Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева. Первое знакомство с Евгением Базаровым

05 ақпан 2016, Жұма
Средняя общеобразовательная школа №42
с пришкольным интернатом г Семипалатинск
Байтикенова Жанар Сериковна
Учитель русского языка и литературы

Урок по литературе
Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева
Первое знакомство с Евгением Базаровым

Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы познакомились с основными событиями в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Сегодня урок мы начнём с того, что проверим, как хорошо вы знаете основные даты из жизни Тургенева и соответствующие им события. На экране с одной стороны даны даты, с другой – события. Вы должны соотнести определённую дату с тем событием, которой она соответствует.

1) 1818
2) 1833 - 1837
3) 1847
4) 1860 - 1861
5) весна 1859 - зима 1860

1) время действия в романе
2) в журнале «Современник» был напечатан очерк «Хорь и Калиныч»
3) годы учёбы в университете
4) рождение И. С. Тургенева
5) время написания романа «Отцы и дети»

- После выполнения задания (2 минуты) ребята обмениваются карточками и начинается взаимопроверка: 1 - 4; 2 - 3; 3 - 2; 4 - 5; 5 - 1. Выставление оценок самими ребятами. Карточки сдают учителю (ответы на экране)

3. Вступительное слово учащихся.
- Последним вопросом в проверочной работе был вопрос, связанный со временем действия в романе. Давайте вернёмся к этой дате и выясним: почему Тургенев точно указал время действия в романе? Что же происходило в эти годы в России?
(Сообщение учеников о событиях 1859 - 1860 годах; кто такие демократы - разночинцы и либералы - дворяне) (определения на экране)

4. Объявление темы урока.
- Тема нашего урока указана на экране: «Композиционное своеобразие романа «Отцы и дети». Первое знакомство с Евгением Базаровым». Давайте выясним, как вы поняли то, чем мы будем заниматься сегодня.
- Ученики объясняют первую часть темы.
- Вы дома работали со следующими источниками (по группам):
1. Учебник «Русская литература 19 века» под
Ред. Качурина и Мотольской;
2. Учебник «Русская литература 19 века» под
Ред. Лебедева;
3. Критическая статья Пустовойта о романе «Отцы и дети»
- Давайте послушаем, что вы можете сообщить об особенностях композиции романа.
- Что общего о построении романа вы заметили, слушая сообщения? Запишем ваши выводы в тетрадь. На экране записаны особенности композиции романа.
1. Главное внимание уделено событиям, раскрывающим социальную проблематику; любовные и семейные темы сохранены, что придаёт конфликту особую глубину.
2. Точная датировка событий.
3. Кольцевая композиция.
4. Центральным образом романа является образ Е. Базарова, демократа - разночинца, человека дела. Он занимает главное место в романе: из 28 глав его нет только в 2 - х.
5. Большую роль в романе играют диалоги и споры героев, которые раскрывают их характеры и взгляды.
6. Лаконизм и психологизм тургеневского повествования.

5. Анализ первых глав романа. Образ Базарова.
- Когда в романе появляется Базаров?
- Каким человеком вы себе его представляете? Понравился вам этот герой или нет? Почему?
- Посмотрите, каким его увидели художники. Смогли ли они передать то, что хотел показать автор романа? Почему так решили?
(На экране слайды с иллюстрациями, на которых изображён Базаров)
- А вот каким его увидел режиссёр, снявший фильм «Отцы и дети».
(Отрывок из фильма)
- Удался ли режиссёру образ Базарова? Почему?
- Вернёмся к тексту романа. Как знакомит нас Тургенев с Базаровым?
( Со слов Аркадия)
- Что же о нём говорит Аркадий?
( Работа с текстом, 2 и 3 главы)
- Почему так о нём говорит Аркадий?
( Уважает его, дорожит его дружбой, восхищается им и хочет быть на него похожим)
- Можем ли мы полно охарактеризовать героя, зная только то, что сказал Аркадий?
Что ещё нужно знать о человеке, чтобы сложилось объективное мнение о нём?
(Внешность, речь (как говорит и с кем), отношения с окружающими, образование, занятия, происхождение, взгляды, мировоззрение)
- Мы будем работать в группах по составлению таблицы. Тургенев – мастер детали. А доказать это нам поможет следующая работа.
1 - я группа – находит и выписывает всё, что касается внешности героя (портрет, глаза, рука, одежда, возраст);
2 - я группа – выписывает из текста речь и голос героя, отношения с окружающими;
3 - я группа – образование, занятия, происхождение героя;
4 - я группа – взгляды и мировоззрение героя, вытекающие из диалогов.
(Работа в группах – 5 минут)
- Выступления представителей групп, заполнение таблицы.
- Каково же ваше первое впечатление о герое? Почему?
- Есть ли в романе герой, описывая которого, Тургенев использует некоторые детали, которые уже встречались нам при описании Базарова? Какие это детали и для чего они понадобились автору?
(Рука, глаза, одежда, речь. Показать, что герои непохожи друг на друга)
- Если герои отличаются внешне очень сильно, можно ли сказать, что и мысли у них будут различны?

6. Домашнее задание.
Доказать, что Павел Петрович Кирсанов – полная противоположность Базарова, заполнить таблицу. Отметить, в чём разногласия во взглядах этих героев.
1 960
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Изучение романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Изучение романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
ЗКО, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Мергалиева Светлана Жасталаповна учительница русского языка и литературы Мангистауская область, пос. Бейнеу Средняя школа имени Абая
Новый год
Новый год
г. Атырау, село Дамба №23 Детский сад «Ынтымак» Учительница русского языка Ескалиева Бахытжамал Бактияровна
Эпоха Платонова
Эпоха Платонова
ВКО г. Аягоз общеобразовательная средняя школа № 3 Учитель русского языка и литературы Киржибаева Гульнар Советказыновна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×