Род имён существительных
Русский язык. 3 класс.
Тема: Род имён существительных
Цели и задачи:
- познакомить детей с понятием «род имён существительных»; с приёмами определения рода имён существительных;
- развивать умение распознавать части речи, орфографическую зоркость, речь учащихся;
- закрепить умения учащихся определять род существительных в ед., и во мн. ч.,;
обогащение словаря учащихся новыми именами существительными;
развитие навыка точного употребления существительных в речи Воспитание дисциплины, взаимоуважения.
Тип урока: обобщение и закрепление.
Наглядные материалы: таблица по рус. языку для 3 класса, интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным, повторим изученные орфограммы, поработаем над тем, чтобы новый материал лучше усвоить, а пока откроем тетради, запишем число, классная работа.
II. Орфографическая разминка:
Попробуй вставить вместо значка букву, и прочтите скороговорку.
– Кто быстрее сможет произнести эту скороговорку.
– Запишите её в тетрадь, выделяя все ошибкоопасные места.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Обозначьте части речи подлежащего и сказуемого.
Минутка Чистописания
1. На доске: тростник, лестница, вестник, местность
– А что объединяет эти слова между собой?
- Какую орфограмму имеют эти слова? (непроизн. согл. в корне слова )
- Какое существительное среди них лишнее?
- Подберите проверочные слова к остальным словам (устно).
2. – Какой звук в этих словах непроизносимый?
- А какой буквой обозначается на письме звук «т»?
- Определите порядок следования букв в данном ряду.
На доске: Т т р р Т т Т т р
- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
III. Словарная работа.
Картинный диктант.
– Я буду показывать картинки, а вы записываете слова в строчку.
Словарь: пальто, машина, топор, яблоко, лопата, барабан.
– Обозначьте ударение и буквы, написание которых нужно запомнить.
Беседа.
– Слова, какой части речи вы записали?
– Докажите. Что такое имя существительное?
– На какие группы можно разделить эти слова?
– По какому признаку?
– Новое слово из словарика вы определите с помощью шифра:
М А Ш И Н А
+ * -? @ *
З О Н Т
! $ @ =
И Г Л А
? / ( ) *
+ * / *!? @
- Какое это слово?
- Сформулируйте лексическое значение этого слова.
Магазин – это помещение, в котором ведут торговлю. Слово пришло из арабского языка. «Хазана» по - арабски – «собрал, наложил».
- Найдите слово «магазин» в орфографическом словаре. Запишите его.
Определите орфограммы, которые спрятались в этом слове.
- Для того чтобы вы запомнили написание этого слова, найдите ещё два слова, которые спрятались в этом слове - запоминалки.
МАГАЗИН, МАГАЗИН
- волшебник, чародей
- полезное ископаемое
III. Постановка учебной задачи.
У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
Чтобы вы не ошибались, в помощь вам я хочу вам рассказать лингвистическую сказку.
Лингвистическая сказка.
«Жила – была в стране Слов королева. Слов было так много, что королева путала слова. Тогда она решила издать указ: «Кто придумает различия для имен существительных, тому я подарю эти слова». Услышали это муж и жена. Побежали они, набрали себе много слов. «Пусть мои слова будут мужского рода!» – сказал муж. «А мои слова – женского рода!» - сказала жена. «А как же мы?» - спросили оставшиеся слова. « А вы, - ответила им королева, - будете среднего рода!». Так с тех самых пор и стали различать существительные по родам: мужского, женского и среднего рода».
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени сущ.,
- Так как же разделить данные слова на 3 группы? (Существительное, которое можно заменить личным местоимением он – сущ. М. р., она – ж. р., оно – ср. р.)
Слайд -
IV. Работа по новой теме.
Чтобы определить род имён существительных, нужно поставить существительное в начальную форму.
V. Оздоровительная минутка. Зрительная гимнастика.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)
Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой – м. р)
1. Гимнастика для глаз. Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
Дети: Рисунок.
