Служебные части речи
Тема: Служебные части речи
Цели урока:
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
2. Доказать значимость служебных частей речи.
3. Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
1. Организовать работу в деятельном режиме.
2. Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Этапы урока:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Постановка проблемы.
4. Работа над темой.
5. Закрепление темы.
6. Решение проблемы.
7. Заключение.
8. Выводы.
9. Оценка урока и его полезности учениками.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи»
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи.
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Найдите в тексте служебные части речи.
Какова их роль в предложении?
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения - загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто - нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.
Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль?
Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными?
Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:
1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
3. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
5. Служебные части речи не бывают членами предложения.
6. Служебные части речи имеют лексическое значение.
7. Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
8. К любой части речи можно задать вопрос.
9. Служебные части речи живут сами по себе.
10. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
11. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.
– Составим схему: «Служебные части речи»
– Посмотрите на карту Королевства Морфологии.
– Какие в ней страны самые маленькие?
Маленькие - то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!
Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек - горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по - прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка - горбунок
… его вертелся ног.
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
– Восстановите текст, используя слова для справок.
– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)
1. не имеют лексического значения
2. не изменяются
3. не употребляются без самостоятельных частей речи
4. не бывают членами предложения
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор)
Попробуем полученные знания внедрить в практику
1 группа выполнит тест за компьютерами.
Тест
1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
2. Как правильно написать:
А) по вас;
Б) по вам;
В) по вами.
3. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
5. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
(оценка письменной работы)
3 группа работает с раздаточным материалом:
А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все - таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто - то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Проверка и оценка выполнения заданий
Заключительная часть
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )
Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке
Цели урока:
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
2. Доказать значимость служебных частей речи.
3. Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
1. Организовать работу в деятельном режиме.
2. Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Этапы урока:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Постановка проблемы.
4. Работа над темой.
5. Закрепление темы.
6. Решение проблемы.
7. Заключение.
8. Выводы.
9. Оценка урока и его полезности учениками.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи»
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи.
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Найдите в тексте служебные части речи.
Какова их роль в предложении?
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения - загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто - нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.
Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль?
Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными?
Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:
1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
3. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
5. Служебные части речи не бывают членами предложения.
6. Служебные части речи имеют лексическое значение.
7. Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
8. К любой части речи можно задать вопрос.
9. Служебные части речи живут сами по себе.
10. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
11. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.
– Составим схему: «Служебные части речи»
– Посмотрите на карту Королевства Морфологии.
– Какие в ней страны самые маленькие?
Маленькие - то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!
Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек - горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по - прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка - горбунок
… его вертелся ног.
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
– Восстановите текст, используя слова для справок.
– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)
1. не имеют лексического значения
2. не изменяются
3. не употребляются без самостоятельных частей речи
4. не бывают членами предложения
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор)
Попробуем полученные знания внедрить в практику
1 группа выполнит тест за компьютерами.
Тест
1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
2. Как правильно написать:
А) по вас;
Б) по вам;
В) по вами.
3. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
5. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
(оценка письменной работы)
3 группа работает с раздаточным материалом:
А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все - таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто - то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Проверка и оценка выполнения заданий
Заключительная часть
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )
Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке
Жаңалықтар
Контрольная работа №1
контроль лексико-грамматических навыков, навыков аудирования, чтения, письменной и устной речи
Имя прилагательное как часть речи
Учительница русского языка и литературы среднейшколы№105 им. А. Жанпеисова Бисенова Айгуль Шауханбаевна
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Употребление местоимений в речи
ВКО, г. Аягоз, «Общеобразовательная средняя школа №3» КГУ Учитель русского языка и литературы Мухамадиева Гульнур Калинуровна
Имя существительное как часть речи
школа - лицей № 53, г. Астаны Рахимгазина Гульнара Мырзагалиевна
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.