Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


М. Шолохов «Судьба человека»

27 ақпан 2014, Бейсенбі
Открытый урок в 11 классе по литературе
Тема: М. Шолохов «Судьба человека»

Эпиграф: «Судьба имеет два способа разбивать нашу жизнь:
сопротивляться нашим желаниям или исполнять их».
А. Ф. Амиэль
М. Шолохов
«Судьба человека»
Ответив на вопрос, что такое судьба, мы объясним смысл эпиграфа.
У М. В. Исаковского есть стихотворение

Враги сожгли родную хату...
Очень похожую на эту семейную трагедию услышал Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок (поднятие уровня воды в реках, водоемах, в результате ливней, быстрого таяния снега, льдов). Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте «за своего брата - шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова.
Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вешенскую. Многие литературоведы называют его рассказом – эпопейным романом, уложенным в рамки рассказа. Чем же привлек такое внимание этот рассказ? По композиции это рассказ. Так как в рассказе два рассказчика – автор - повествователь и А. Соколов.

Мы знаем, что ВОВ принесла народубеду. Разрушительная война отняла 20 миллионов человек. Значит остались миллионы вдов, осиротевших детей, престарелых родителей, которым приходилось жить очень трудно. Однако не всех писателей и деятелей искусства это тема затрагивала. Случилось даже наоборот: появились кинокартины, в которых было столько пышности, празднеств. Появились повести с героями из молодежной среды, недовольными отцами, хотя их отцы четыре года страдал в окопах. Появились песенки о том, как вокруг поют и пляшут. Даже в тяжелый 1946 год, когда ко всему еще прибавилось жесточайшая засуха, положение народа порой рисовалось в умилительных розовых тонах. И совсем другое у Шолохова. Он с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной написал о подвиге народа, выражал поклонение перед мужеством простых людей. Шолохов показал, чью руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивались лицом к лицу с ненавистным врагом. Он видел и хотел, чтобы это видели все.

Сообщения:
1 - й литературовед, 2 - й литературовед.
Сообщение:
3 - й литературовед
Сценка «Соколов на допросе»
К рассказу «Судьба человека» очень подходит пейзажная зарисовка, которой открывается произведение Шолохова « Наука ненависти». Зарисовка имеет символический смысл.
«На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу...»
Соколов ушел на фронт человеком и несмотря ни на что, остался им. Призвание человека – преодоление трагедии. Только в трагедии познается истинная цена человека.
Уже после войны в небольшом городке Урюпинске встречает С. маленького оборванного мальчика Ваню и узнает, что у него нет родителей: отец убит на фронте, а мать погибла в дороге. Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!».
На душе у С. теперь стало легче и светлее. Жизнь обрела высокий, человеческий смысл. Появились трогательные заботы о том, чтобы одеть и накормить мальчика, ждавшего отца: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...»
Сообщение 4 - го литературоведа.
Шолохов учит нас гуманизму.
Это понятие нельзя превращать в красивую фразу. Главное при этом воспитать в себе преданную любовь к человеку, быть его братом. Речь идет в первую очередь о личности: замечаем ли других людей, стремимся ли помочь им хотя бы тем, чтоб поднять настроение. Надо ценить каждую минуту, мгновения нашей жизни.
Стихотворение А. С. Кочетвкова «Баллада о прокуренном вагоне.»

д/з: написать эссе: «Изображение народного характера.»
2 295
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
"Человек — кузнец своего счастья"
"Человек — кузнец своего счастья"
Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят.
Чингиз Айтматов «Плаха»
Чингиз Айтматов «Плаха»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
Развитие речи «Книга - лучший друг»
Развитие речи «Книга - лучший друг»
гимназия имени К. Билялова, с. Акжар, Тарбагатайского района Восточно – Казахстанской области Мырзаханова А.А.
Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ – одна страна – одна судьба
Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ – одна страна – одна судьба
Астана қаласы, «Кәсіптік - техникалық колледжі» КММ Молдагалиева Асия Мирамбаевна
Один народ - одна страна - одна судьба
Один народ - одна страна - одна судьба
Тема « Казахстан Стратегия 2050 - одна страна - один народ - одна судьба» Цель: воспитание патриотизма, уважение к символам РК, любознательность.
Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Смайлова Сауле Турсуновна учитель русского языка и литературы средней школы № 10 Карагандинской области Класс 8 Урок литературы Тема: Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» “Речь человека – его судьба”. Цели: образовательные: в результате урока
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×