Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Слог и правила переноса

05 маусым 2013, Сәрсенбі
Категориясы: Бастауыш сынып
Предмет: Начальная школа

Тема: Слог и правила переноса
Цель урока. На основе занимательной литературы научить детей правилам переноса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Оформление тетрадей учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Положительная мотивация учащихся на работу на уроке.

II. Повторение ранее изученного материала (проходит в форме беседы с учащимися по вопросам)
Учитель. Какой раздел науки о русском языке мы с вами сейчас изучаем?
Дети. Фонетика.
Учитель. Что изучает фонетика?
Дети. Звуковой, буквенный состав языка, слог и ударение.
Учитель. Чего в русском языке больше, букв или звуков? Почему?
Дети. Есть буквы, которые обозначают одновременно два звука, и есть такие, которые звуков не обозначают.
Учитель. Что такое ударение и зачем оно нужно?
Дети. Это выделение при произношении одного из гласных звуков в слове с наибольшей силой. Без ударения наша речь была бы монотонной, мы не смогли бы говорить.
Учитель. Что такое слог?
Дети. Это минимальная единица произнесения слова, в которой обязательно присутствует только один гласный звук.
Учитель. Как определить количество слогов в слове?
Дети. Нужно посчитать количество гласных звуков.

III. Изучение нового материала. Слогоделение и его виды.
1. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме.
Учитель. Ребята, мы с вами узнали о том, что такое слог. Сегодня мы поговорим о том, какими способами можно разделить слово на слоги.

2. Изучение нового материала.
Учитель. Возьмем в качестве примера слово КАРАНДАШ.
Сколько слогов в этом слове?
Дети. Три.
Учитель. Как вы это определили?
Дети. Посчитали количество гласных букв.
Учитель. Если мы начнем делить это слово на слоги, у нас получится два варианта:
КА - РА - НДАШ
КА - РАН - ДАШ
В чем заключается разница между этими способами деления слова на слоги?
Дети. Буква Н может попасть как во второй, так и в третий слог.
Учитель. Еще какие особенности вы заметили?
Дети. В первой строчке слоги чаще заканчиваются на гласный звук.
Учитель. Именно этот способ деления слова на слоги, когда большая их часть оканчивается на гласный звук, называется фонетически слогоделением. Оно используется при звукобуквенном анализе слова.
А другой способ деления слова на слоги называется морфологическим слогоделением или правилами переноса слогов.

3. Первичное закрепление и проверка знаний учащихся по изучаемой теме.
Учитель. Давайте попробуем разделить двумя способами на слоги слово РАЗБИРАЕТСЯ.
Учащиеся выполняют задание в тетради. Проверка производится фронтально.
Учитель. Что у вас получилось?
Дети. РА - ЗБИ - РА - Е - ТСЯ и РАЗ - БИ - РА - ЕТ - СЯ
Учитель. Молодцы!

IV. Изучение нового материала. Правила переноса слогов.
Учитель. Ребята, давайте понаблюдаем за тем, как надо переносить слова, и вы в конце урока попробуйте составить рассказ о правилах переноса. Итак:
Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес
Едва – е - два.
Укол – у - кол.
И получил за это кол.
Опять – о - пять.
Теперь, наверно будет пять!
А как вы думаете?
Дети. Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.
Учитель. Почему?
Дети. Потому что одну букву нельзя переносить.
Учитель. А как нужно переносить слова?
Ответы детей ….
– Давайте запишем ваши и мои примеры в тетрадях и на доске.
В тетрадях разбираются слова едва (ед - ва) и примеры, придуманные учащимися.
Далее учитель просит устно назвать слова, которые хотя и состоят из двух слогов, но не переносятся. После этого разбираются слова укол, опять.
На доске:
Мы изуч - аем перенос.
– В чем моя ошибка?
Дети. Слово изучаем неправильно разделено на слоги.
Учитель. А как правильно разделить это слово на слоги для переноса?
Ответы детей.
– Выходит, это слово можно разделить двумя способами. Запишите оба варианта в тетради и укажите в предложении части речи и знакомые орфограммы.
Дети выполняют задание учителя.
– Какое же открытие вы сегодня сделали?
Дети. Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги.
Учитель. А теперь давайте внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово паук разделяет голосом на два слога.)
Шел еж. Глядь – зверь не зверь.
– Ты кто?
– Паук.
– Па - ук? Кыш!
– Как так – кыш?
– А вот так – кыш, и все тут.
Еж смел.
А тот – трус, шмыг в щель!
– Ну, друг, в чем тут суть?
В чем соль, а?
Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?
Дети. Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.
Учитель. Мы можем разделить слово паук для переноса?
Дети. Да.
Учитель. Как это можно сделать?
Дети. Па - ук.
Учитель. А остальные слова из текста мы можем разделить для переноса?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Они состоят из одного слога.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Дети. Слова из одного слога переносить нельзя.