У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
Работа по учебнику.
Упражнение 243. Поставь существительные множественного числа в начальную форму. Определи род.
Взаимопроверка
Упражнение 244. Поставь выделенные существительные в начальную форму и определи их род. Рассуждай так: что? сосна - она, моя. Окончание - а
Значит, существительное женского рода.
А если существительное стоит в единственном числе, но в предложении его форма изменена (для связи слов в предложении)? Поставить существительное в н. ф., ед. ч.
Упражнение 245. Спиши. Образуй существительные женского рода. Выдели окончание, корень и суффикс.
IV. Физминутка (под музыку)
Заучивание наизусть рифмовки:
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой!»
Средний род: «Оно - моё».
Это правило – твоё!
4. Ребусы (слайд )
Игра: “Разложи тетради в портфели”. м. р. ж. р. с. р.
Дверь, окно, сказка, метро, конь, работа, дерево, ветер, школа.
Страничка “Знаете ли вы, что…”. (Слайд 12).
• В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т. д.).
Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега – имели форму двойственного числа.
• Во многих языках мира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.
• Существительное стол во французском языке женского рода, а слово ложка в немецком языке мужского рода.
Итог урока.
Ребята, я вам предлагаю подытожить наш урок с помощью игры « Да - нет»
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).
- О чём говорили? (о роде имени существительного).
- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений - помощников и по конечным буквам слова).
- Ребята, а что помогло нам справиться с серьёзной и интересной работой? (Наша дружба, сплочённость, взаимовыручка).
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
V. Домашнее задание.
Повторение правил.
VI. Выставление оценок.
Тема: Род имён существительных
Цели и задачи:
- познакомить детей с понятием «род имён существительных»; с приёмами определения рода имён существительных;
- развивать умение распознавать части речи, орфографическую зоркость, речь учащихся;
- закрепить умения учащихся определять род существительных в ед., и во мн. ч.,;
обогащение словаря учащихся новыми именами существительными;
развитие навыка точного употребления существительных в речи Воспитание дисциплины, взаимоуважения.
Тип урока: обобщение и закрепление.
Наглядные материалы: таблица по рус. языку для 3 класса, интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным, повторим изученные орфограммы, поработаем над тем, чтобы новый материал лучше усвоить, а пока откроем тетради, запишем число, классная работа.
II. Орфографическая разминка:
Попробуй вставить вместо значка букву, и прочтите скороговорку.
– Кто быстрее сможет произнести эту скороговорку.
– Запишите её в тетрадь, выделяя все ошибкоопасные места.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Обозначьте части речи подлежащего и сказуемого.
Минутка Чистописания
1. На доске: тростник, лестница, вестник, местность
– А что объединяет эти слова между собой?
- Какую орфограмму имеют эти слова? (непроизн. согл. в корне слова )
- Какое существительное среди них лишнее?
- Подберите проверочные слова к остальным словам (устно).
2. – Какой звук в этих словах непроизносимый?
- А какой буквой обозначается на письме звук «т»?
- Определите порядок следования букв в данном ряду.
На доске: Т т р р Т т Т т р
- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
III. Словарная работа.
Картинный диктант.
– Я буду показывать картинки, а вы записываете слова в строчку.
Словарь: пальто, машина, топор, яблоко, лопата, барабан.
– Обозначьте ударение и буквы, написание которых нужно запомнить.
Беседа.
– Слова, какой части речи вы записали?
– Докажите. Что такое имя существительное?
– На какие группы можно разделить эти слова?
– По какому признаку?
– Новое слово из словарика вы определите с помощью шифра:
М А Ш И Н А
+ * -? @ *
З О Н Т
! $ @ =
И Г Л А
? / ( ) *
+ * / *!? @
- Какое это слово?
- Сформулируйте лексическое значение этого слова.
Магазин – это помещение, в котором ведут торговлю. Слово пришло из арабского языка. «Хазана» по - арабски – «собрал, наложил».
