Имя прилагательное
Открытый урок по русскому языку: Имя прилагательное. 5 класс
Цель: Сформировать представление о прилагательном как о части речи, научить отличать прилагательное от других частей речи, дать понятие об изменении прилагательного по родам, числам и падежам.
Задачи урока: Образовательная: систематизировать знания учащихся по данной части речи, уметь применять знания на практике, дать понятие об изменений прилагательного по родам, числам и падежам. Совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного.
Развивающая: развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах, развивать творческие способности детей, формировать навыки грамотного письма, формировать умение ставить вопросы к слову.
Воспитывающая: воспитывать положительную мотивацию учащихся, углубить представление учащихся о роли слов в языке, обозначающих признаки предметов, воспитывать чувство коллективизма, умение работать совместно, привить интерес к языку.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы урока: репродуктивный, частично - поисковый, практический, групповой.
Ход урока: 1. Орг. момент.
- Приветствие. Деление на группы с помощью разных фигур.
- Эмоциональный настрой на урок:
Кто знает больше слов на букву П?
парта, письмо, продукты, птица....."
Слово учителя: сегодня у нас необычный урок, ребята, мы познакомимся с новой темой, поговорим об искусстве.
Урок будет проходит по этапам.
1 этап: "Угадай, кто это? что это?" слайд №1
Назовите предметы, которые вы видите на экране.
(повар, ракета, игла, ложка, арбуз, газета, автобус, теленок, ель, лодка, фонарь, ножницы, облако, Европа)
Теперь составим слово из начальных букв этих слов ( Слайд № 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
2 этап: Знакомство с именем прилагательным
На столах у детей карточки с двумя рядами слов (Слайд №3)
картина ----------- сладкий
окно --------------- интересные
мед ---------------- красивая
книги -------------- большое
- На какой вопрос отвечают слова в левом столбике, в левом столбике?
- Отвечают на вопрос что? являются именами существительными.
- Слова в правом столбике обозначают признаки предметов, отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?
Молодцы, ребята, эти слова называются прилагательными, обозначают признак предметов.
А теперь, выясним, для чего нужны прилагательные.
(Слайд №4) Прочитайте текст.
Этот зверек живет в лесу. У него уши, шерсть, хвост. Есть лапы.
- Можем ли мы догадаться о каком зверке идет речь?
- Конечно, нет, потому что мы не знаем большой ли этот зверь или маленький, белый или черный. Значить в тексте есть только слова которые отвечают на вопрос кто? и что?.
Но эти слова дают недостаточную информацию о звере.
- Теперь прочтем другой текст: (Слайд №5)
Этот маленький зверек живет в лесу. У него длинные уши, короткий хвост, летом шерсть серая, а зимой белая. Передние лапы короткие, а задние лапы длинные.
- Теперь, сможете представить этого зверка?
- Да, ребята, это - заяц.
Какие слова во втором тексте помогли вам догадаться, что речь идет о зайце?
- Длинные, короткий, серая......
- Это имена прилагательные, они уточняют, украшают, делают речь выразительной. Имена существительные зависят от существительных, к которым они относятся: ставятся в том же роде, числе, падеже.
Какой? ----------------- Какая? ------------------ Какое? ------------------ Какие?
белый снег ------------ белая земля ------------ белое поле ------------- белые вершины
И. п. белый снег
Р. п. белого снега
Д. п. белому снегу
В. п. белый снег
Т. п. белым снегом
П. п. о белом снеге
3 этап: назови признаки: Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов в парах.( Слайд№ 6)
4 этап: Чтение текста об искусстве (упр. 1) (Слайд№7)
Вопросы по тексту:
- О каких видах искусства вы узнали?
- Назовите знакомые вам виды искусства?
- Это изобразительное искусство. театральное искусство, архитектурное искусство и другие.
5 этап:
Загадки.
1) Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой
А порежешь - посмотри,
Красный, красный он внутри (Арбуз)
2) Хитрая плутовка - рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее ---- (Лиса)
3) Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный (Волк)
4) Белое, а не вода, сладкое, а не мед
От рогатой беру, и деточкам даю
(Молоко)
Назовите прилагательные в прочитанных загадках.
6 Этап: Игра кто это? что это?
К прилагательным подберите нужные существительные
Добрая, любимая, родная..... (мама)
Интересная, библиотечная, любимая.... (книга)
Ясная, солнечная, дождливая.... (погода)
Круглый, футбольный, баскетбольный....( мяч)
Морозный, холодный, солнечный........ (день)
Новый, большой, многоэтажный....... (дом)
Сладкое, холодное, фруктовое........ (мороженое)
- Что мы описываем с помощью прилагательных, ребята;
- Форму, цвет, размер, вкус, качество - это признаки предметов.
7 этап: Измени прилагательное: раскрывайте скобки.
Было (прекрасный) утро. Прозвучала (веселый) музыка. Папа принес маме (красивый) букет. Маша испекла (вкусный) торт. Сегодня день рождение (любимый, добрый) мамы.
Итог урока, оценивание. Задание на дом.
Рефлексия:
- Вам понравился урок?
- какой этап для вас был самым интересным?
Цель: Сформировать представление о прилагательном как о части речи, научить отличать прилагательное от других частей речи, дать понятие об изменении прилагательного по родам, числам и падежам.
