Доклад Новый взгляд на оценивание обучения
Новый взгляд на оценивание обучения.
«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей»
Майкл Барбер, профессор, эксперт в области международных исследований в сфере образования
Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем современного образования. Современные мировые тенденции в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Это ключевой вопрос международного исследования оценки образовательных достижений учащихся PISA.
Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно - деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей. Понимание правильности и объективности поставленных оценок, всегда стоит на первом месте. Насколько современны средства оценки с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит успешное функционирование процесса образования. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся - обеспечить качество их знаний, уровень их развития. Все существующие в современном образовании, классификации методов оценивания предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. « Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе обучения, направления, в котором следует разваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.»[1, с. 163]. Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения», изученные ресурсы первого этапа «Лицом к лицу», виды оценивания – суммативное оценивание (оценивание обучения) и формативное оценивание (оценивание для обучения), помогли изменить мое представление о системе оценивания. Это две главные стороны процесса обучения, которые подтолкнули меня на необходимость поиска принципиально иных подходов к оцениванию, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся в обучении. При проведении моих уроков истории, необходимо стало использовать оба вида оценивания, стремясь к тому, чтобы они помогали реализовывать идеи Программы Кембриджского проекта в процессе обучения. Для начала, я определила для своей работы, первый приоритет - система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно - оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. При формировании самооценки и взаимооценки создаются хорошие условия для дифференцированной работы.
Г. Ж. Садвакасова
КГУ « средняя общеобразовательная школа – лицей № 38»
Город Семей, ВКО