Имя прилагательное
Урок русского языка в 10 классе естественно - математического направления по теме « Имя прилагательное. Разряды прилагательных по значению».
Цели урока: образовательная: расширить представления учащихся об имени прилагательном, его разрядах, формирование умения распознавать разряды прилагательных, изучить степени сравнения прилагательного;
развивающая: развитие мышления, внимания, памяти;
воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование, наглядные пособия: презентационные слайды по теме имя прилагательное
Тип урока: урок объяснения новой темы.
Ход урока
І. Организационный момент. Подготовка класса к уроку.
ІІ. Объяснение новой темы. Слайд №1.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки предметов. Прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Прилагательные относятся к существительному, определяет его, согласуется с ним, т. е. ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
Это замечательный человек (единственное число, мужской род)
Это замечательное открытие (единственное число, средний род)
Это замечательная идея (единственное число, женский род)
Это замечательные люди (множественное число)
Слайд №2. Прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают свойства и качества предметов и лиц, например цвет: белый, красный, чёрный; размер, форму: маленький, большой, круглый; физические качества: лёгкий, тяжёлый, молодой, старый; свойства характера: добрый, злой, смелый, упорный.
Качественные прилагательные имеют в русском языке две формы: полную и краткую.
Полные прилагательные употребляются в предложении в качестве определения и сказуемого. Краткие прилагательные употребляются в предложении только как сказуемое с глаголом - связкой быть. Полные прилагательные согласуются с существительным в роде, числе и падеже. Слайд №3. Каждый предмет может обладать определенным качеством в различной степени.
Поэтому качественные прилагательные могут иметь различные степени сравнения.
Прилагательные в сравнительной степени называют качество, которое у данного предмета или лица проявляется в большей степени, чем у другого, с которым этот предмет или лицо сравнивается ( Эта книга интереснее).
Сравнительная степень прилагательных бывает простая и сложная.
Простая сравнительная степень образовывается с помощью суффиксов:
- ее (- ей): умный – умнее, теплый – теплее, светлый – светлей, красивый – красивей, смелый – смелее.
- е: короткий – короче, сладкий – слаще, большой – больше.
- ше (же): молодой – младше, старый – старше, глубокий – глубже.
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень (пример: плохой – хуже, маленький - меньше).
От прилагательных с суффиксом «- к -», имеющих краткую форму мужского рода на «- ок». Пример: громкий (громок) – громче; короткий (короток) – короче, низкий (низок) – ниже.
Следует запомнить – имена прилагательные в форме простой сравнительной степени не имеют окончаний и не изменяются!
Сложная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее от полной формы положительной степени прилагательного (Пример: умный – более умный, сильный – менее сильный, красивый – более красивый, хитрый – менее хитрый).
Сложная форма сравнительной степени прилагательных изменяется по родам, числам и падежам.
III. Закрепление темы урока.
А) Чтение учениками текста упражнения 114. «Архимед», определить стиль речи. Указать имена прилагательные вместе с существительными, поставить вопросы к прилагательным.
Архиме́д — древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
В) Упражнение 115. Списать, дописывая окончания прилагательных. Определить, в чём согласуются имена прилагательные с существительными, указать падеж прилагательных.
Инженерн... гений Архимеда с особенн... силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мощн... метательн... машины забрасывали римские войска тяжёл... камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время лёгк... метательн... машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощн... краны захватывали железн... крюками корабли, поднимали их кверху, а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули.
С) Упражнение 116. Соединить прилагательные с существительными, обозначить окончания, указать их род, число.
А) Крупный ( учёный, фирма, открытие). Современный (мир, жизнь, общество). Великий (математик, сила, дело). Замечательный (день, дата, событие). Особенный (человек, сила, свойство). Мощный (мотор, машина, орудие).
Б) Научный (центр, труды). Знаменитый (учёный, библиотеки). Тяжёлый (труд, камни). Лёгкий (труд, машины). Железный (крюк, крюки).
Д) Образовать от качественных прилагательных древний, роскошный, сложный, интересный различные степени сравнения.
IV. Задание на дом. Подготовить рассказ о жизни и деятельности Архимеда. Упражнение 117. Выделить качественные имена прилагательные и разобрать их.
Цели урока: образовательная: расширить представления учащихся об имени прилагательном, его разрядах, формирование умения распознавать разряды прилагательных, изучить степени сравнения прилагательного;
развивающая: развитие мышления, внимания, памяти;
воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование, наглядные пособия: презентационные слайды по теме имя прилагательное
Тип урока: урок объяснения новой темы.
