Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Юрта – жилище кочевников

04 қазан 2012, Бейсенбі
Казанбай Галия Тлектесовна - учитель русского языка и литературы

Юрта – жилище кочевников
Внеклассная работа
Тип урока: экскурсия.
Цель урока: формировать эстетический вкус, учить бережно относится к культурным ценностям, побудить желание хранить культурные ценности и национальные традиции.

План урока:
1. Oрг момент.
2. Устройство юрты. Правила рассаживания в юрте.
3. Физ. минутка.
4. Правила поведения, правила обращения с предметами домашнего обихода, порядок уважительного ухаживания.
5. Подведение итога.

Ход урока
Ребята, глядя на эту картинку как вы думаете о чем пойдет речь?
Ответ.
Были ли вы хотя бы раз в юрте?
Ответ.
Как вы думаете, есть ли правила поведения в юрте?
Ответ. Да.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с юртой как жилищем кочевников, так же с устройством юрты, поговорим о правилах поведения в юрте.

Начнем нашу экскурсию.
Урок экскурсию мы посветим юрте-жилищу кочевников. До наших дней войлочная юрта была основным типом жилища юго-восточных тувинцев. Она распространена и поныне, но преимущественно как летнее жилище кочевника скотовода. Наши предки говорили, что юрта сравнима с Чеди-Хааном – Большой Медведицей, потому что юрта не стоит на одном месте в течение четырех времен года, а кочует с одной стоянки на другую.

Большая Медведица на просторах неба тоже не стоит на одном месте, причем, иногда она совсем исчезает и ее не видно с земли. Наши предки говорили: "Звезды тоже кочуют". В Туве жил прославленный охотник и сказатель Сат Сотпа. По его словам, юрта кочует по земле, также как передвигаются звезды в небесных просторах.
В VII веке китайский поэт Во Цзюй-и написал стихотворение "Белая юрта", фрагмент которого приведем:

Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,
Нет углов в юрте, кругло поставленной,
Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте.

Кто знает Из чего строят юрты, каковы ее составные части.
Войлочная юрта разборная и состоит из определенного количества стандартных деревянных частей, образующих ее каркас, и кусков войлока, составляющих ее покрытие. Размеры юрты определялись количеством хана (решетчатых звеньев) стандартного размера (от 4 до 12 хана). Юрта из 4-х хана была самой маленькой, предназначалась для бедняков. Самая большая юрта,состояла из 12 решеток-хана, ставилась нойонами и или богачами. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 решеток.
Рассмотрим, из чего состоит юрта. Прежде всего, состоит из раздвижной решетки, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения. При сборке юрты решетки устанавливают в определенном порядке от двери на лево (т.е. на запад, так как дверь обращена на юг).

Скажем несколько слов о дверной коробке. Она имеет порог, верхний брус и два боковых косяка: западный и восточный. Дверная рама закрывалась куском войлока, который верхним концом был привязан к палкам крыши. Когда нужно было открывать дверь, войлок просто откидывали наверх.

Дымовой круг, расположенный в куполе юрты, делается обычно из ели. Он представляет собой обод, с внутренней стороны которого сделаны отверстия или углубления для вставки острых концов палок крыши. Круг имеет крестовину из прутьев (по три прута параллельно), поставленную куполооб¬разно. Ее назначение - удерживать кошомную покрышку, которой закрывают дымовое отверстие от дождя и снега.
При установке юрты ее обязательно связывают веревками из конского волоса в виде широкой ленты.
Вопрос: из скольки решеток-хана состоит юрта богача? Юрта представляет собой в отношении внутреннего устройства, следующую картину.

Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном по¬рядке. Направо от входа помещались деревянные полки или шкаф для кухон¬ной посуды, за которым стоял деревянный шкафчик-аптара, а к нему при¬мыкала деревянная кровать хозяев юрты. Между этими предметами имелось небольшое пространство. Здесь на верхних концах решетки юрты висело изображение духа покровителя. За изголовьем кровати, вдоль стен по кругу устанавливались деревянные шкафчики.

Между изголовьем постели и этими шкафчиками оставалось маленькое пространство, здесь висело ружье с при¬надлежностями к нему, ножи и др. мужские вещи. За ним по кругу лежали кожаные сумины с различным содержанием. Меблировка завершалась дере¬вянной вешалкой из ствола дерева с сучками, на которую, вешали узды, арканы, седло и т.п. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока. У самой двери оставалось небольшое свободное место, куда помещался в холодное время родившийся молодняк скота.

Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской- здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона- мужская, у дверей лежат седла, сбруя. Прямо от входа, за очагом, находится почетный угол(тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Хозяин юрты сидел за очагом, у изголовья кровати, хозяйка - у ног по¬стели, а между ними было место для маленьких детей. Детей тувинцы воспитывали с раннего детства в строгости поэтому когда приходили гости, они сидели так тихо, что никто их не замечал.

Детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать (так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы, особенно в селах) слева от матери, по направлению к двери сидели старшие дочери, а сыновья сидели около отца. Гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину. Даже семилетние мальчики и девочки хорошо знали порядок входа в юрту и как вести себя в ней. Левую часть юрты от двери до почетного места называли левой людной стороной, т. к. гости проходят и выходят по этой стороне юрты. Правую часть юрты от почетного места до двери называли спокойной стороной, ибо по старинному обычаю тувинцев гостям не положено по этой стороне проходить и выходить.

В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур – большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков – аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.

Считалось скверным и грешным, если женщина сади¬лась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины Место для высоких гостей находилось за очагом у аптара, между кроватью и домашним алтарем. Перед алтарем сидеть никому не разрешалось. Ламы садились у аптара, находящегося по левую сторону от домашнего алтаря. Ниже, и «против солнца», располагались гости мужского пола по кругу в зависимости от общественного положения и возраста.

Наши предки передавали молодым знания обо всех порядках и обычаях переноса юрты с одной стоянки на другую в соответствии с четырьмя периодами года. Кочевка с весенней стоянки на летнюю, с летней на осеннюю, с осенней на зимнюю стоянку – таково неизбежное движение юрты. На новой стоянке юрту ставили дверью на юг или на восток.
Юрту условно делили на четную и нечетную стороны.

От двери кругом, по часовой стрелке, до почетного места юрты – нечетной стороной юрты. А от почетного места юрты по часовой стрелке до двери, называется четной стороной юрты.

Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Посторонний человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком, особенно хорошо вычистить подошвы, если там грязь или снег, и только после этого входить в юрту. После обмена приветствиями он садится. Того же, кто стоит в юрте и не садится, называют человеком в деревянных штанах. Если в гости пожаловал почетный или пожилой человек, то молодые люди открывают ему дверь юрты.
Вопрос: какое главное правило должны были соблюдать люди когда они находились в юрте?
Традиционные правила рассаживания людей в юрте

По тувинскому обычаю любого человека, зашедшего в юрту, принимают как почетного гостья. Не принято сразу же спрашивать его имя.
Если в юрту входит пожилой человек или чиновник, хозяин вежливо приглашает его со словами:
– Добро пожаловать! Проходите на почетное место, располагайтесь на коврике!

Если пришел знакомый или молодой человек, то хозяин юрты тоже вежливо обращается:
– Проходите, проходите.
Если в юрту пришел подросток ему говорят:
– Проходи по-быстрому.

В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгур – большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков-аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.
Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины. Если мужчина садился на место хозяйки, то это считалось унижением. Запрещалось сидеть и стоять на пороге юрты.

Физминутка.
Седло красит спину лошади, прямое сиденье красит стан человека (пословица).
Порядок сидения у тувинцев существовал с давних времен. Наши предки точно определяли человека по тому, как он сидит – важный чиновник или простой человек.

Сидеть, скрестив ноги. один из учащихся демонстрирует. Когда в юрту приходили пожилые или почетные люди, для них стелили специальные коврики, чтобы они сидели на них. Так встречали и принимали своих гостей зажиточные араты, люди небольшого достатка для гостей стелили обработанную шкуру овцы, козы, тельца и даже косули. Крупные чиновники, начальники, ламы, почетные и пожилые люди сидели, скрестив ноги. Но старинному обычаю тувинцев простым людям нельзя сидеть, скрестив ноги. Для того, чтобы сидеть, скрестив ноги, нужно сначала сесть на коврик или на мягкую шкурку, потом скрестить ноги перед собой. При скрещивании левая нога должна быть внизу, а правая – над ней.

Посадка на одном колене, выставив другое вперед.
(учащийся демонстрирует позу). Так сидели в юрте те люди обоего пола, которые хорошо знали народный обычай и свято соблюдали его. Мужчина кладет правую ногу на землю или пол и садится на нее, а ступню левой ноги – плотно ставит на землю. Так может сидеть парень в полушубке или куртке, а если он одет в длинную шубу или халат, то нужно подоткнуть полы. Девушки и женщины при такой посадке закрывают ноги подолом своих халатов. Даже в тувинских сказках говорится, что женщинам не положено открывать подол одежды.

