Использование на уроках русского языка и литературы
Использование на уроках русского языка и литературыприемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через Чтение и Письмо».
1) Возникновение и распространение технологии.
Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Её авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.
РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».
2) РКМЧП направлено на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного
опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
3) Базовая модель РКМЧП.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова (evocation)
Фаза реализации смысла (realization of meaning)
Фаза рефлексии (reflection)
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает: «Что хочу узнать?»
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.
Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
4 ) Из опыта работы.
Трехфазовая структура урока в логике критического мышления предполагает отработку умений и навыков работы в группах, в парах и индивидуально. На уроках по этой технологии ставлю задачи, посредством которых достигаю триединых целей. На уроках предлагаю ребятам стратегии, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, умение анализировать, делать самостоятельные выводы. На этапе рефлексии учащиеся получают задание самостоятельно осмыслить и обобщить полученные знания. Этому способствуют стратегии «Двухчастный дневник», «Диаграмма Венна», «Письмо от имени…». В конце урока учащиеся получают педагогический инструктаж домашнего задания.
Так, на уроке русского языка в 5 «А» классе при изучении лексической темы «Что значит быть воспитанным человеком» и грамматической темы «Именительный и родительный падежи имени существительного» ребята работали в творческих группах. На этапе «вызов мотивации» получили задание в течение 1 минуты собрать ассоциации к слову «воспитанность». Через минуту ребята презентовали свои работы. На этапе реализации темы урока учащиеся получили индивидуальное задание:
1 группа: написать рассказ об одном случае из своей жизни, используя пословицу во вводной части или в заключении «Не даром говорится: дело мастера боится».
2 группа: сочинение – миниатюру «Друзья познаются в беде».
3 группа: Составить интервью для газеты «Поступок, который можно назвать добрым».
4 группа: составить словарь на тему «Человек и его характер».
5 группа: подготовить инсценировку «В общественном транспорте».
На этапе рефлексии (ожидаемый результат) ребята работали по стратегии
«Стихотворение по алгоритму» (пятистишие). На дом учащиеся получили задание: «Письмо другу», «сочинение-миниатюра», эссе «Спешите делать добрые дела».
На уроке по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола». «Игрушка – дело серьезное» на этапе «вызов мотивации» ребятам была предложена «Установочная разминка». Работа была коллективная и индивидуальная. Ведущему предлагалось по утвердительным и отрицательным ответам своих одноклассников отгадать загаданную часть речи (глагол). После чего творческие группы работали по стратегии «Кластер» на тему «Глагол».
На этапе «реализации» была проведена индивидуальная работа: в течении 7-8 минут написать сочинение-описание «Моя любимая игрушка». Ребята в группах прочли свои работы, презентовали лучшее сочинение. На этапе «ожидаемого результата – рефлексии» учащимся было предложено заполнить «Диаграмму Венна».
На уроке по литературному чтению по теме «Что такое фольклор? Пословицы и поговорки» после сбора ассоциаций к слову «фольклор» ребята работали индивидуально в творческих группах и писали рассказ «Человек без друзей, что дерево без корней», сочинение-повествование «Друг познается в беде, добрый конь на скачках», сочинение-миниатюру «Грамоте учиться – всегда пригодится», сочинение-рассуждение «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей». На этапе «ожидаемого результата» ребятам было предложено закончить сказку по данному началу.
На уроках по спецкурсу «Литература и другие виды искусства» по теме «Искусство Древней Руси. Творчество Андрея Рублева» на этапе «рефлексии» ученики написали эссе «О чем мне говорит лик святого, изображенного на Владимирском деисусе». По теме «Художники-передвижники» ребята работали по стратегии «Жигсо -1». На этапе «рефлексии» каждый ученик работал индивидуально и составлял «двухчастный дневник» «Что я знал о художниках-передвижниках до урока. Что нового узнал на уроке о художниках - передвижниках». В качестве домашнего задания ребята получили задание поискового характера: подготовить рефераты о творчестве других художников-передвижников.
На уроке по русскому языку в 9 «Б» классе по теме « Сложноподчиненное предложение» на этапе «вызова мотивации» с целью актуализации известных знаний была проведена «атака на мозг» ( Ребята друг другу задавали вопросы по теме «Синтаксис».) На этапе «реализации» каждая группа получила задание: записать предложения и составить их схемы. Презентовали свои работы ученики на плакатах. На этапе «рефлексии» ребята заполняли «диаграмму Венна», они сравнивали ССП и СПП. На дом ученики получили задание: написать письмо от имени СПП или ССП.
На уроке по русской литературе в 8 «Б» и 9 «А» по теме Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель» через сбор ассоциаций к слову «Башмачкин» удалось выявить полное знание сюжета произведения. Аналитическая беседа в ходе сбора ассоциаций дала возможность учащимся в непринужденной беседе услышать внутренний голос героя, с которым автор соединяет свою проповедь сострадания.
1) Возникновение и распространение технологии.
Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Её авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.
РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».
2) РКМЧП направлено на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного
опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
3) Базовая модель РКМЧП.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова (evocation)
Фаза реализации смысла (realization of meaning)
Фаза рефлексии (reflection)
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает: «Что хочу узнать?»
