Мягкий знак у имён существительных
Тема урока: «Мягкий знак у имён существительных»
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с грамматической ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных после шипящих;
Развивающая: закреплять умение распознавать род существительных;
Воспитательная: развивать интерес к предмету, привитие любви к русскому слову.
Тип урока: урок – обобщение.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование:
1. презентация к уроку;
2. учебник
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (упражнение 77, стр 29)
3. Знакомство с новой темой.
Учитель. Я хочу рассказать вам сказку.
Жила - была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая
Когда - то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак.
С глаголами с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил
И поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в других частях речи. Подошел Мягкий Знак к существительным женского рода и вежливо так сказал: Слайд 1
Задание учащимся: Выпишите слова с мягким знаком на конце слова и подчеркните их. Слайд 2
Учитель. Растрогались добрые существительные ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ, Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком.
Слайд 3
Запишите слова и объясните их написание: тишь, речь, мышь, мелочь, глушь, рожь, дичь, дрожь. Слайд 4
Учитель. Обрадовался Мягкий Знак, побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Слайд 5
Учитель. Но сильные существительные мужского рода не захотели
терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста,
никогда не приставай к нам». Слайд 6
Вот так, с тех самых давних времен в существительных мужского рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в существительных женского рода Мягкий Знак пишется всегда. Слайд 7
Задание учащимся. Отгадай загадку, напиши отгадку. Объясни их правописание.
1. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (ёж)
2. Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живет в воде,
Носит иглы на спине. (ёрш)
3. Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет – коснется,
Там след остается. (карандаш) Слайд 8
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
3. Самостоятельная работа. Слайд 9
Заменить словосочетание одним словом.
4. Проверка самостоятельной работы. Слайд 10
Запомни правописание Слайд 11
5. Работа с учебником:
Выполнение упр. 57 устно, упр. 58 письменно. Слайд 12
6. Подведение итогов.
Слайд 13
7. Оценивание учащихся.
8. Задание на дом: выучить правила, выполнить упражнение.
Слайд 14
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с грамматической ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных после шипящих;
Развивающая: закреплять умение распознавать род существительных;
Воспитательная: развивать интерес к предмету, привитие любви к русскому слову.
Тип урока: урок – обобщение.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование:
1. презентация к уроку;
2. учебник
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (упражнение 77, стр 29)
3. Знакомство с новой темой.
Учитель. Я хочу рассказать вам сказку.
Жила - была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая
Когда - то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак.
С глаголами с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил
И поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в других частях речи. Подошел Мягкий Знак к существительным женского рода и вежливо так сказал: Слайд 1
Задание учащимся: Выпишите слова с мягким знаком на конце слова и подчеркните их. Слайд 2
Учитель. Растрогались добрые существительные ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ, Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком.
Слайд 3
Запишите слова и объясните их написание: тишь, речь, мышь, мелочь, глушь, рожь, дичь, дрожь. Слайд 4
Учитель. Обрадовался Мягкий Знак, побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Слайд 5
Учитель. Но сильные существительные мужского рода не захотели
терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста,
никогда не приставай к нам». Слайд 6
Вот так, с тех самых давних времен в существительных мужского рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в существительных женского рода Мягкий Знак пишется всегда. Слайд 7
Задание учащимся. Отгадай загадку, напиши отгадку. Объясни их правописание.
1. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (ёж)
2. Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живет в воде,
Носит иглы на спине. (ёрш)
3. Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет – коснется,
Там след остается. (карандаш) Слайд 8
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
3. Самостоятельная работа. Слайд 9
Заменить словосочетание одним словом.
4. Проверка самостоятельной работы. Слайд 10
Запомни правописание Слайд 11
5. Работа с учебником:
Выполнение упр. 57 устно, упр. 58 письменно. Слайд 12
6. Подведение итогов.
Слайд 13
7. Оценивание учащихся.
8. Задание на дом: выучить правила, выполнить упражнение.
Слайд 14
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Число имен существительных
Алматы облысы, Кербұлақ ауданы Майтөбе ОМ МДШО – ның орыс тілі мен орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі Байшоинова Даурия Бекмухаметовна
Винительный падеж
Западно – Казахстанский область, Жангалинский район, Школа имени Ә. Жангелдина Учитель русского языка и литературы Сарсенова Кулан Калекенова
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Род имён существительных
Оспанова А. Т. Школа – лицей № 5, им. И. В. Панфилова, г. Кызылорда
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука
Школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Склонение имён существительных в единственном числе
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.