V. Закрепление изученного материала. Зрительно - слуховой диктант.
На доске:
Язык родной дружи со мной.
Учитель. Язык родной, дружи со мной. Так будет, если мы знаем правила русского языка, в том числе и правила переноса. А какие задания можно выполнить с этим предложением?
Дети. Указать части речи, разделить слова для переноса.
Учитель. Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?
Дети. Слова язык, родной, дружи.
Учитель. Найдите общее в этих словах.
Дети. Все слова состоят из двух слогов.
Учитель. Какое слово отличается?
Дети. Слово язык.
Учитель. Почему.
Дети. Его нельзя переносить.
Учитель. Правильно. Это правило мы уже знаем.
Слово делиться на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Запишите их в тетрадь.
На доске:
На, пру, жи ши, лан, ды
Дети. На доске записаны слова пружина, ландыши.
Учитель. Из скольких слогов состоят эти слова?
Дети. Из трех.
Учитель. А теперь запишите эти слова для переноса.
На доске:
Пру - жина лан - дыши
Пружи - на ланды - ши
Сколько способов переноса вы заметили для трехсложных слов?
Дети. У трехсложных слов два способа переноса.
Учитель. Придумайте свои примеры трехсложных слов, запишите их и проанализируйте.
Дети выполняют задание учителя.
– Давайте повторим скороговоркой алфавит. Итак, начали:
а, б, в, г, д, е, е, ж, з, и
й, к, л, м, н, о, п, р, с, т,
у, ф, х, ц. ч, ш, щ, ъ, ы,
ь, э, ю, я.
Дети скороговоркой читают алфавит.
– А теперь
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить их них?
Дети. Много.

VI. Творческое задание. Сочинение по принципу “буриме” (рифмованные строчки)
Учитель задает ученикам два слова, например, переносом, носом, и просит сочинить двустишие. Это может выглядеть примерно так:
Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.

VII. Подведение итогов урока.
Дети рассказывают о правилах переноса.
5 016
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Имя числительное как часть речи
Имя числительное как часть речи
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счете. По значению числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос
Синонимы
Синонимы
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Контрольно-проверочные работы по русскому языку
Контрольно-проверочные работы по русскому языку
Жамбыл облысы, Байзақ ауданы, Сарыкемер ауылы, Қазақстанның 40 жылдығы орта мектебінде орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Нурманова Лаззат Джамбуловна
Собственные и нарицательные имена существительные
Собственные и нарицательные имена существительные
Средняя школа имени И. Алтынсарина. Примжарова Гулнара Акималиевна
Лингвистическая тропа
Лингвистическая тропа
ст. Сулутобе, Шиелийский район Кунарова Лаура Куспангалиевна
Экскурсия в страну знаний. Урок-повторение
Экскурсия в страну знаний. Урок-повторение
г. Атырау, село Дамба, №23 Детский сад «Ынтымак» Учительница русского языка Ескалиева Бахытжамал Бактияровна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×