Задачи урока: Образовательная: систематизировать знания учащихся по данной части речи, уметь применять знания на практике, дать понятие об изменений прилагательного по родам, числам и падежам. Совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного.
Развивающая: развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах, развивать творческие способности детей, формировать навыки грамотного письма, формировать умение ставить вопросы к слову.
Воспитывающая: воспитывать положительную мотивацию учащихся, углубить представление учащихся о роли слов в языке, обозначающих признаки предметов, воспитывать чувство коллективизма, умение работать совместно, привить интерес к языку.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы урока: репродуктивный, частично - поисковый, практический, групповой.
Ход урока: 1. Орг. момент.
- Приветствие. Деление на группы с помощью разных фигур.
- Эмоциональный настрой на урок:
Кто знает больше слов на букву П?
парта, письмо, продукты, птица....."
Слово учителя: сегодня у нас необычный урок, ребята, мы познакомимся с новой темой, поговорим об искусстве.
Урок будет проходит по этапам.
1 этап: "Угадай, кто это? что это?" слайд №1
Назовите предметы, которые вы видите на экране.
(повар, ракета, игла, ложка, арбуз, газета, автобус, теленок, ель, лодка, фонарь, ножницы, облако, Европа)
Теперь составим слово из начальных букв этих слов ( Слайд № 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
2 этап: Знакомство с именем прилагательным
На столах у детей карточки с двумя рядами слов (Слайд №3)
картина ----------- сладкий
окно --------------- интересные
мед ---------------- красивая
книги -------------- большое
- На какой вопрос отвечают слова в левом столбике, в левом столбике?
- Отвечают на вопрос что? являются именами существительными.
- Слова в правом столбике обозначают признаки предметов, отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?
Молодцы, ребята, эти слова называются прилагательными, обозначают признак предметов.
А теперь, выясним, для чего нужны прилагательные.
(Слайд №4) Прочитайте текст.
Этот зверек живет в лесу. У него уши, шерсть, хвост. Есть лапы.
- Можем ли мы догадаться о каком зверке идет речь?
- Конечно, нет, потому что мы не знаем большой ли этот зверь или маленький, белый или черный. Значить в тексте есть только слова которые отвечают на вопрос кто? и что?.
Но эти слова дают недостаточную информацию о звере.
- Теперь прочтем другой текст: (Слайд №5)
Этот маленький зверек живет в лесу. У него длинные уши, короткий хвост, летом шерсть серая, а зимой белая. Передние лапы короткие, а задние лапы длинные.
- Теперь, сможете представить этого зверка?
- Да, ребята, это - заяц.
Какие слова во втором тексте помогли вам догадаться, что речь идет о зайце?
- Длинные, короткий, серая......
- Это имена прилагательные, они уточняют, украшают, делают речь выразительной. Имена существительные зависят от существительных, к которым они относятся: ставятся в том же роде, числе, падеже.
Какой? ----------------- Какая? ------------------ Какое? ------------------ Какие?
белый снег ------------ белая земля ------------ белое поле ------------- белые вершины
И. п. белый снег
Р. п. белого снега
Д. п. белому снегу
В. п. белый снег
Т. п. белым снегом
П. п. о белом снеге
3 этап: назови признаки: Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов в парах.( Слайд№ 6)
4 этап: Чтение текста об искусстве (упр. 1) (Слайд№7)
Вопросы по тексту:
- О каких видах искусства вы узнали?
- Назовите знакомые вам виды искусства?
- Это изобразительное искусство. театральное искусство, архитектурное искусство и другие.
5 этап:
Загадки.
1) Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой
А порежешь - посмотри,
Красный, красный он внутри (Арбуз)
2) Хитрая плутовка - рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее ---- (Лиса)
3) Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный (Волк)
4) Белое, а не вода, сладкое, а не мед
От рогатой беру, и деточкам даю
(Молоко)
Назовите прилагательные в прочитанных загадках.
6 Этап: Игра кто это? что это?
К прилагательным подберите нужные существительные
Добрая, любимая, родная..... (мама)
Интересная, библиотечная, любимая.... (книга)
Ясная, солнечная, дождливая.... (погода)
Круглый, футбольный, баскетбольный....( мяч)
Морозный, холодный, солнечный........ (день)
Новый, большой, многоэтажный....... (дом)
Сладкое, холодное, фруктовое........ (мороженое)
- Что мы описываем с помощью прилагательных, ребята;
- Форму, цвет, размер, вкус, качество - это признаки предметов.
7 этап: Измени прилагательное: раскрывайте скобки.
Было (прекрасный) утро. Прозвучала (веселый) музыка. Папа принес маме (красивый) букет. Маша испекла (вкусный) торт. Сегодня день рождение (любимый, добрый) мамы.
Итог урока, оценивание. Задание на дом.
Рефлексия:
- Вам понравился урок?
- какой этап для вас был самым интересным?
Жаңалықтар
Определение, выраженное прилагательным. Склонение прилагательных
Западно – Казахстанская область, Бокейординский район, поселок Хан Ордасы ОСШ имени Жангирхана Учитель русского языка и литературы Газизова Шынганым Жардемгалиевна
Имя прилагательное как часть речи
Учительница русского языка и литературы среднейшколы№105 им. А. Жанпеисова Бисенова Айгуль Шауханбаевна
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
В мире морфологии
Мукажанова Шынар Оралбаевна Бирлестикская средняя школа Зерендинского района, Акмолинской области
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.