Экологическое воспитание детей в детском саду
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ДО.
по теме: «Экологическое воспитание детей в детском саду»
1. Введение
1 Этап Подготовительный - 2017 - 2018 учебный год
Определение проблемы
Цели и задачи проекта
Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
Привить четкие знания, как вести себя в природе, около водоемов, при встрече с растениями и животными;
Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
2 Этап практический – 2018 - 2019 учебный год
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.
Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технологии проектной деятельности
Их цель: развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно - коммуникационные технологии
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:
1. ОУД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»
3. Акция «Кормушка для пичужки»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Акция: «Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник
5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли) 20 - 21 марта
6. Акция «Домик для скворца»
7. Весенняя Неделя Добра
Всемирный день Земли 19 - 26 апреля
8. Акция «Посади дерево или цветок»
9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»
10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)
11. Экологическая игра «Загадки природы»
13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
14. Проект «Волшебница зима»
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно - исследовательский, долгосрочный проект.
Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.
Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.
Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково - исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для нас будет правилом:
«Сегодня не получилось
- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть!»
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
3 этап Заключительный (итоговый)- 2019 - 2020 учебный год
Подведение итогов. В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Я и педагоги нашего дошкольного учреждения не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Актуальность опыта
В настоящее время экологическое образование и воспитание в детском саду становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – актуальная проблема. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
3. Опытно - экспериментальная деятельность
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Дошкольный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями родителей, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в ДОУ должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.
Ведущей тенденцией занятий в детском саду является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Чтобы повысить свой кругозор и представление о природе проводились интеллектуальные игры с родителями и сотрудниками детского сада
4. Методические рекомендации для педагогов ДО по экологическому
воспитанию дошкольников.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Для системной организации работы по данной проблеме в помощь воспитателю разработана схема – маршрут.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает решение задач образовательных, развивающих и воспитательных и создания условий для из реализации:
Автор опыта: воспитатель первой квалификационной категории Шарченко Татьяна Николаевна, КГКП «Ясли - сад №33 «Күншуақ».
Педагогический стаж: стаж 38 лет
Скачать полную версию
по теме: «Экологическое воспитание детей в детском саду»
1. Введение
1 Этап Подготовительный - 2017 - 2018 учебный год
Определение проблемы
Цели и задачи проекта
Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
Привить четкие знания, как вести себя в природе, около водоемов, при встрече с растениями и животными;
Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
2 Этап практический – 2018 - 2019 учебный год
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.
Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технологии проектной деятельности
Их цель: развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно - коммуникационные технологии
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:
1. ОУД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»
3. Акция «Кормушка для пичужки»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Акция: «Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник
5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли) 20 - 21 марта
6. Акция «Домик для скворца»
7. Весенняя Неделя Добра
Всемирный день Земли 19 - 26 апреля
8. Акция «Посади дерево или цветок»
9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»
10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)
11. Экологическая игра «Загадки природы»
13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
14. Проект «Волшебница зима»
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно - исследовательский, долгосрочный проект.
Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.
Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.
Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково - исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для нас будет правилом:
«Сегодня не получилось
- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть!»
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
3 этап Заключительный (итоговый)- 2019 - 2020 учебный год
Подведение итогов. В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Я и педагоги нашего дошкольного учреждения не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Актуальность опыта
В настоящее время экологическое образование и воспитание в детском саду становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – актуальная проблема. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
3. Опытно - экспериментальная деятельность
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Дошкольный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями родителей, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в ДОУ должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.
Ведущей тенденцией занятий в детском саду является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Чтобы повысить свой кругозор и представление о природе проводились интеллектуальные игры с родителями и сотрудниками детского сада
4. Методические рекомендации для педагогов ДО по экологическому
воспитанию дошкольников.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Для системной организации работы по данной проблеме в помощь воспитателю разработана схема – маршрут.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает решение задач образовательных, развивающих и воспитательных и создания условий для из реализации:
Автор опыта: воспитатель первой квалификационной категории Шарченко Татьяна Николаевна, КГКП «Ясли - сад №33 «Күншуақ».
Педагогический стаж: стаж 38 лет
Скачать полную версию
Экологическое воспитание детей в детском саду отчет по самообразованию воспитателя отчет детский сад Экологическое воспитание
Жаңалықтар
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год Анализ работы МО за 2020-2021 учебный год и ознакомление с планом работы школьного методического объединения учителей начальной школы на 2020-2021 учебный год Новые
Календарно - тематическое планирование в средней группе №1 на 2018 - 2019 учебный год
Календарно - тематическое планирование в средней группе №1 на 2018 - 2019 учебный год
2017 - 2018 оқу жылғы Рухани жаңғыру бағдарламасына арналған іс - шаралар жоспары
2017 - 2018 оқу жылғы «Рухани жаңғыру» бағдарламасына арналған іс - шаралар жоспары План мероприятии по реализации программы «Рухани жаңғыру» на 2017 - 2018 учебный год
Укрепление взаимодействия школы и семьи в воспитании детей
Жамбылская область, Шуйский район, с. Конаева, СШ имени Толе - би Абидова Ляля Мустафаевна
Рекомендации для учителей работающие с детьми ЗПР
Қостанай облысы, Меңдіқара ауданы, Теңіз ауылы, Теңіз негізгі мектебінің әлеуметтік педагогы Мусина Балдырған Әлиқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.