Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Смайлова Сауле Турсуновна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 10
Карагандинской области
Класс 8
Урок литературы
Тема: Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
“Речь человека – его судьба”.
Цели:
образовательные:
в результате урока ученики знакомятся с классическими образцами письменной речи;
совершенствуют навык создания текста;
развивающие:
развивают культуру речи;
развивают логику;
умеют вести диалог;
стремятся к творчеству;
воспитывающие:
устанавливаются новые связующие нити с людьми;
прививается чувство доброжелательности, внимания к собеседнику;
возрождаются забытые традиции написания писем;
воспитывается чувство аккуратности к тому, что делаешь;
учатся быть гражданами.
Тип: комбинированный урок.
Форма организации занятия:
эвристическая беседа, практическое занятие.
Методы:
репродуктивные: словесные, наглядные;
продуктивные: создание текста.
Форма организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная, творческая формы.
Ход урока.
1.Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
Каковы цели урока? Что вы ждёте от урока? (Ответы детей.)
Учитель.
Компасом в работе мы избираем слова: “Счастье, судьба в руках ЧЕЛОВЕКА! Свою историю мы пишем красивыми словами и добрыми делами!”
Скажите, какие главные правила в нашей школе?
(ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ, ПРИЗНАТЬ),
(ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ,
ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ,
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ).
И главный принцип нашей жизни?
Дети: “Гуманизм”.
Предлагаю вам определить качества настоящего человека словами, начинающимися с букв слова “гуманизм”:
Г - гармоничный, галантный, героический, гуманный.
У - удивительный, увлечённый, уважительный, умильный, умудрённый.
М - милый, милосердный, милостивый,
А - активный, авторитетный, альтруистичный.
Н - нежный, ненаглядный, необыкновенный, неудержимый, нравственный, нужный.
И - искренний, идеальный, исключительный, искусный.
З - заботливый, закалённый, здоровый, золотой.
М - мыслящий, мягкосердечный.
Учитель.
Экспресс-интервью “Для чего человек приходит в мир?”
Учащиеся отвечают, не повторяясь:
достойно жить;
творить добро;
уважать других людей;
улыбаться людям;
усердно, с интересом работать;
иметь и любить свой дом;
почитать своих родителей;
быть гражданином своей страны…
Учитель.
Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться…”
Учитель.
- Ребята! Вы очень верно заметили, как точно выразил суть человеческой жизни русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий. Предлагаю всем выучить наизусть это стихотворение. Пусть его идея будет вашим жизненным кредо!
Сегодня в человеческие отношения смело вошли современные информационные технологии. Электронные послания летят во все концы, “здравствуй и прощай” по мобильному телефону, по стационарному телефону, но ничто не заменит письма как средства общения, приучающего бережно относиться к родной речи, позволяющего передать адресату теплоту чувств, прикосновений рук, даже особый запах.
Учитель.
Экспресс-интервью “Для чего нам нужна речь?”
Дети отвечают, а затем демонстрируются их высказывания:
письма писать;
общаться с добрыми людьми;
благодарить любимых маму, папу, дедушку, бабушку;
оригинально выражать свои мысли;
рассказывать прекрасные стихи;
петь задушевные песни.
- Какие слова в стихотворении являются ключевыми?
- Говорить правильно – это в первую очередь проявлять чувство собственного достоинства и самоуважения.
Есть мудрая русская пословица: “Бочку мёда можно испортить ложкой дёгтя”. Я считаю, что смысл её относится и к нашему разговору о русской речи. В современной жизни очень часто можно услышать, как люди “украшают” свою речь нецензурной бранью. Люди, выпуская из уст своих бранные слова, часто и не задумываются над тем, что за слова они произносят. Любое проклятие, словно бумеранг, возвращается и падает на голову изрекающего его. После интервью демонстрируются высказывания собравшихся:
бранные слова не созидают нравственный мир человека, а разлагают его, разрушают;
бранные слова заражают болезнью того, кто их произносит;
любое нечистое слово оставляет чёрное пятно в нашем же собственном сердце;
грубое слово одинаково жалит и того, кто его выпустил, и того, кому оно адресовано.
Как из одного источника не может течь сладкая и горькая вода, так и из уст человеческих не должны выходить одновременно добрые и грубые слова!
3. Домашнее задание:
написать сочинение « Быть современным - это значит…»
4. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что запомнилось вам больше всего? (Доброта и любовь, уважение и взаимопонимание…)
- Дорогие ребята! П.И. Чайковский любил повторять: “Вдохновение-это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.
Вы сегодня охотно трудились! Благодарю всех за огромную работу души, за счастье быть с вами! Наполняйте каждый свой день великим смыслом!
учитель русского языка и литературы
средней школы № 10
Карагандинской области
Класс 8
Урок литературы
Тема: Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
“Речь человека – его судьба”.
