Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Духовное наследие казахского народа (урок русского языка в 7 классе)

21 сәуір 2013, Жексенбі
Грамматическая тема урока: Количественные и порядковые числительные
Лексическая тема урока: Духовное наследие казахского народа
Задачи урока: О: активизировать знания учащихся о количественных и порядковых числительных, приобщить их к использованию имен числительных в устной и письменной речи;
Р: способствовать умению учащихся распознавать количественные и порядковые числительные; развивать память, внимание, мышление, речь учащихся;
В: воспитание уважения, интереса учащихся к изучению культурного наследия и достояния казахского народа

Тип урока: активизация знаний
Методы и приемы: составление опорной схемы, выразительное чтение стихотворений, текстов; перевод пословиц на казахский язык; работа по карточкам; инсценирование легенды, викторина.
Форма урока: устный журнал
Оборудование: проектор со слайдами, карточки, опорная схема, портреты Абая, Ы. Алтынсарина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова

Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
- Ребята, посмотрите в окно? Какой сегодня день?
Пусть ваш урок будет сегодня таким же добрым, ярким и солнечным.
Сообщение темы
- Ребята, который час?
- Сколько у вас сегодня уроков?
- А второй какой?
- В каком классе вы учитесь?
- Кто скажет, какое сегодня число и запишет его на доске?
- Вы, наверное, удивились, почему я это спрашиваю. Но согласитесь со мной, нам жизненно необходимы слова - счетоводы. Они окружают нас повсюду. Какие слова вы использовали для ваших ответов? К какой части речи они относятся? Исходя из ваших ответов, определите тему урока. Выполните несколько заданий:

1) – Составьте опорную схему «Имя числительное», продолжая начатые определения.
Самостоятельная …
Имя числительное отвечает …
обозначет …
изменяется …
делится на …
2) Игра «Продолжай»
К доске выходят два ученика, один из которых пишет на доске количественное числительное, а второй преобразовывает его в порядковое числительное, например: сорок – сороковой и т. д.
3) синтаксический разбор предложения
Первый урок начинается в четырнадцать часов.
- Найдите подлежащее и сказуемое в предложении. (что?) Урок (что делает?) начинается, урок (какой?) первый, начинается (когда?) в четырнадцать часов.

2. Основная часть урока
- Ребята, наш урок мы проведем в форме устного журнала «Духовное наследие казахского народа». Журнал состоит из 3 страниц. Первую страницу мы посвятим казахским пословицам и поговоркам, вторую страницу - казахским просветителям: Абаю Кунанбаеву и Ыбыраю Алтынсарину, третью – обычаям и традициям.
- Открываем наш журнал стихотворениями поэтов М. Шаханова и Зумакуловой
Помимо Матери – той, что его родила,
Четыре есть Матери – словно четыре крыла.
Родная Земля – наша суть и основа основ.
И Слово родное, пришедшее к нам от отцов,
Родные Обычаи – добрый и благостный свет,
Горящий для нас через тьму поколений и лет,
Родная История – как бы она ни была
Горька и печальна, мучительна и тяжела…

Родной язык! Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала: «Мама!»
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг
На нем живые трепетные чувства
Открылись мне
И мир открылся мне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.

Один из важнейших видов нашего культурного наследия – пословицы и поговорки, которые несут в себе бесценное сокровище народной мудрости, недаром же говорят: «Прожитый день не вернется, а мудрое слово останется»
Сейчас я раздам каждой парте карточки с пословицами, вы должны эти пословицы переписать, записывая цифры словами, указать категорию числительного, устно перевести пословицу на казахский язык и объяснить смысл.
10 детей для одного отца – легкая ноша, один отец для 10 детей - тяжелая ноша.
Если 1 дерево срубил, посади 10 взамен.
1 умная дочь 2 глупых сыновей стоит.
У народа 50 глаз, 50 ушей.
Чем 30 по свету родных сыновей, старик свой рядом верней.
7 раз отмерь, 1 раз отрежь.
Старик меж 2 детей ребенком становится, ребенок меж 2 стариков мудрецом становится.
5 пальцев 1 руки разные.
Головы 2 баранов в 1 котле не поместятся.

- Вторая страница нашего журнала посвящена великим просветителям казахского народа: Ыбыраю Алтынсарину и Абаю Кунанбаеву
- Перед вами лежат тексты о жизни и творчестве одного из этих деятелей. Прочитайте текст, найдите в них числительные. (пока ученики по очереди вслух читают об одном из деятелей, два ученика выписывают из текста числительные, определяют их категорию). Перед тем как прочитать текст проведем словарную работу. Просветитель. Как вы понимаете это слово?
В Аркарагайской волости Костанайской области двадцатого октября тысяча восемьсот сорок первого года родился выдающийся просветитель, педагог, поэт Ыбырай Алтынсарин. Вся жизнь Алтынсарина, начиная с трех лет, когда погиб отец в бою с отрядом Кенесары Касымова, связана с учебой, просвещением. Дед Ыбырая – Балгожа Жанбурчин, ценивший образование, взял мальчика к себе на попечение и сам стал обучать его арабской и русской грамоте.
Творческое наследие Алтынсарина включает в себя более ста пятнадцати произведений больших и малых форм, переводы басен И. А. Крылова и рассказов из «Азбуки» Л. Н. Толстого, учебно - методические труды и очерки.
-----------------------------------------
просветитель – ағартушы
просвещение – ағартушылық
попечение – забота, опека (қамқорлық)
- С чем связана жизнь Ыбырая, начиная с трех лет?
- Кто взял Ыбырая на попечение после смерти отца? Каким был Балгожа Жанбурчин?

Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, просветитель и основоположник новой казахской реалистической литературы, родился в Шынгыстауском районе Семипалатинской области десятого августа тысяча восемьсот сорок пятого года. Отец его Кунанабай Ускенбаев, был главой тобыктинского рода, старшим султаном одного из уездов.
Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан – воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным и впечатлительным, за что мать дала ему новое имя – Абай. Это имя так и осталось с ним на всю жизнь.
В последние десять лет своей жизни Абай обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Они раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные темы.
-----------------------------------------------
основоположник новой литературы – жаңа әдебиеттің негізің салушы
просветитель – ағартушы
- Кто занимался воспитанием Абая?
- Каким рос Ибрагим?
- Что пишет Абай в последние десять лет жизни? Сколько «Слов» написал Абай?

- Ребята, обратите внимание на слайд, что пишут просветители об образовании?
- Что ещё вы знаете об этих знаменитых людях?
- Какие произведения изучали по казахской литературе?

3 - ья страница «Традиция и обычаи казахского народа»
Зная традиции, знаем народ,
Знание к истине нас приведет!
Чтим мы традиции – предков завет,
Мудрость народа жизненный свет!
Мудрости учимся, учимся жить,
Добрыми, умными, сильными быть
Зная традиции, знаем народ,
Знание к истине нас приведет!
- По представлениям древних тюрков, отчизна состоит из обычаев и национальной культуры. Чтобы выжить и сохранить свою культуру, казахи с самого раннего детства прививали детям любовь к родной земле, чувство национального достоинства через обряды. Неслучайно, что многие обряды, обычаи и праздники связаны с ребенком.
- Ребята, назовите эти обряды (шілдехана – рождение ребенка, тұсау кесу разрезание пут, тілашар – буквально «язык открыл», мүшел той - первые тринадцать лет, сүндет той - обрезание и т. д.). Все эти обряды, и даже поминки, сопровождались нашей главной традицией – гостеприимством. И сейчас ребята нам поведают легенду о том, как зародился казахский обычай «Қонақасы». Инсценирование легенды учениками

Давным - давно, в те времена, когда ещё было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына.(выходят три сына) Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал:
- Скоро умру, дети. Оставляю вам всё, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочёвок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру своё потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли ваш наказ?
- Нас трое, а вы распорядились разделить скот на четыре части.
- Кому вы оставляете четвертую часть?
Умирающий ответил:
- Четвёртую часть скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдут у вас приют и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьёт своё, а не ваше, ибо в вашем состоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал старшую орду, среднего – среднюю, младшего – младшую орду. Много переменилось с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почёт, мирный отдых и щедрое хлебосольство.

- Ребята, а какое блюдо является самым главным на «Қонақасы»?
- Почему это блюдо называется «бесбармак»?
- Запишите домашнее задание – написать рецепт приготовления национального блюда с использованием числительных.
- Завершаем наш журнал викториной
1. На какой праздник готовят коже? (Наурыз) Из скольких компонентов его готовят? ( из семи компонентов)
2. На какой праздник готовят тонкие круглые лепёшки и как они называются?
Сколько лепёшек должно быть? (Айт, шелпек – 7, 9)
3. До какого колена должны знать своих предков казахи? (до седьмого колена)
4. Сколько Слов назиданий написал Абай? (45)
5. На какой день после рождения в первый раз сбривают волосы и подстригают ногти ребёнку?
6. В каком году и какого числа провозгласили День независимости? (16. 12. 1991г.)
- Позвольте этим стихотворением закрыть наш журнал «Духовное наследие казахского народа»
Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты – колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай,
И сохрани для будущего рода.

Рефлексия
- Что нового узнали? Чему научились?
Итоги урока
6 671
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Имя числительное как часть речи
Имя числительное как часть речи
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счете. По значению числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос
Имя числительное. Склонение количественных числительных
Имя числительное. Склонение количественных числительных
Мангистауская область, город Актау, преподаватель русского языка и литературы Мангистауского гуманитарного колледжа Ешпанова Кулаим Ажибаевна
Личные местоимения
Личные местоимения
Г. С. Таженова, учитель русского языка литературы Есенсайской средней общеобразовательной школы Акжаикского района Западно - Казахстанской области
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
г. Астана ТОО «Медико – технический колледж» преподаватель по биологии Сатпаева Магрипа Магзумовна
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Служебные части речи
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×