Сидеть, опустившись на колени (учащийся демонстрирует позу). Так сидеть в юрте у тувинцев было издревле строго запрещено. Можно присесть.на колени где-нибудь, например, в безлюдной степи. Но это редкий случай. На коленях сидят следующим образом: оба колена упираются в землю, при этом человек садится на заднюю часть голени. В древней Туве на колени сажали преступников и били их по спине шерстобитными прутьями, т. е. совершали один из видов экзекуции.

Посадка преклонив колени. учащийся демонстрирует позу). Таким способом садятся при совершении молитвенного поклонения. В юрте запрещено садиться таким образом. Колени преклоняют только во время религиозных церемоний и обрядов, а также «простолюдины, перед власть имущими очень высокого ранга. В связи с этим родители объясняли детям с раннего возраста, как можно и как нельзя сидеть в юрте и в местах, где совершаются различного рода общественные мероприятия.

Нельзя сидеть, вытянув ноги. (учащийся демонстрирует позу). Ни гостям, ни хозяевам нельзя садиться, вытянув ноги вперед, особенно в сторону очага. Садиться так в людных местах запрещалось всем, независимо от возраста. Говорили, что так сидят только лодыри.
Не положено сидеть с расставленными ногами. Когда человек сидит, развернув левую ногу в левую сторону, а правую – в правую сторону, это называется сидеть с расставленными ногами. Категорически запрещалось так сидеть, где бы то ни было. Говорили, что так сидят только самые бесстыжие люди.

Нельзя сидеть, скрестив ноги. (учащийся демонстрирует позу). Если человек сидит, положив бедро одной ноги на бедро другой, значит, он сидит, скрестив ноги. Говорили, что сидящий таким образом станет сиротой.

Правила поведения в юрте в присутствии посторонних (рассказывает учащийся)
Наши предки говорили: когда в юрте присутствуют знакомые или незнакомые люди, дети не должны баловаться, кричать. Если они будут кричать при посторонних, их постигнет проклятие покойных родственников.

Нельзя скрипеть зубами. Если дети скрипят зубами в юрте, то этим они навлекают на себя гнев бабушки.
Нельзя свистеть в юрте. Если свистеть в юрте, то тут же набегут черти.
Нельзя щелкать нёбом в юрте, а то может разразиться голод.
Нельзя плевать в огонь очага. Если будешь плевать, то разгневается бог огня.

Нельзя бегать в юрте. Если дети будут бегать в юрте, то возникнет лишняя длинная поездка.
Девочкам родители строго говорят: "Не допускайте неприличного поведения!"
Нельзя громко отрыгивать в юрте. Если в юрте отрыгнуть, то счастье покинет эту юрту.
Нельзя громко зевать. Если в юрте громко будут зевать, то обнаружится скверное нутро.

В юрте нельзя облизываться и глотать свою слюну, иначе это плохо отразится на добром имени отца.
Нельзя в юрте показывать язык. Если кто-то в юрте показывает язык, то это к слезам матери.
Вывод: к поведению в юрте нужно относиться серьезно, и соблюдать элементарные правила поведения и этикета. Юрта, это святое место для человека живущего в ней.
Правила обращения с предметами домашнего обихода в присутствии постороннего человека в юрте (рассказывает учащийся)

У наших предков были особые правила обращения с вещами в присутствии постороннего человека в юрте. Например, нельзя оставлять ножницы не сложенными – будут скандалы из-за пустяков.
Нельзя класть ведро дном вверх. Ведро для тувинца – посуда счастья. Если так класть ведро, то вся семья разорится.
Нельзя шуметь щипцами очага, в противном случае будет сплетня между женщинами.
Нельзя вытаскивать нож из ножен, в противном случае, т. е. если оставить нож не вложенным в ножны, ночью придет черт и, превратившись в волос, залезет в ножны.

Нельзя обмениваться наперстками. Если девушка обменяется наперстком со своей подругой, то суженый покинет ее.

Всегда нужно быть подпоясанным. Если мужчина или женщина будет ходить в халате без пояса, то идол киргизского шамана выест спину не подпоясанного.
Давайте подведем итог: человек должен быть собранным, аккуратным и постоянно следить за собой.
Порядок уважительного ухаживания за гостем рассказывает учитель

Гость, который приходит каждый день, уронит уважение к себе (поговорка).
У древних тувинцев была традиция гостевания. Такого взаимного гостевания друг у друга требовал обычай постоянного укрепления родственных отношений. Было принято ездить друг к другу в гости через три года, шесть и девять лет. Молодые ездили в гости к пожилым родственникам отца или матери, что означает продолжение и закрепление родственных связей между родственниками по крови.