Ход урока
І. Организационный момент. Подготовка класса к уроку.
ІІ. Объяснение новой темы. Слайд №1.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки предметов. Прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Прилагательные относятся к существительному, определяет его, согласуется с ним, т. е. ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
Это замечательный человек (единственное число, мужской род)
Это замечательное открытие (единственное число, средний род)
Это замечательная идея (единственное число, женский род)
Это замечательные люди (множественное число)
Слайд №2. Прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают свойства и качества предметов и лиц, например цвет: белый, красный, чёрный; размер, форму: маленький, большой, круглый; физические качества: лёгкий, тяжёлый, молодой, старый; свойства характера: добрый, злой, смелый, упорный.
Качественные прилагательные имеют в русском языке две формы: полную и краткую.
Полные прилагательные употребляются в предложении в качестве определения и сказуемого. Краткие прилагательные употребляются в предложении только как сказуемое с глаголом - связкой быть. Полные прилагательные согласуются с существительным в роде, числе и падеже. Слайд №3. Каждый предмет может обладать определенным качеством в различной степени.
Поэтому качественные прилагательные могут иметь различные степени сравнения.
Прилагательные в сравнительной степени называют качество, которое у данного предмета или лица проявляется в большей степени, чем у другого, с которым этот предмет или лицо сравнивается ( Эта книга интереснее).
Сравнительная степень прилагательных бывает простая и сложная.
Простая сравнительная степень образовывается с помощью суффиксов:
- ее (- ей): умный – умнее, теплый – теплее, светлый – светлей, красивый – красивей, смелый – смелее.
- е: короткий – короче, сладкий – слаще, большой – больше.
- ше (же): молодой – младше, старый – старше, глубокий – глубже.
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень (пример: плохой – хуже, маленький - меньше).
От прилагательных с суффиксом «- к -», имеющих краткую форму мужского рода на «- ок». Пример: громкий (громок) – громче; короткий (короток) – короче, низкий (низок) – ниже.
Следует запомнить – имена прилагательные в форме простой сравнительной степени не имеют окончаний и не изменяются!
Сложная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее от полной формы положительной степени прилагательного (Пример: умный – более умный, сильный – менее сильный, красивый – более красивый, хитрый – менее хитрый).
Сложная форма сравнительной степени прилагательных изменяется по родам, числам и падежам.
III. Закрепление темы урока.
А) Чтение учениками текста упражнения 114. «Архимед», определить стиль речи. Указать имена прилагательные вместе с существительными, поставить вопросы к прилагательным.
Архиме́д — древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
В) Упражнение 115. Списать, дописывая окончания прилагательных. Определить, в чём согласуются имена прилагательные с существительными, указать падеж прилагательных.
Инженерн... гений Архимеда с особенн... силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мощн... метательн... машины забрасывали римские войска тяжёл... камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время лёгк... метательн... машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощн... краны захватывали железн... крюками корабли, поднимали их кверху, а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули.
С) Упражнение 116. Соединить прилагательные с существительными, обозначить окончания, указать их род, число.
А) Крупный ( учёный, фирма, открытие). Современный (мир, жизнь, общество). Великий (математик, сила, дело). Замечательный (день, дата, событие). Особенный (человек, сила, свойство). Мощный (мотор, машина, орудие).
Б) Научный (центр, труды). Знаменитый (учёный, библиотеки). Тяжёлый (труд, камни). Лёгкий (труд, машины). Железный (крюк, крюки).
Д) Образовать от качественных прилагательных древний, роскошный, сложный, интересный различные степени сравнения.
IV. Задание на дом. Подготовить рассказ о жизни и деятельности Архимеда. Упражнение 117. Выделить качественные имена прилагательные и разобрать их.
Жаңалықтар
Определение, выраженное прилагательным. Склонение прилагательных
Западно – Казахстанская область, Бокейординский район, поселок Хан Ордасы ОСШ имени Жангирхана Учитель русского языка и литературы Газизова Шынганым Жардемгалиевна
Имя прилагательное как часть речи
Учительница русского языка и литературы среднейшколы№105 им. А. Жанпеисова Бисенова Айгуль Шауханбаевна
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Имя прилагательное
Алгинская казахская средняя школа №3 Учитель русского языка и литературы: Аликулова К. Ж.
Имя прилагательное как часть речи
Маңғыстау облысы, Бейнеу селосы, Абай атындағы орта мектептің орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Умирова Акмайра
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.