Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных
Преподаватель русского языка и литературы Казбекова Р. С.
Урок - семинар по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
Цели урока:
Обучающая: Обобщение и систематизация знаний об имени существительном, расширить и углубить знания о морфологических признаках этой части речи.
Развивающая: Способствовать развитию у студентов внимания, мышления, памяти, речи, творческих способностей, формировать у них умения обобщать и анализировать изученное.
Воспитательная: Содействовать воспитанию у студентов бережного отношения к русскому языку, формировать у них умение сотрудничать, прививать им навыки учебного труда.
Метод урока – словесный, наглядный, частично - поисковой.
Форма проведения урока – семинар.
Продолжительность урока – 40 минут.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты, разноуровневые задания, слайды.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
3. Основная часть (выступления студентов, выполнение заданий).
4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок). (слайд 1)
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
2. Постановка целей. (слайд 2)
Учитель:
Сегодня у нас не обычный урок, а урок - семинар. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
3. Основной этап.
Выступления студентов по заранее подготовленным вопросам.
1) Что такое имя существительное? (слайд 3)
Студент: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу.
Учитель: Какие у вас есть дополнения?
Студент: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
2) Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? (слайд 4)
Студент: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.
Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?
Студент: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
(слайд 5)
3) Какие постоянные признаки есть у имени существительного?
Студент: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений. (слайд 6)
Учитель: Есть какие - либо добавления по постоянным признакам?
Студент: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.
(слайд 7)
Студент: Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м. р. и ж. р. с окончаниями – а, - я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и ср. р. с окончаниями – о, - е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.
Учитель: Как определить склонение существительного?
(слайд 8)
Студент: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И. п. в ед. ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
Учитель: Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
(слайд 9)
Студент: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
• Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед. ч., И. п.
• Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя - ж. р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.
Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме именительного падежа).
Учитель: Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться находить существительное, определять склонение и род.
Карточка 1. По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов – имен существительных сумеете вы прочесть? Читать можно по ходу часовой стрелки и обратно (подряд). В круге 10 слов. Определить склонение и род.
Урок - семинар по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
Цели урока:
Обучающая: Обобщение и систематизация знаний об имени существительном, расширить и углубить знания о морфологических признаках этой части речи.
Развивающая: Способствовать развитию у студентов внимания, мышления, памяти, речи, творческих способностей, формировать у них умения обобщать и анализировать изученное.
Воспитательная: Содействовать воспитанию у студентов бережного отношения к русскому языку, формировать у них умение сотрудничать, прививать им навыки учебного труда.
Метод урока – словесный, наглядный, частично - поисковой.
Форма проведения урока – семинар.
Продолжительность урока – 40 минут.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты, разноуровневые задания, слайды.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
3. Основная часть (выступления студентов, выполнение заданий).
4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок). (слайд 1)
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
2. Постановка целей. (слайд 2)
Учитель:
Сегодня у нас не обычный урок, а урок - семинар. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
3. Основной этап.
Выступления студентов по заранее подготовленным вопросам.
1) Что такое имя существительное? (слайд 3)
Студент: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу.
Учитель: Какие у вас есть дополнения?
Студент: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
2) Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? (слайд 4)
Студент: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.
Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?
Студент: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
(слайд 5)
3) Какие постоянные признаки есть у имени существительного?
Студент: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений. (слайд 6)
Учитель: Есть какие - либо добавления по постоянным признакам?
Студент: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.
(слайд 7)
Студент: Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м. р. и ж. р. с окончаниями – а, - я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и ср. р. с окончаниями – о, - е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.
Учитель: Как определить склонение существительного?
(слайд 8)
Студент: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И. п. в ед. ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
Учитель: Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
(слайд 9)
Студент: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
• Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед. ч., И. п.
• Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя - ж. р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.
Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме именительного падежа).
Учитель: Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться находить существительное, определять склонение и род.
Карточка 1. По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов – имен существительных сумеете вы прочесть? Читать можно по ходу часовой стрелки и обратно (подряд). В круге 10 слов. Определить склонение и род.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Число имен существительных
Алматы облысы, Кербұлақ ауданы Майтөбе ОМ МДШО – ның орыс тілі мен орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі Байшоинова Даурия Бекмухаметовна
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Орыс тілінен сабақ жоспары топтамасы
ВКО, г. Аягоз «Общеобразовательная средняя школа №3» КГУ Учитель русского языка и литературы Мухамадиева Гульнур Калинуровна
Склонение имён существительных
(Склонение – это изменение имён существительных по падежам. Склонение – это постоянный грамматический признак. Существительные делятся на три склонения).
Склонение имён существительных в единственном числе
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.