Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Род имён существительных

28 қыркүйек 2013, Сенбі
Русский язык. 3 класс.
Тема: Род имён существительных
Цели и задачи:
- познакомить детей с понятием «род имён существительных»; с приёмами определения рода имён существительных;
- развивать умение распознавать части речи, орфографическую зоркость, речь учащихся;
- закрепить умения учащихся определять род существительных в ед., и во мн. ч.,;
обогащение словаря учащихся новыми именами существительными;
развитие навыка точного употребления существительных в речи Воспитание дисциплины, взаимоуважения.
Тип урока: обобщение и закрепление.
Наглядные материалы: таблица по рус. языку для 3 класса, интерактивная доска

Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным, повторим изученные орфограммы, поработаем над тем, чтобы новый материал лучше усвоить, а пока откроем тетради, запишем число, классная работа.

II. Орфографическая разминка:
Попробуй вставить вместо значка букву, и прочтите скороговорку.
– Кто быстрее сможет произнести эту скороговорку.
– Запишите её в тетрадь, выделяя все ошибкоопасные места.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Обозначьте части речи подлежащего и сказуемого.

Минутка Чистописания
1. На доске: тростник, лестница, вестник, местность
– А что объединяет эти слова между собой?
- Какую орфограмму имеют эти слова? (непроизн. согл. в корне слова )
- Какое существительное среди них лишнее?
- Подберите проверочные слова к остальным словам (устно).
2. – Какой звук в этих словах непроизносимый?
- А какой буквой обозначается на письме звук «т»?
- Определите порядок следования букв в данном ряду.
На доске: Т т р р Т т Т т р
- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

III. Словарная работа.
Картинный диктант.
– Я буду показывать картинки, а вы записываете слова в строчку.
Словарь: пальто, машина, топор, яблоко, лопата, барабан.
– Обозначьте ударение и буквы, написание которых нужно запомнить.

Беседа.
– Слова, какой части речи вы записали?
– Докажите. Что такое имя существительное?
– На какие группы можно разделить эти слова?
– По какому признаку?

– Новое слово из словарика вы определите с помощью шифра:
М А Ш И Н А
+ * -? @ *

З О Н Т
! $ @ =

И Г Л А
? / ( ) *

+ * / *!? @
- Какое это слово?
- Сформулируйте лексическое значение этого слова.
Магазин – это помещение, в котором ведут торговлю. Слово пришло из арабского языка. «Хазана» по - арабски – «собрал, наложил».
- Найдите слово «магазин» в орфографическом словаре. Запишите его.
Определите орфограммы, которые спрятались в этом слове.
- Для того чтобы вы запомнили написание этого слова, найдите ещё два слова, которые спрятались в этом слове - запоминалки.

МАГАЗИН, МАГАЗИН
- волшебник, чародей
- полезное ископаемое

III. Постановка учебной задачи.
У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

Чтобы вы не ошибались, в помощь вам я хочу вам рассказать лингвистическую сказку.
Лингвистическая сказка.
«Жила – была в стране Слов королева. Слов было так много, что королева путала слова. Тогда она решила издать указ: «Кто придумает различия для имен существительных, тому я подарю эти слова». Услышали это муж и жена. Побежали они, набрали себе много слов. «Пусть мои слова будут мужского рода!» – сказал муж. «А мои слова – женского рода!» - сказала жена. «А как же мы?» - спросили оставшиеся слова. « А вы, - ответила им королева, - будете среднего рода!». Так с тех самых пор и стали различать существительные по родам: мужского, женского и среднего рода».

Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени сущ.,

- Так как же разделить данные слова на 3 группы? (Существительное, которое можно заменить личным местоимением он – сущ. М. р., она – ж. р., оно – ср. р.)

Слайд -
IV. Работа по новой теме.
Чтобы определить род имён существительных, нужно поставить существительное в начальную форму.

V. Оздоровительная минутка. Зрительная гимнастика.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)
Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой – м. р)
1. Гимнастика для глаз. Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
Дети: Рисунок.
У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
Работа по учебнику.
Упражнение 243. Поставь существительные множественного числа в начальную форму. Определи род.

Взаимопроверка

Упражнение 244. Поставь выделенные существительные в начальную форму и определи их род. Рассуждай так: что? сосна - она, моя. Окончание - а
Значит, существительное женского рода.

А если существительное стоит в единственном числе, но в предложении его форма изменена (для связи слов в предложении)? Поставить существительное в н. ф., ед. ч.

Упражнение 245. Спиши. Образуй существительные женского рода. Выдели окончание, корень и суффикс.

IV. Физминутка (под музыку)
Заучивание наизусть рифмовки:
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой!»
Средний род: «Оно - моё».
Это правило – твоё!
4. Ребусы (слайд )

Игра: “Разложи тетради в портфели”. м. р. ж. р. с. р.
Дверь, окно, сказка, метро, конь, работа, дерево, ветер, школа.
Страничка “Знаете ли вы, что…”. (Слайд 12).
• В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т. д.).
Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега – имели форму двойственного числа.
• Во многих языках мира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.
• Существительное стол во французском языке женского рода, а слово ложка в немецком языке мужского рода.
Итог урока.
Ребята, я вам предлагаю подытожить наш урок с помощью игры « Да - нет»
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)

Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).
- О чём говорили? (о роде имени существительного).
- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений - помощников и по конечным буквам слова).
- Ребята, а что помогло нам справиться с серьёзной и интересной работой? (Наша дружба, сплочённость, взаимовыручка).

Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.

V. Домашнее задание.
Повторение правил.
VI. Выставление оценок.
3 337
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Число имен существительных
Число имен существительных
Алматы облысы, Кербұлақ ауданы Майтөбе ОМ МДШО – ның орыс тілі мен орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі Байшоинова Даурия Бекмухаметовна
План развития одаренных детей
План развития одаренных детей
Учитель русского языка и литературы: Шаукебаева Айнур Сапаргалиевна
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Мягкий знак у имён существительных
Мягкий знак у имён существительных
Жамбылская область, Байзакский район, с. Сарыкемер, школа гимназия им. Г. Муратбаева учитель русского языка и литературы Дарьябекова Бибимариям Шакенбаевна
Склонение имён существительных
Склонение имён существительных
(Склонение – это изменение имён существительных по падежам. Склонение – это постоянный грамматический признак. Существительные делятся на три склонения).
Склонение имён существительных в единственном числе
Склонение имён существительных в единственном числе
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×