- Найдите слово «магазин» в орфографическом словаре. Запишите его.
Определите орфограммы, которые спрятались в этом слове.
- Для того чтобы вы запомнили написание этого слова, найдите ещё два слова, которые спрятались в этом слове - запоминалки.
МАГАЗИН, МАГАЗИН
- волшебник, чародей
- полезное ископаемое
III. Постановка учебной задачи.
У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
Чтобы вы не ошибались, в помощь вам я хочу вам рассказать лингвистическую сказку.
Лингвистическая сказка.
«Жила – была в стране Слов королева. Слов было так много, что королева путала слова. Тогда она решила издать указ: «Кто придумает различия для имен существительных, тому я подарю эти слова». Услышали это муж и жена. Побежали они, набрали себе много слов. «Пусть мои слова будут мужского рода!» – сказал муж. «А мои слова – женского рода!» - сказала жена. «А как же мы?» - спросили оставшиеся слова. « А вы, - ответила им королева, - будете среднего рода!». Так с тех самых пор и стали различать существительные по родам: мужского, женского и среднего рода».
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени сущ.,
- Так как же разделить данные слова на 3 группы? (Существительное, которое можно заменить личным местоимением он – сущ. М. р., она – ж. р., оно – ср. р.)
Слайд -
IV. Работа по новой теме.
Чтобы определить род имён существительных, нужно поставить существительное в начальную форму.
V. Оздоровительная минутка. Зрительная гимнастика.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)
Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой – м. р)
1. Гимнастика для глаз. Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
Дети: Рисунок.
У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
Работа по учебнику.
Упражнение 243. Поставь существительные множественного числа в начальную форму. Определи род.
Взаимопроверка
Упражнение 244. Поставь выделенные существительные в начальную форму и определи их род. Рассуждай так: что? сосна - она, моя. Окончание - а
Значит, существительное женского рода.
А если существительное стоит в единственном числе, но в предложении его форма изменена (для связи слов в предложении)? Поставить существительное в н. ф., ед. ч.
Упражнение 245. Спиши. Образуй существительные женского рода. Выдели окончание, корень и суффикс.
IV. Физминутка (под музыку)
Заучивание наизусть рифмовки:
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой!»
Средний род: «Оно - моё».
Это правило – твоё!
4. Ребусы (слайд )
Игра: “Разложи тетради в портфели”. м. р. ж. р. с. р.
Дверь, окно, сказка, метро, конь, работа, дерево, ветер, школа.
Страничка “Знаете ли вы, что…”. (Слайд 12).
• В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т. д.).
Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега – имели форму двойственного числа.
• Во многих языках мира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.
• Существительное стол во французском языке женского рода, а слово ложка в немецком языке мужского рода.
Итог урока.
Ребята, я вам предлагаю подытожить наш урок с помощью игры « Да - нет»
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).
- О чём говорили? (о роде имени существительного).
- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений - помощников и по конечным буквам слова).
- Ребята, а что помогло нам справиться с серьёзной и интересной работой? (Наша дружба, сплочённость, взаимовыручка).
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
V. Домашнее задание.
Повторение правил.
VI. Выставление оценок.
Жаңалықтар
Число имен существительных
Алматы облысы, Кербұлақ ауданы Майтөбе ОМ МДШО – ның орыс тілі мен орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі Байшоинова Даурия Бекмухаметовна
План развития одаренных детей
Учитель русского языка и литературы: Шаукебаева Айнур Сапаргалиевна
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Мягкий знак у имён существительных
Жамбылская область, Байзакский район, с. Сарыкемер, школа гимназия им. Г. Муратбаева учитель русского языка и литературы Дарьябекова Бибимариям Шакенбаевна
Склонение имён существительных
(Склонение – это изменение имён существительных по падежам. Склонение – это постоянный грамматический признак. Существительные делятся на три склонения).
Склонение имён существительных в единственном числе
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.