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.
Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
4 ) Из опыта работы.
Трехфазовая структура урока в логике критического мышления предполагает отработку умений и навыков работы в группах, в парах и индивидуально. На уроках по этой технологии ставлю задачи, посредством которых достигаю триединых целей. На уроках предлагаю ребятам стратегии, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, умение анализировать, делать самостоятельные выводы. На этапе рефлексии учащиеся получают задание самостоятельно осмыслить и обобщить полученные знания. Этому способствуют стратегии «Двухчастный дневник», «Диаграмма Венна», «Письмо от имени…». В конце урока учащиеся получают педагогический инструктаж домашнего задания.
Так, на уроке русского языка в 5 «А» классе при изучении лексической темы «Что значит быть воспитанным человеком» и грамматической темы «Именительный и родительный падежи имени существительного» ребята работали в творческих группах. На этапе «вызов мотивации» получили задание в течение 1 минуты собрать ассоциации к слову «воспитанность». Через минуту ребята презентовали свои работы. На этапе реализации темы урока учащиеся получили индивидуальное задание:
1 группа: написать рассказ об одном случае из своей жизни, используя пословицу во вводной части или в заключении «Не даром говорится: дело мастера боится».
2 группа: сочинение – миниатюру «Друзья познаются в беде».
3 группа: Составить интервью для газеты «Поступок, который можно назвать добрым».
4 группа: составить словарь на тему «Человек и его характер».
5 группа: подготовить инсценировку «В общественном транспорте».
На этапе рефлексии (ожидаемый результат) ребята работали по стратегии
«Стихотворение по алгоритму» (пятистишие). На дом учащиеся получили задание: «Письмо другу», «сочинение-миниатюра», эссе «Спешите делать добрые дела».
На уроке по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола». «Игрушка – дело серьезное» на этапе «вызов мотивации» ребятам была предложена «Установочная разминка». Работа была коллективная и индивидуальная. Ведущему предлагалось по утвердительным и отрицательным ответам своих одноклассников отгадать загаданную часть речи (глагол). После чего творческие группы работали по стратегии «Кластер» на тему «Глагол».
На этапе «реализации» была проведена индивидуальная работа: в течении 7-8 минут написать сочинение-описание «Моя любимая игрушка». Ребята в группах прочли свои работы, презентовали лучшее сочинение. На этапе «ожидаемого результата – рефлексии» учащимся было предложено заполнить «Диаграмму Венна».
На уроке по литературному чтению по теме «Что такое фольклор? Пословицы и поговорки» после сбора ассоциаций к слову «фольклор» ребята работали индивидуально в творческих группах и писали рассказ «Человек без друзей, что дерево без корней», сочинение-повествование «Друг познается в беде, добрый конь на скачках», сочинение-миниатюру «Грамоте учиться – всегда пригодится», сочинение-рассуждение «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей». На этапе «ожидаемого результата» ребятам было предложено закончить сказку по данному началу.
На уроках по спецкурсу «Литература и другие виды искусства» по теме «Искусство Древней Руси. Творчество Андрея Рублева» на этапе «рефлексии» ученики написали эссе «О чем мне говорит лик святого, изображенного на Владимирском деисусе». По теме «Художники-передвижники» ребята работали по стратегии «Жигсо -1». На этапе «рефлексии» каждый ученик работал индивидуально и составлял «двухчастный дневник» «Что я знал о художниках-передвижниках до урока. Что нового узнал на уроке о художниках - передвижниках». В качестве домашнего задания ребята получили задание поискового характера: подготовить рефераты о творчестве других художников-передвижников.
На уроке по русскому языку в 9 «Б» классе по теме « Сложноподчиненное предложение» на этапе «вызова мотивации» с целью актуализации известных знаний была проведена «атака на мозг» ( Ребята друг другу задавали вопросы по теме «Синтаксис».) На этапе «реализации» каждая группа получила задание: записать предложения и составить их схемы. Презентовали свои работы ученики на плакатах. На этапе «рефлексии» ребята заполняли «диаграмму Венна», они сравнивали ССП и СПП. На дом ученики получили задание: написать письмо от имени СПП или ССП.
На уроке по русской литературе в 8 «Б» и 9 «А» по теме Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель» через сбор ассоциаций к слову «Башмачкин» удалось выявить полное знание сюжета произведения. Аналитическая беседа в ходе сбора ассоциаций дала возможность учащимся в непринужденной беседе услышать внутренний голос героя, с которым автор соединяет свою проповедь сострадания.
Жаңалықтар
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Пикалова Тамара Николаевна - учитель русского языка и литературы средней школа имени Ауэзова Кокпектинского района ВКО
Использование новых технологий - путь к развитию творческого потенциала учителя и ученика
Мамытова Гульжан Исмагуловна учитель русского языка и литературы
Инновационные методы преподавания на уроках русского языка как фактор формирования грамотной языковой личности
ВКО г. Аягоз СОШ № 3 Учительница русского языка и литературы Кенесбаева Замзагуль Слямгазыевна
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство управления процессом повышения эффективности урока (доклад)
Джолымбетова Айман Сериковна Учитель русского языка и литературы средней школы №47 города Тараз
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы Из опыта работы Казанбай Г.Т
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.