Вводные слова (8 класс)
Изтелеуова Б. К.
Средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области
Вводные слова 8 класс
Проанализируйте данные предложения, выясните, чем они осложнены, расставьте недостающие знаки препинания.
1. Люди будьте внимательнее к своим близким.
2. Люди может быть месяц в пути и назад не вернёт их ни страх ни железная сила.
3. Размена чувств и мыслей между нами не может быть.
Цели урока:
Узнать, что такое вводное слово.
Зачем вводные слова используют в речи.
Как отличить вводные слова от слов - омонимов.
Что нужно о знаках препинания в предложениях с вводными словами
Что такое вводные слова?
Вводить (ввод) – это значит приводить внутрь, в пределы чего - нибудь: вводить мяч в игру, ввести данные в память машины, ввести в мир музыки.
Вводный – служащий ввода, включенный во что - нибудь.
Исходя из значений родственных слов, делаем вывод, что вводные слова – это конструкции, введённые в структуру предложения.
Вводные слова
- выражают отношение говорящего к сообщаемому
- не являются членами предложения, поэтому могут перемещаться по предложению или даже быть изъятыми из него (можно исключить)
- в письменной речи выделяются запятыми
в устной речи выделяются интонацией вводности
Группы вводных слов по значению:
(в учебнике таблица 5 стр. 291)
- различная степень уверенности (конечно )
- различные чувства (к счастью …);
- источник сообщения (по - твоему…);
- порядок мыслей (во - первых…);
- способ оформления мыслей (итак…)
Зачем вводные слова используются в речи?
Вводные слова делают речь более эмоциональной, выразительной и точной.
Вставьте вместо точек вводные слова, данные в скобках в конце каждого предложения, спишите получившийся текст.
В горах.
Перевал … был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому склону, справа возвышалось что - то серое … громада другой горы … они добрались уже до вершины (пожалуй, наверно, значит). Ветер по - прежнему безумствовал в своей неуёмной ярости, будто в невидимой гигантской трубе выло, стонало, даже звенело … звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз … крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).
Выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение; найти вводное слово; определить, к какой группе по значению относится вводное слово; объяснить знаки препинания при вводных словах.
1. Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
2. По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.
3. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
4. К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.
5. Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.
- Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?
Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
- Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?
Игра “Кто больше?”
(Работа по вариантам)
Учащиеся должны за 1 минуту записать как можно больше вводных слов со значением: а) уверенности; б) сомнения, предположения; в) различных чувств;
г) источника сообщения; д) порядка мыслей, их связи; е) замечания о способах оформления мыслей.
Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?
Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.
Но и здесь возникает трудность:
в учебнике список вводных слов очень ограничен.
Записать предложение:
Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет). (призыв к собеседнику).
Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т. д.)
Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
А) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.
Б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Обобщение темы: “Трудности при выделении вводных слов”:
Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.
Союз “а” /реже “но”/не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.
Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.
В данные предложения ввести вводные слова с различными значениями (по - моему, вероятно, конечно, действительно, без сомнения).
1. Курение разрушает организм человека. 2. Спортсмены нашей школы заняли одно из первых мест в районе. 3. Правильный выбор профессии - важнейший шаг в жизни молодого человека. 4. Человек должен оставить после себя след на земле.
Синтаксический разбор предложений:
К сожалению, дорогу нам преградил ручей.
К сожалению его примешивалась обида.
Когда смотришь вниз, кажется, что самолет скользит по снежной равнине?
Основы дурных манер лежат, как правило, во взглядах человека.
Во - первых, заниженное представление о своих обязанностях.
Анализ предложений:
1. Наша команда победит.
2. Наша команда, безусловно, победит.
3. Возможно, наша команда победит.
4. К счастью, наша команда победит.
5. По мнению тренера, наша команда победит.
Вопросы для анализа:
1) Прочитайте предложения. О чем в них сообщается? 2) В этих предложениях сообщается о разном или об одном и том же? 3) Чем же отличаются эти предложения? Что выражает слово безусловно! 4) Можно ли изменить его место в предложении? Где оно может стоять в предложении? Попробуйте заменить его другим словом, близким по смыслу. Прочитайте полученные предложения. Изменился ли смысл этого предложения? Найдите в других предложениях слова, которые показывают различное отношение к тому, о чем сообщается. Какое отношение к сообщению они выражают? 7) Попробуйте изменить их место в предложении и заменить другими словами, близкими по смыслу. Изменился ли от этого смысл предло - жений? 8) Если эти слова исключить из предложения, что изменится в нем? 9) Если эти слова не влияют на содержание высказывания, являются ли они членами предложения? 10) Прочитайте предложения, проследите, выделяются ли эти слова при помощи интонации?
Средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области
Вводные слова 8 класс
Проанализируйте данные предложения, выясните, чем они осложнены, расставьте недостающие знаки препинания.
1. Люди будьте внимательнее к своим близким.
2. Люди может быть месяц в пути и назад не вернёт их ни страх ни железная сила.
