы и задают группе. За правильно сформулированный вопрос и за ответ получают оценки.
По «Всемирной истории» предлагаю учащимся заполнить сравнительную таблицу «Экономический кризис 1929 - 1933 гг. в странах Европы и США».
Затем учащиеся анализируют таблицу, определяют характер и основные тенденции развития ведущих стран мира и разрешают такие проблемы:
1. «Новый курс» Рузвельта: могли ли США пойти другим путём?
2. Чему учит исторический опыт Германии в 1920 – 1930 годах?
3. В чём сходство и различие в политике Рузвельта и Гитлера?
4. Сравните тоталитарный режим в Германии и Италии.
Прошу обосновать свой ответ, подтвердить фактами.
Система выделения главного в историческом материале путём заполнения схем и таблиц способствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитие основных событий, глубже понять социально – экономические и политические процессы.
Одним из наиболее распространённых видов самостоятельной работы является работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками. Предлагаю учащимся составить план рассказа, или подобрать в тексте факты.
Используя приём «Инсерт» - чтение параграфа с карандашом в руке. Учащиеся используют значки для маркировки текста: «V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе, или думал, что знал; «?» - не понял, есть вопросы. Затем заполняем сводную таблицу – Плюс – Минус – Интересно [4],[5].
При изучении восстаний ХVIII – XIX вв. учащиеся выделяют причины явления, основные события, повод к нему, сопоставляют их, сравнивают. Затем составляют по 2 - 3 вопроса по теме, обмениваются и отвечают на вопрос
Самостоятельная работа учащихся на уроке является составной частью многих современных технологий, например, модульной [3].
Цель модуля – расчленение темы на компоненты в соответствие с дидактическими задачами, определения для всех компонентов целесообразный форм обращения. В учебной практике чаще всего модульное деление темы осуществляется следующим образом:
- Вводная часть (знакомство с общей структурой модуля, определение целей и задач, краткое объяснение материала, запись тезисы в тетрадь).
Примерные вопросы теста:
1) Сущностью коллективизации было…?
2) Для 30 - х годов были не характерны…?
3) Коллективизация в стране проходила в условиях…?
4) К чему привела индустриализация страны?
5) Каковы итоги коллективизации? И. т. д.
2. Предлагаю учащимся выразить свое отношение к тем экономическим процессам, которые проходили в стране в 1930 - е годы (письменно).
Индивидуально - групповая работа имеет разные формы: « займи позицию»», «карусель», «дерево решений». Эти формы эффективны, положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и активизируют мышление, воображение, память, внимание [5].
Одним из основных видов самостоятельной работы является подготовка и защита рефератов и презентаций, кроссвордов. Темы учащимся даются заранее по которым они готовят рефераты и презентации:
- Казахстан в эпоху камня; - Великая Отечественная война; - Независимый Казахстан и др.
Кроссворды и тесты учащиеся составляют на обобщающих уроках.
Правильно организованная работа даёт определённые результаты:
1. Приобретение новых знаний и умений самостоятельно осуществляется на основе работы с учебником, выполнения работ сравнительного и аналитического характера;
2. Выработка умения применить знания на практике;
3. Развитие умения творческого характера [6].
Современные методики позволяют реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, конструктивного взаимодействия, создать доброжелательную обстановку. Уроки становятся интересными, происходит постоянный поиск новых путей решения, процесс открытия новых знаний.
Список использованной литературы
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Д. Теория и методика преподавания истории. – М.:, 2014.
2. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 2008.
3. Жанпеисова М. М. Модульная технология обучения. – Алматы, 2002.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5. Селевко Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление. – Ярославль, 1991.
6. Ратанова Т. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. – М.: Русь, 2004.
Махметова Шынар Умиржановна
преподаватель истории ЗКИТК
ЗКО г. Уральск