Повторение имени существительного
Тема: Повторение имени существительного
Цель урока: повторение имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли;
расширение сведений учащихся об имени существительном;
формирование коммуникативных качеств личности учащихся, развитие мышления, памяти, развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: сопоставлять, делать выводы по теме;
обучение правильной монологической речи, приемам самоанализа выполненных работ.
Тип урока: комбинированный
Оборуд: учебник, рабочие листы, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Ну - ка проверь, дружок,
Ты готов
начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка
и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Постановка целей и задач.
Учитель: Сегодня у нас открытый урок по теме «Повторение имени существительного». Изучив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме.
1. Что такое имя существительное?
Выпишите существительные, которые вы видите на картине.
2. Как определить склонение существительных?
3. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
Распределительный диктант
1 склонение:
2 склонение:
3 склонение:
язык, дом, лошадь, хлеб, книга, лошадка, огонь, земля, конь, сон, окно, настроение, жизнь, история, роль, море, мышь, звонок, мел, дочь, сердце, дядя, парта, творчество.
4. Какие существительные называются собственными и нарицательными? К данным нарицательным существительным подберите собственные. (картинки)
5. На какие группы можно разделить слова? Вставьте пропущенные буквы
В.. гон, м.. ш.. ны, г.. зеты, г.. р.. да, к.. р.. ндаш, уч.. ники, уч.. тель, т.. тради, з.. воды, п.. мидор, яг.. ды,.. г.. род, п.. ртреты.
6. Какие существительные называются одушевленными? Какие неодушевленными? «Живые и неживые вопросы»
Кто летает? Что летает? Кто барабанит по крыше? Что барабанит по крыше? Кто плавает? Что плавает? Кто молчит? Что молчит? Кто уходит под воду? Что уходит под воду? Кто шипит? Что шипит?
7. Как определяют род имен существительных?
Перевести и определить род данных слов:
Отан, аспан, денсаулық, мектеп, дәрігер, бақыт, тақта, арман, теңіз, тау, оқулық, еден, шәкірт, түлкі, қонжық, шалқан, көлеңке, сырғанақ, ін, аула.
8. Работа с учебником. Упражнение № выписать существительные единственного и множественного числа
9. Физминутка. Ребята, когда услышите имена существительные единственного числа - поднимите руки вверх, когда прозвучит существительные множественного числа – встаньте.
Существо, дворники, журналист, молодёжь, насекомые, двигатель, уголь, упрямство, студенты, гриб, куклы, духи, колпак, пехота, генералы, стадо, консервы, стол, змея кони, птенец, горошина, товарищи,
10. Что вы знаете о падежах? Определить падеж имени существительного труд (записать только падежи)
* Человек трудом красен.
* Терпенье и труд всё перетрут.
* Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
* По труду о человеке судят.
* Человек воспевает труд.
* Есть много пословиц о труде.
11. Просклоняйте данные слова: Ребенок, девочка, окно, дети
12. Разгадав кроссворд, мы узнаем, кем мечтает стать этот мальчик?
13. Беседа: Кем бы вы хотели стать?
14. Выполнить морфологический разбор словаучителем
15. Итог урока: тест
1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:
а) нести, летом, туманы, ребята; б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;
в) луна, румяные, книги, иллюстрация; г) лекарство, двойка, они, кузнечик.
2. Укажите, какой признак относится к имени существительному:
а) обозначает количество предметов при счете; б) обозначает действие предмета;
в) обозначает предмет; г) обозначает признак предмета.
3. Укажите, как изменяются имена существительные:
а) по числам и родам; б) по лицам и числам; в) по числам, родам и падежам; г) по падежам и лицам.
4. Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:
а) моряки, царю, динозавр, студентами; б) дерево, города, кинофильмом, друг;
в) календарь, мостики, мальчишками, лето; г) каникулы, соревнования, следы, рыбки.
5. Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные:
а) друзья, память, недотрога, задачки; б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;
в) театр, велосипед, юношей, месяц; г) фонарём, сторож, молодость, трава.
6. Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные:
а) Россия, Бородино, Байкал, Волга; б) россияне, «Известия», Урал, город;
в) Русь, страна, Родина, Отчизна; г) Пушкин, Отечество, село, журнал.
7. Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные имена существительные:
а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак; б) «Колобок», сказочник, Жуковский, Репин;
в) волшебники, башня, газета, теплоходами; г) Евразия, одноклассники, легенда, Лев..
8. Укажите, какие признаки имени существительного определены верно:
а) Сказки – ср. р., 1 - е скл., в им. п., мн. ч. б) Тетрадок – ж. р., 1 - е скл., в им. п., мн. ч.
в) Приятелем - м. р., 2 - е скл., в тв. п., ед. ч. г) О городе - м. р., 2 - е скл., в пред. п., мн. ч.
9. Укажите ряд, в котором перечислены имена существительные только мужского рода:
а) рельс, тюль, рояль; б) роща, путь, сеть; в) училище, школа, институт;
г) фамилия, седло, квартал.
16. Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
б в в а б а в в а
17. Рефлексия
— У меня получилось…
— Было интересно…
— Было трудно…
— Теперь я знаю…
18. Домашнее задание Упражнение №
19. Оценки
Спасибо за урок!