Цели:
образовательные:
в результате урока ученики знакомятся с классическими образцами письменной речи;
совершенствуют навык создания текста;
развивающие:
развивают культуру речи;
развивают логику;
умеют вести диалог;
стремятся к творчеству;
воспитывающие:
устанавливаются новые связующие нити с людьми;
прививается чувство доброжелательности, внимания к собеседнику;
возрождаются забытые традиции написания писем;
воспитывается чувство аккуратности к тому, что делаешь;
учатся быть гражданами.
Тип: комбинированный урок.
Форма организации занятия:
эвристическая беседа, практическое занятие.
Методы:
репродуктивные: словесные, наглядные;
продуктивные: создание текста.
Форма организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная, творческая формы.
Ход урока.
1.Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
Каковы цели урока? Что вы ждёте от урока? (Ответы детей.)
Учитель.
Компасом в работе мы избираем слова: “Счастье, судьба в руках ЧЕЛОВЕКА! Свою историю мы пишем красивыми словами и добрыми делами!”
Скажите, какие главные правила в нашей школе?
(ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ, ПРИЗНАТЬ),
(ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ,
ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ,
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ).
И главный принцип нашей жизни?
Дети: “Гуманизм”.
Предлагаю вам определить качества настоящего человека словами, начинающимися с букв слова “гуманизм”:
Г - гармоничный, галантный, героический, гуманный.
У - удивительный, увлечённый, уважительный, умильный, умудрённый.
М - милый, милосердный, милостивый,
А - активный, авторитетный, альтруистичный.
Н - нежный, ненаглядный, необыкновенный, неудержимый, нравственный, нужный.
И - искренний, идеальный, исключительный, искусный.
З - заботливый, закалённый, здоровый, золотой.
М - мыслящий, мягкосердечный.
Учитель.
Экспресс-интервью “Для чего человек приходит в мир?”
Учащиеся отвечают, не повторяясь:
достойно жить;
творить добро;
уважать других людей;
улыбаться людям;
усердно, с интересом работать;
иметь и любить свой дом;
почитать своих родителей;
быть гражданином своей страны…
Учитель.
Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться…”
Учитель.
- Ребята! Вы очень верно заметили, как точно выразил суть человеческой жизни русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий. Предлагаю всем выучить наизусть это стихотворение. Пусть его идея будет вашим жизненным кредо!
Сегодня в человеческие отношения смело вошли современные информационные технологии. Электронные послания летят во все концы, “здравствуй и прощай” по мобильному телефону, по стационарному телефону, но ничто не заменит письма как средства общения, приучающего бережно относиться к родной речи, позволяющего передать адресату теплоту чувств, прикосновений рук, даже особый запах.
Учитель.
Экспресс-интервью “Для чего нам нужна речь?”
Дети отвечают, а затем демонстрируются их высказывания:
письма писать;
общаться с добрыми людьми;
благодарить любимых маму, папу, дедушку, бабушку;
оригинально выражать свои мысли;
рассказывать прекрасные стихи;
петь задушевные песни.
- Какие слова в стихотворении являются ключевыми?
- Говорить правильно – это в первую очередь проявлять чувство собственного достоинства и самоуважения.
Есть мудрая русская пословица: “Бочку мёда можно испортить ложкой дёгтя”. Я считаю, что смысл её относится и к нашему разговору о русской речи. В современной жизни очень часто можно услышать, как люди “украшают” свою речь нецензурной бранью. Люди, выпуская из уст своих бранные слова, часто и не задумываются над тем, что за слова они произносят. Любое проклятие, словно бумеранг, возвращается и падает на голову изрекающего его. После интервью демонстрируются высказывания собравшихся:
бранные слова не созидают нравственный мир человека, а разлагают его, разрушают;
бранные слова заражают болезнью того, кто их произносит;
любое нечистое слово оставляет чёрное пятно в нашем же собственном сердце;
грубое слово одинаково жалит и того, кто его выпустил, и того, кому оно адресовано.
Как из одного источника не может течь сладкая и горькая вода, так и из уст человеческих не должны выходить одновременно добрые и грубые слова!
3. Домашнее задание:
написать сочинение « Быть современным - это значит…»
4. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что запомнилось вам больше всего? (Доброта и любовь, уважение и взаимопонимание…)
- Дорогие ребята! П.И. Чайковский любил повторять: “Вдохновение-это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.
Вы сегодня охотно трудились! Благодарю всех за огромную работу души, за счастье быть с вами! Наполняйте каждый свой день великим смыслом!
Жаңалықтар
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Личные местоимения
Г. С. Таженова, учитель русского языка литературы Есенсайской средней общеобразовательной школы Акжаикского района Западно - Казахстанской области
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
А. Я. Пришвин «Золотой луг»
Тұрғанбаева Тоғжан Рахметуллақызы Учитель русского языка школы - гимназии №32 г. Актобе
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.