Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы

14 қазан 2012, Жексенбі
Категориясы: Ұстаздарға
Учитель русского языка и литературы школы №24 Казалинского района, Кызылординской области
Одним из важнейших показателей социально - экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову.
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированный интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля.
Интеллектуальному развитию учащихся посвятили свои разработки такие ученые как: М. В. Зуева, Н. Е. Кузнецова, А. А. Макарени, Т. С. Назарова П. А. Оржековский, М. С. Пак, Т. В. Смирнова, И. М. Титова, Г. М. Чернобельская. Среди учителей весомый вклад внесли О. А. Михеева, О. В. Двоенко, В. Е. Алексеева, О. М. Соседова.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя
при этом у учеников интерес к предмету. Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации,
систематизации. Поэтому объектом исследования стал процесс интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности. Предмет исследования − средства русского языка, литературы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.
Цель исследования − выявить и обосновать эффективность применения методики (технологии) развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить методы, приемы, технологии, способствующие интеллектуальному развитию учащихся.
3. Обобщить педагогический опыт по развитию интеллектуальных способностей учащихся.
4. Определить методику исследования интеллектуальных способностей учащихся.
5. Раскрыть суть применяемой методики по интеллектуальному развитию учащихся, обосновать ее эффективность.

Гипотеза. Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять технологии, приемы и методы, способствующие мыслительной деятельности.
Новизна этой работы в том, что формирование интеллектуальных качеств личности достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения.
Теоретическая база опыта
- принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом, среди которых наиболее интересны для данного опыта следующие:
восприятие человеком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
стремление индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к
самосовершенствованию;
- теория развивающего обучения (Л. С. Выгодский, согласно гипотезе, которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин), в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности,
- технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес;
- принципы личностно - ориентированного обучения (И. С. Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности каждого школьника;
- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», РКМЧП, (critical thinking) (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), направленная на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.
По мнению Г. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

Толық нұсқасын жүктеу
5 430
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Организация высокого уровня изучения языков – одно из условий формирования коммуникативной компетенции
Организация высокого уровня изучения языков – одно из условий формирования коммуникативной компетенции
Попенко Наталья Петровна - учитель русского языка и литературы средняя школа с. Изобильное, г. Степногорска Акмолинская область
Эффективность использования мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Эффективность использования мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Джолымбетова Айман Сериковна Учитель русского языка и литературы средней школы № 47 г. Тараз
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Мини-проект "Игра как вид деятельности на уроке русского языка"
Мини-проект "Игра как вид деятельности на уроке русского языка"
Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка. Показать степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×