3. Размена чувств и мыслей между нами не может быть.
Цели урока:
Узнать, что такое вводное слово.
Зачем вводные слова используют в речи.
Как отличить вводные слова от слов - омонимов.
Что нужно о знаках препинания в предложениях с вводными словами
Что такое вводные слова?
Вводить (ввод) – это значит приводить внутрь, в пределы чего - нибудь: вводить мяч в игру, ввести данные в память машины, ввести в мир музыки.
Вводный – служащий ввода, включенный во что - нибудь.
Исходя из значений родственных слов, делаем вывод, что вводные слова – это конструкции, введённые в структуру предложения.
Вводные слова
- выражают отношение говорящего к сообщаемому
- не являются членами предложения, поэтому могут перемещаться по предложению или даже быть изъятыми из него (можно исключить)
- в письменной речи выделяются запятыми
в устной речи выделяются интонацией вводности
Группы вводных слов по значению:
(в учебнике таблица 5 стр. 291)
- различная степень уверенности (конечно )
- различные чувства (к счастью …);
- источник сообщения (по - твоему…);
- порядок мыслей (во - первых…);
- способ оформления мыслей (итак…)
Зачем вводные слова используются в речи?
Вводные слова делают речь более эмоциональной, выразительной и точной.
Вставьте вместо точек вводные слова, данные в скобках в конце каждого предложения, спишите получившийся текст.
В горах.
Перевал … был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому склону, справа возвышалось что - то серое … громада другой горы … они добрались уже до вершины (пожалуй, наверно, значит). Ветер по - прежнему безумствовал в своей неуёмной ярости, будто в невидимой гигантской трубе выло, стонало, даже звенело … звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз … крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).
Выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение; найти вводное слово; определить, к какой группе по значению относится вводное слово; объяснить знаки препинания при вводных словах.
1. Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
2. По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.
3. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
4. К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.
5. Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.
- Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?
Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
- Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?
Игра “Кто больше?”
(Работа по вариантам)
Учащиеся должны за 1 минуту записать как можно больше вводных слов со значением: а) уверенности; б) сомнения, предположения; в) различных чувств;
г) источника сообщения; д) порядка мыслей, их связи; е) замечания о способах оформления мыслей.
Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?
Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.
Но и здесь возникает трудность:
в учебнике список вводных слов очень ограничен.
Записать предложение:
Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет). (призыв к собеседнику).
Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т. д.)
Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
А) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.
Б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Обобщение темы: “Трудности при выделении вводных слов”:
Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.
Союз “а” /реже “но”/не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.
Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.
В данные предложения ввести вводные слова с различными значениями (по - моему, вероятно, конечно, действительно, без сомнения).
1. Курение разрушает организм человека. 2. Спортсмены нашей школы заняли одно из первых мест в районе. 3. Правильный выбор профессии - важнейший шаг в жизни молодого человека. 4. Человек должен оставить после себя след на земле.
Синтаксический разбор предложений:
К сожалению, дорогу нам преградил ручей.
К сожалению его примешивалась обида.
Когда смотришь вниз, кажется, что самолет скользит по снежной равнине?
Основы дурных манер лежат, как правило, во взглядах человека.
Во - первых, заниженное представление о своих обязанностях.
Анализ предложений:
1. Наша команда победит.
2. Наша команда, безусловно, победит.
3. Возможно, наша команда победит.
4. К счастью, наша команда победит.
5. По мнению тренера, наша команда победит.
Вопросы для анализа:
1) Прочитайте предложения. О чем в них сообщается? 2) В этих предложениях сообщается о разном или об одном и том же? 3) Чем же отличаются эти предложения? Что выражает слово безусловно! 4) Можно ли изменить его место в предложении? Где оно может стоять в предложении? Попробуйте заменить его другим словом, близким по смыслу. Прочитайте полученные предложения. Изменился ли смысл этого предложения? Найдите в других предложениях слова, которые показывают различное отношение к тому, о чем сообщается. Какое отношение к сообщению они выражают? 7) Попробуйте изменить их место в предложении и заменить другими словами, близкими по смыслу. Изменился ли от этого смысл предло - жений? 8) Если эти слова исключить из предложения, что изменится в нем? 9) Если эти слова не влияют на содержание высказывания, являются ли они членами предложения? 10) Прочитайте предложения, проследите, выделяются ли эти слова при помощи интонации?
Жаңалықтар
Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь: общая часть родственных слов?
Простое осложненное предложение
систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
город Атырау, средняя школа № 24 учитель русского языка и литературы Курбанова Нуржамал
Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах
Управление образования г. Астаны ГККП "Колледж транспорта и коммуникаций" преподаватель Хайруллина С. М
Билеты по русскрму языку для казахских школ 9 класс
Экзаменационный материал для 9-х классов по русскому языку в школах с казахским языком обучения в 2011-2012 учебном году Билет № 1 1. Фонетика как раздел языкознания. Слог. Ударение. Двойные гласные. 2. Выполнить синтаксический разбор СП с
Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.