Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Сложносочинённое предложение

13 қараша 2018, Сейсенбі
Тема урока: "Сложносочинённое предложение"
Вид урока: урок получения новых знаний
Тип урока: урок - практикум
Цель урока: 1) познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению;
2) научить определять ССП, научить различать виды ССП.
Ожидаемые результаты: умение определять вид сложного предложения, умение различать виды сложносочиненного предложения, находить сложносочиненные предложения в тексте; умение употреблять в речи сложносочиненные предложения.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал», учебник, рабочие листы.

Тема урока: "Сложносочинённое предложение"
Вид урока: урок получения новых знаний
Тип урока: урок - практикум
Цель урока: 1) познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению;
2) научить определять ССП, научить различать виды ССП.
Ожидаемые результаты: умение определять вид сложного предложения, умение различать виды сложносочиненного предложения, находить сложносочиненные предложения в тексте; умение употреблять в речи сложносочиненные предложения.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал», учебник, рабочие листы.
Ход урока
I. Организационный этап (приветствие, деление на группы)
II. Проверка домашнего задания: упр. 20, стр. 22
Алгоритм: На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
 Количество грамматических основ.
 Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
 Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.
III. Стадия вызова. Актуализация знаний.
Стратегия «Внутри - снаружи».
Да, если, ни - ни, тоже, чтобы, так как, но, зато, или, однако, и, также, не то – не то, словно, как, а, то – то, только, либо – либо.
- Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? У вас на столах стоят таблички с надписями, в них - то и скрывается тема урока. Соедините таблички. Что у нас получилось? (ССП)
Запишите, пожалуйста, её на рабочих листках.
IV. Определение цели урока
У вас в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Таблица «З - Х - У»
Знаю Хочу узнать Узнал
Что такое сложносочиненное предложение?
Какими бывают сложносочиненные предложения?

V. Первичное усвоение новых знаний
Что такое знание? Знание – это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией.

Стратегия «Пометки на полях» (Инсерт)
Прочитайте материал на листках либо на страницах 25 - 26 учебника. Но, получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«V» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Сложносочиненные предложения
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложно - сочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
а) ССП с соединительными союзами (и; да (в значении и); ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
б) ССП с разделительными союзами (то – то; не то – не то; или; либо; то ли – то ли);
в) ССП с противительными союзами (а, но, да (в значении но), однако, зато, но зато, только, же).
Простые предложения в составе сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая ставится перед сочинительными союзами.
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами могут передавать различные смысловые отношения между простыми предложениями.

- Итак, ребята, что нам уже известно?
- Что является новым?
- Что оказалось непонятным и требует разъяснений?
V. Первичная проверка понимания (с повторением темы «Сочинительные союзы»)
1 - задание: ПРИЕМ «Исправление ошибок» (ошибки в распределении союзов) На доске необходимо исправить ошибки, правильно распределив союзы в таблице. По 1 ученику
Группы сочинительных союзов
Соединительные Разделительные Противительные
и, да (=и),
ни... ни,
тоже,
также то... то,
или (иль),
либо... либо,
не то... не то, а, но, да (=но),
зато, однако,
не только... но и
то ли... то ли

V. Первичное закрепление (работа в группе)
Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Теперь, зная группы сочинительных союзов, вам предстоит выполнить следующее задание. Выпишите номера сложных предложений, на листе А4 составьте графическую схему одного из них.
1 - группа 2 - группа 3 - группа
ССП с соединительными союзами ССП с разделительными союзами ССП с противительными союзами

1. Тут раздался лёгкий свист, и соловей умолк.
2. То слишком морозит, то моросит дождь.
3. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё - таки обойдёт.
5. Взошло солнце и озарило все вокруг своим ярким светом. (ПП)
6. Туман лежал белой колыхающейся гладью у его ног, но над ним сияло голубое небо.
7. Шептались душистые зеленые ветви, золотые лучи солнца тоже звенели ликующим торжеством победы
Вывод. Сложносочиненное предложение – это такое сложное союзное предложение, в котором два и более простых предложения связаны между собой по смыслу, интонацией и сочинительными соединительными, сочинительными противительными или сочинительными разделительными союзами.

VI. Практическое использование полученных теоретических сведений.
Лингвистическое моделирование. (индивидуальная работа)
Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное, используя необходимые по смыслу союзы.
Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.
1 - группа: 1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.
2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы.
2 - группа: 1. Пришла осень и покрыла позолотой деревья в парке.
2. Птицы были кем - то напуганы или вовсе покинули эти места.
3 - группа: 1. Ветер стряхивает снег с сосен и покрывает поляну его серебристыми блестками.
2. Выглянул месяц и осветил деревья в саду своим холодноватым светом.

VII. Работа по картине: Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике. Составьте сложносочиненные предложения по картине.

VII. Рефлексия.
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать
Знаю Хочу узнать Узнал
Что такое сложносочиненное предложение?
Какими бывают сложносочиненные предложения?
ССП делятся на:
 ССП с соединительными союзами,
 ССП с противительными союзами,
 ССП с разделительными союзами.
IX. Домашнее задание: упражнение 26, стр. 26

Нурбекова Р. С.
учитель русского языка и литературы
школы - лицея №173 г. Алматы
2 594
0
  • 100
1 дауыс


Жаңалықтар
Однородные члены предложения, связанные союзами
Однородные члены предложения, связанные союзами
Восточно - Казахстанская область, Уланский район. Калиева Баян Аукеновна
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Тема: Сложноподчиненное предложение
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Понятие о сложноподчиненном предложении
Понятие о сложноподчиненном предложении
Атырау қаласы, Амангелді селосы, Амангелді орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Кошкельдеева Гульфайрус Мұратқызы
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
г. Астана ТОО «Медико – технический колледж» преподаватель по биологии Сатпаева Магрипа Магзумовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×