Слайдын жүктеу
Цель урока: повторение имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли;
расширение сведений учащихся об имени существительном;
формирование коммуникативных качеств личности учащихся, развитие мышления, памяти, развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: сопоставлять, делать выводы по теме;
обучение правильной монологической речи, приемам самоанализа выполненных работ.
Тип урока: комбинированный
Оборуд: учебник, рабочие листы, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Ну - ка проверь, дружок,
Ты готов
начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка
и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Постановка целей и задач.
Учитель: Сегодня у нас открытый урок по теме «Повторение имени существительного». Изучив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме.
1. Что такое имя существительное?
Выпишите существительные, которые вы видите на картине.
2. Как определить склонение существительных?
3. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
Распределительный диктант
1 склонение:
2 склонение:
3 склонение:
язык, дом, лошадь, хлеб, книга, лошадка, огонь, земля, конь, сон, окно, настроение, жизнь, история, роль, море, мышь, звонок, мел, дочь, сердце, дядя, парта, творчество.
4. Какие существительные называются собственными и нарицательными? К данным нарицательным существительным подберите собственные. (картинки)
5. На какие группы можно разделить слова? Вставьте пропущенные буквы
В.. гон, м.. ш.. ны, г.. зеты, г.. р.. да, к.. р.. ндаш, уч.. ники, уч.. тель, т.. тради, з.. воды, п.. мидор, яг.. ды,.. г.. род, п.. ртреты.
6. Какие существительные называются одушевленными? Какие неодушевленными? «Живые и неживые вопросы»
Кто летает? Что летает? Кто барабанит по крыше? Что барабанит по крыше? Кто плавает? Что плавает? Кто молчит? Что молчит? Кто уходит под воду? Что уходит под воду? Кто шипит? Что шипит?
7. Как определяют род имен существительных?
Перевести и определить род данных слов:
Отан, аспан, денсаулық, мектеп, дәрігер, бақыт, тақта, арман, теңіз, тау, оқулық, еден, шәкірт, түлкі, қонжық, шалқан, көлеңке, сырғанақ, ін, аула.
8. Работа с учебником. Упражнение № выписать существительные единственного и множественного числа
9. Физминутка. Ребята, когда услышите имена существительные единственного числа - поднимите руки вверх, когда прозвучит существительные множественного числа – встаньте.
Существо, дворники, журналист, молодёжь, насекомые, двигатель, уголь, упрямство, студенты, гриб, куклы, духи, колпак, пехота, генералы, стадо, консервы, стол, змея кони, птенец, горошина, товарищи,
10. Что вы знаете о падежах? Определить падеж имени существительного труд (записать только падежи)
* Человек трудом красен.
* Терпенье и труд всё перетрут.
* Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
* По труду о человеке судят.
* Человек воспевает труд.
* Есть много пословиц о труде.
11. Просклоняйте данные слова: Ребенок, девочка, окно, дети
12. Разгадав кроссворд, мы узнаем, кем мечтает стать этот мальчик?
13. Беседа: Кем бы вы хотели стать?
14. Выполнить морфологический разбор словаучителем
15. Итог урока: тест
1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:
а) нести, летом, туманы, ребята; б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;
в) луна, румяные, книги, иллюстрация; г) лекарство, двойка, они, кузнечик.
2. Укажите, какой признак относится к имени существительному:
а) обозначает количество предметов при счете; б) обозначает действие предмета;
в) обозначает предмет; г) обозначает признак предмета.
3. Укажите, как изменяются имена существительные:
а) по числам и родам; б) по лицам и числам; в) по числам, родам и падежам; г) по падежам и лицам.
4. Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:
а) моряки, царю, динозавр, студентами; б) дерево, города, кинофильмом, друг;
в) календарь, мостики, мальчишками, лето; г) каникулы, соревнования, следы, рыбки.
5. Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные:
а) друзья, память, недотрога, задачки; б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;
в) театр, велосипед, юношей, месяц; г) фонарём, сторож, молодость, трава.
6. Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные:
а) Россия, Бородино, Байкал, Волга; б) россияне, «Известия», Урал, город;
в) Русь, страна, Родина, Отчизна; г) Пушкин, Отечество, село, журнал.
7. Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные имена существительные:
а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак; б) «Колобок», сказочник, Жуковский, Репин;
в) волшебники, башня, газета, теплоходами; г) Евразия, одноклассники, легенда, Лев..
8. Укажите, какие признаки имени существительного определены верно:
а) Сказки – ср. р., 1 - е скл., в им. п., мн. ч. б) Тетрадок – ж. р., 1 - е скл., в им. п., мн. ч.
в) Приятелем - м. р., 2 - е скл., в тв. п., ед. ч. г) О городе - м. р., 2 - е скл., в пред. п., мн. ч.
9. Укажите ряд, в котором перечислены имена существительные только мужского рода:
а) рельс, тюль, рояль; б) роща, путь, сеть; в) училище, школа, институт;
г) фамилия, седло, квартал.
16. Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
б в в а б а в в а
17. Рефлексия
— У меня получилось…
— Было интересно…
— Было трудно…
— Теперь я знаю…
18. Домашнее задание Упражнение №
19. Оценки
Спасибо за урок!
Слайдын жүктеу
Жаңалықтар
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном, расширить и углубить знания о морфологических признаках этой части речи.
Повторение изученного по теме «Фонетика»
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.