Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Цель: 1. познакомить с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом; создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
2. способствовать развитию устной выразительной речи, обогащению словарного запаса учащихся;
3. Воспитывать добросовестное отношение к учению, прививать любовь к физическому труду
Оборудование: интерактивная доска, карточки с буквами,
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Психологический настрой урока
Включайте лампочки - улыбки,
Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому - то лучика тепла.
- Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом, пополнил ваши знания.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым произведением, выполнять интересную работу на карточках.
ІІІ. Переход к новой теме
* Определение темы урока по буквам
- Соберите правильно слова из букв у себя на карточках, и вы узнаете, с произведением какого автора будем знакомиться.
ІV. Сообщение новой темы и цели урока Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
* Опережающее задание. Сообщение учащихся о Н. А. Некрасове
1) Биография Н. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье.
А всего в семье было 14 детей.
Отец — небогатый помещик, бывший офицер. Был строг и жесток с семьёй.
Мать — дворянка. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет.
2) Рассказы о трудной жизни детей в ХІХ веке
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей.
3) Работа с репродукцией картины.
- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского.
- Кого мы видим на картине?
- Как они одеты?
- Какое жилище у крестьян?
- Легко ли жилось крестьянам и их детям?
Правильно, мы видим большую семью у бедного дома. Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое. Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян.
И особенно бедным детям, своим друзьям.
Ему принадлежат эти слова, которые вы видите на доске.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Конечно же, господскому сыну Некрасову не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому Некрасову было известно все о бедном житье крестьянских детей.
- Посмотрите ещё раз на портрет и скажите какой это был человек? (добрый, отзывчивый)
4) Знакомство со стихотворением Некрасова о крестьянских детях.
Посмотрите внимательно на доску.
- С каким же произведением Н. А. Некрасова мы сегодня познакомимся на уроке?
- Как вы думаете, о ком мы с вами будем сегодня изучать? (о крестьянских детей,
об их трудной жизни)
- Это произведение о крестьянских детях. Прочитав и послушав это стихотворение мы узнаем, как им жилось в то историческое время.
5) Слушание аудиозаписи на тему «Мужичок с ноготок»
- Кто автор?
- Когда и где происходит действие?
- Кто главный герой стихотворения?
- Сколько мальчику лет?
- Каким тоном мальчик разговаривает с прохожим? Почему?
- Каким вы представляете себе Власа?
6) Выразительное чтение учащимися стихотворения
7) Словарная работа.
- Ребята, вот мы с вами прослушали аудиозапись, несколько раз сами прочитали стихотворение, встретились ли слова, которые могли быть не понятны многим из вас. - - Давайте их попробуем объяснить
в студёную пору - очень холодно
хворост - сухие отпавшие ветки деревьев, высохшие тонкие сучья или стволы.
узда - часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.
в полушубке овчинном – короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
вестимо – конечно, разумеется (Это устаревшее слово)
8) Выборочное чтение
- Зачитайте только описание зимнего дня, когда автор встретил мальчика.
- Что в студёную пору делал маленький мальчик в лесу? Чем занимался в это время отец?
- Как был одет мальчик? Найдите описание в тексте.
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу?
- Почему Власу приходилось выполнять такую трудную, совсем недетскую работу?
- Что ещё делает мальчика схожим с настоящим мужчиной? (манера поведения, слова)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
9) Работа по картине
А теперь, ребята посмотрите на эти картиы и сравните жизнь крестьянских детей и детей в наше время. (Слаид)
V. Итог урока
Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям.
Крестьяне - бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение городским богачам и ремесленникам. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью - нибудь изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу.
Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд.
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н. А. написал это стихотворение?
(Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
VІ. Чтение пословиц о труде, о знаний.
*Знание — сила.
*Золото добывают из земли, а знания – из книги.
*Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
*В труде рождаются герои.
*Суди о человеке по его труду.
*Труд всё побеждает.
*Труд кормит, а лень портит.
*Где труд, там и счастье.
VІІ. Заключительное слово учителя.
- Прочитайте слова, записанные на доске ещё раз:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано
- Сбылись ли надежды Некрасова на будущее детей?
- Лучше ли живётся вам сейчас чем Власу?
Цените своё беззаботное детство, школьные годы и те знания, которые вы получаете в школе.
VІІІ. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение
ІХ. Комментирование оценок
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы
Боранқұл селосы, Боранқұл орта мектебі
Орыс тілі пәнінің мұғалімі Уелбаева Бибиля
Цель: 1. познакомить с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом; создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
2. способствовать развитию устной выразительной речи, обогащению словарного запаса учащихся;
3. Воспитывать добросовестное отношение к учению, прививать любовь к физическому труду
Оборудование: интерактивная доска, карточки с буквами,
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Психологический настрой урока
Включайте лампочки - улыбки,
Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому - то лучика тепла.
- Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом, пополнил ваши знания.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым произведением, выполнять интересную работу на карточках.
ІІІ. Переход к новой теме
* Определение темы урока по буквам
- Соберите правильно слова из букв у себя на карточках, и вы узнаете, с произведением какого автора будем знакомиться.
ІV. Сообщение новой темы и цели урока Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
* Опережающее задание. Сообщение учащихся о Н. А. Некрасове
1) Биография Н. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье.
А всего в семье было 14 детей.
Отец — небогатый помещик, бывший офицер. Был строг и жесток с семьёй.
Мать — дворянка. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет.
2) Рассказы о трудной жизни детей в ХІХ веке
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей.
3) Работа с репродукцией картины.
- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского.
- Кого мы видим на картине?
- Как они одеты?
- Какое жилище у крестьян?
- Легко ли жилось крестьянам и их детям?
Правильно, мы видим большую семью у бедного дома. Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое. Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян.
И особенно бедным детям, своим друзьям.
Ему принадлежат эти слова, которые вы видите на доске.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Конечно же, господскому сыну Некрасову не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому Некрасову было известно все о бедном житье крестьянских детей.
- Посмотрите ещё раз на портрет и скажите какой это был человек? (добрый, отзывчивый)
4) Знакомство со стихотворением Некрасова о крестьянских детях.
Посмотрите внимательно на доску.
- С каким же произведением Н. А. Некрасова мы сегодня познакомимся на уроке?
- Как вы думаете, о ком мы с вами будем сегодня изучать? (о крестьянских детей,
об их трудной жизни)
- Это произведение о крестьянских детях. Прочитав и послушав это стихотворение мы узнаем, как им жилось в то историческое время.
5) Слушание аудиозаписи на тему «Мужичок с ноготок»
- Кто автор?
- Когда и где происходит действие?
- Кто главный герой стихотворения?
- Сколько мальчику лет?
- Каким тоном мальчик разговаривает с прохожим? Почему?
- Каким вы представляете себе Власа?
6) Выразительное чтение учащимися стихотворения
7) Словарная работа.
- Ребята, вот мы с вами прослушали аудиозапись, несколько раз сами прочитали стихотворение, встретились ли слова, которые могли быть не понятны многим из вас. - - Давайте их попробуем объяснить
в студёную пору - очень холодно
хворост - сухие отпавшие ветки деревьев, высохшие тонкие сучья или стволы.
узда - часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.
в полушубке овчинном – короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
вестимо – конечно, разумеется (Это устаревшее слово)
8) Выборочное чтение
- Зачитайте только описание зимнего дня, когда автор встретил мальчика.
- Что в студёную пору делал маленький мальчик в лесу? Чем занимался в это время отец?
- Как был одет мальчик? Найдите описание в тексте.
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу?
- Почему Власу приходилось выполнять такую трудную, совсем недетскую работу?
- Что ещё делает мальчика схожим с настоящим мужчиной? (манера поведения, слова)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
9) Работа по картине
А теперь, ребята посмотрите на эти картиы и сравните жизнь крестьянских детей и детей в наше время. (Слаид)
V. Итог урока
Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям.
Крестьяне - бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение городским богачам и ремесленникам. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью - нибудь изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу.
Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд.
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н. А. написал это стихотворение?
(Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
VІ. Чтение пословиц о труде, о знаний.
*Знание — сила.
*Золото добывают из земли, а знания – из книги.
*Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
*В труде рождаются герои.
*Суди о человеке по его труду.
*Труд всё побеждает.
*Труд кормит, а лень портит.
*Где труд, там и счастье.
VІІ. Заключительное слово учителя.
- Прочитайте слова, записанные на доске ещё раз:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано
- Сбылись ли надежды Некрасова на будущее детей?
- Лучше ли живётся вам сейчас чем Власу?
Цените своё беззаботное детство, школьные годы и те знания, которые вы получаете в школе.
VІІІ. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение
ІХ. Комментирование оценок
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы
Боранқұл селосы, Боранқұл орта мектебі
Орыс тілі пәнінің мұғалімі Уелбаева Бибиля
Жаңалықтар
План развития одаренных детей
Учитель русского языка и литературы: Шаукебаева Айнур Сапаргалиевна
Родственные слова. Корень слова
Организовывать деятельность по обогащению словарного запаса учащихся.
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Части речи
Мы будем сегодня закрепить знания о частях речи. Будем выполнять разные интересные задания, будем обогащать свой словарный запас, я хочу, чтобы у вас в дальнейшем были желания изучить русский язык.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.