Могут приехать к родственникам в гости: один человек, муж с женой, женщина с сыном или дочерью, мужчина с сыном или дочкой.
Есть 4 вида гостевания. При каждом из них преследовались определенные цели.
Во-первых, свекор и свекровь отправляют невестку через год после свадьбы к ее родителям и близким родственникам в гости. Девушка, как правило, приезжает в гости с мужем. Родители и родственники дарят им скот и другое имущество. Таким образом, молодая семья становится богаче.
Во-вторых, ездят в гости для того, чтобы навестить уважаемого родственника с целью узнать, как он живет, и самим показаться ему на глаза.
В-третьих, посещают какого-то зажиточного родственника, чтобы попросить у него что-либо. Например, просят у него кошму для юрты, когда собираются выдать свою дочь. Просили также что-то из скота и т.д.

В-четвертых, ездят к пожилым родственникам, живущим где-то вдалеке, чтобы показать им дочь или сына, которых те еще не видели.
Кто собирается съездить в гости к родственникам или близким знакомым, тот должен приготовиться по мере своих возможностей. Например, у него должны быть большой когээржик с аракой, мешочек сушеного сыра, сваренные грудинка и курдюк жирного барана, другое мясо. Все это он преподносит хозяевам.

Гость, который приехал к родственникам, может находиться у них от суток до трех дней.
Какой вывод можно сделать?
Благодарность юрте А. Даржай
Читает ученик

В этот мир огромный – мир степей широких,
Рек неудержимых, гор – до звезд высоких,
В мир сердец открытых, в мир любви и света, –
Из тебя я вышел. И тебе за это
Кланяюсь я низко, старенькая юрта.

Воды что уплыли, не вернутся снова,
Мертвые уходят от родного крова,
Но летят к гнездовьям птицы год от года.
Так и я- хранитель, продолжатель рода –
Прихожу к истокам, дедовская юрта.

Птицы молодые рвутся в поднебесье –
Если жить на свете, надо жить как в песне.
Я преодолею бури и печали,
Потому что где-то в маленьком але
Ты стоишь. Спасибо, старенькая юрта!

В этот мир огромный, зыбящийся вьюжный,
Где, как в грозной битве, каждый – самый нужный,
Где клокочет время как река живая
Из тебя я вышел, в общий ряд вставая,
Чтобы жить. Спасибо, дедовская юрта.

В этом мире бурном сердце помнить в силах
Все, чему так долго ты меня учила.
Наполняясь лаской добротой и светом,
Обещаю жить я по твоим заветам,
Старенькая юрта, дедовская юрта.

Подведем итог:
Ребята что нового из нашего урока экскурсии сегодня вы узнали? Какие обычаи и традиции вы узнали только сегодня, а какие знали до нашей экскурсии?
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, и где бы мы не жили, мы должны знать, соблюдать, и уважать традиции, и обычаи наших предков.
Я предлагаю написать маленький отзыв о нашем уроке.
Спасибо за урок-экскурсию.
Презентация.
8 732
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
В зоопарке
В зоопарке
Познакомить детей с зоопарком, с некоторыми животными зоопарка, правилами поведения в зоопарке.
Состав слова (урок - повторение)
Состав слова (урок - повторение)
Западно – Казахстанская область, Бокейординский район, поселок Хан Ордасы ОСШ имени Жангирхана Учитель русского языка и литературы Газизова Шынганым Жардемгалиевна
Правила техника безопасности в кабинете информатики
Правила техника безопасности в кабинете информатики
Мангистауская область, Бейнеускии район. с. Бейнеу ГУ Бейнеуская средняя школа. Учитель информатики Отегенова Нургуль
Слог и правила переноса
Слог и правила переноса
Аманбаева Жанар Жумабековна Актюбинская область, г. Шалкар,Средняя школа №5
Обобщение по теме Глагол
Обобщение по теме Глагол
Айдарбаева Гульбану учитель русского языка и литератур Мангистауская область, Тупкараганский район, с. Сайын Шапагатов, школа - лицей №1
Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число
Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число
Избасар Лаура Разаковна учитель математики, школы – лицея № 266 Кызылординская область, Казалинский район, кент Айтеке би Тема урока: Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число Тема урока: Умножение и деление десятичных дробей на
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×