Басни И. А. Крылова
Тема: Басни И. А. Крылова
Цель: обучающая: показать мораль – поучение в баснях Крылова; развивающая: развитие внимания, память, речь, умение сравнивать и сопоставлять;
воспитывающая: воспитать у школьников любви и уважения к русской литературе;
Оборудование: интерактивная доска, слайды
Наглядности: портрет И. А. Крылова, карикатуры к басням, буклет
Метод урока: объяснение темы, выразительное чтение, беседа
Тип урока: урок – путешествие в Астану
Ход урока
І Организационный момент
ІІ Опрос домашнего задания
(выучить наизусть отрывок из стихотворения Руми «Рассказ о винограде»)
III Новая тема: Басни И. А. Крылова (Стрекоза и муравей )
Станция « Всезнайка – объясняйка» (объяснение темы)
Басня (мысал) - это рассказ, написанный в стихах. Героями басен являются животные, птицы, рыбы, и даже, насекомые. В баснях высмеиваются отрицательные черты характера людей или явления в жизни общества. Такое изображение называется аллегорическим. Басня содержит мораль - поучение. Первые басни на русском языке писал великий баснописец И. А. Крылов (показ слайдов с изображением портрета Крылова, карикатур к басням) И. А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена настолько точно, что их нельзя было и узнать. Его герои стали народными, а выражения из басен – крылатыми. Басни Крылова на казахский язык переводили Абай Кунанбаев, Ахмет Байтурсынов. Писать басни очень трудно. Поэтому баснописцев в литературе совсем мало.
Станция « Переводо – повторяйка» (словарная работа)
Голубчик - көкетай, кум, кумушка – тамыр, нужда – зәрулік, мұқтаждық, поплясать – билеу, удручить – қатты кинау, қапаландыру.
Станция « Читайка - выражайка»
1. Выразительное чтение басни учителем и учениками.
2. Вопросы к басням.
1. Что делала стрекоза всё лето?
2. Почему она осталась без дома и уже не поёт?
3. К кому она пришла?
4. Что она сказала муравью?
5. Что ответил ей муравей?
6. В чём мораль басни?
Станция « Сравняйка - поясняйка»
1. Выразительное чтение басни на казахском языке
2. Найдите в правом столбике выражения в казахском переводе.
1. Попрыгунья стрекоза ---------------------- 1 Секіру қайда, сүрініп, қабағын қайғы жабады
2. Как под каждым ей листком ------------- 2 шырылдауық шегіртке
Был готов и дом и стол
3. И кому же в ум пойдёт --------------------- 3 Жаздыгүні жапырақтың
На желудок петь голодный! ------------------ Бірінде тамақ, бірінде үй,
4. Злой тоской удручена -------------------------- 4 Суыққа тоңған, қарны ашқан
------------------------------------------------------------- Ойын қайда, ән қайда?
5. Не оставь меня, кум милой! ----------------- 5 Көгалды қуып, ән салып,
и до вешних только дней ---------------------- Өлеңнен қолым тиді ме?
прокорми и обогрей!
6. Кумушка, мне странно это: ------------------ 6 Қайтсін, қолы тимепті,
да работала ль ты в лето! ---------------------- Ала жаздай ән салсаң
------------------------------------------------------------ Селкілде де, билей бер!
7. До того ль, голубчик, было? ------------------ 7 – Қарағым, жылыт, тамақ бер,
------------------------------------------------------------- Жаз шыққанша асыра!
------------------------------------------------------------- Жаз шыққанша асыра!
8. Ты всё пела? Это дело! ------------------------ 8 Мұның, жаным, сөз емес
Так поди же, попляши! ------------------------- Жаның үшін еш шаруа
---------------------------------------------------------- Ала жаздай қылмап па ең?
Станция « Проверяйка – определяйка» (работа в тетрадях)
1. Словарный диктант (самопроверка)
Лето красное, чисто поле, светлых дней, зимой холодной, желудок голодный, злой тоской, кум милой, вешних дней, мягких муравах, лето целое.
2. Скажите, в прямом или переносном значений употреблены эти выражения
Лето пропела, зима катит в глаза, помертвело чисто поле, был готов и стол и дом, голову вскружило.
Станция « Отвечайка - убеждайка» (закрепление темы)
1. Что такое басни?
2. Кто являются героями басен?
3. Что содержит басня?
4. Кто такой И. А. Крылов?
5. Чьи басни он переводил?
6. Кто переводил на казахский язык басни Крылова?
Станция Астана (домашнее задание)
Выучить наизусть отрывок из басни и нарисовать карикатуру к басне.
Цель: обучающая: показать мораль – поучение в баснях Крылова; развивающая: развитие внимания, память, речь, умение сравнивать и сопоставлять;
воспитывающая: воспитать у школьников любви и уважения к русской литературе;
Оборудование: интерактивная доска, слайды
Наглядности: портрет И. А. Крылова, карикатуры к басням, буклет
Метод урока: объяснение темы, выразительное чтение, беседа
Тип урока: урок – путешествие в Астану
Ход урока
І Организационный момент
ІІ Опрос домашнего задания
(выучить наизусть отрывок из стихотворения Руми «Рассказ о винограде»)
III Новая тема: Басни И. А. Крылова (Стрекоза и муравей )
Станция « Всезнайка – объясняйка» (объяснение темы)
Басня (мысал) - это рассказ, написанный в стихах. Героями басен являются животные, птицы, рыбы, и даже, насекомые. В баснях высмеиваются отрицательные черты характера людей или явления в жизни общества. Такое изображение называется аллегорическим. Басня содержит мораль - поучение. Первые басни на русском языке писал великий баснописец И. А. Крылов (показ слайдов с изображением портрета Крылова, карикатур к басням) И. А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена настолько точно, что их нельзя было и узнать. Его герои стали народными, а выражения из басен – крылатыми. Басни Крылова на казахский язык переводили Абай Кунанбаев, Ахмет Байтурсынов. Писать басни очень трудно. Поэтому баснописцев в литературе совсем мало.
Станция « Переводо – повторяйка» (словарная работа)
Голубчик - көкетай, кум, кумушка – тамыр, нужда – зәрулік, мұқтаждық, поплясать – билеу, удручить – қатты кинау, қапаландыру.
Станция « Читайка - выражайка»
1. Выразительное чтение басни учителем и учениками.
2. Вопросы к басням.
1. Что делала стрекоза всё лето?
2. Почему она осталась без дома и уже не поёт?
3. К кому она пришла?
4. Что она сказала муравью?
5. Что ответил ей муравей?
6. В чём мораль басни?
Станция « Сравняйка - поясняйка»
1. Выразительное чтение басни на казахском языке
2. Найдите в правом столбике выражения в казахском переводе.
1. Попрыгунья стрекоза ---------------------- 1 Секіру қайда, сүрініп, қабағын қайғы жабады
2. Как под каждым ей листком ------------- 2 шырылдауық шегіртке
Был готов и дом и стол
3. И кому же в ум пойдёт --------------------- 3 Жаздыгүні жапырақтың
На желудок петь голодный! ------------------ Бірінде тамақ, бірінде үй,
4. Злой тоской удручена -------------------------- 4 Суыққа тоңған, қарны ашқан
------------------------------------------------------------- Ойын қайда, ән қайда?
5. Не оставь меня, кум милой! ----------------- 5 Көгалды қуып, ән салып,
и до вешних только дней ---------------------- Өлеңнен қолым тиді ме?
прокорми и обогрей!
6. Кумушка, мне странно это: ------------------ 6 Қайтсін, қолы тимепті,
да работала ль ты в лето! ---------------------- Ала жаздай ән салсаң
------------------------------------------------------------ Селкілде де, билей бер!
7. До того ль, голубчик, было? ------------------ 7 – Қарағым, жылыт, тамақ бер,
------------------------------------------------------------- Жаз шыққанша асыра!
------------------------------------------------------------- Жаз шыққанша асыра!
8. Ты всё пела? Это дело! ------------------------ 8 Мұның, жаным, сөз емес
Так поди же, попляши! ------------------------- Жаның үшін еш шаруа
---------------------------------------------------------- Ала жаздай қылмап па ең?
Станция « Проверяйка – определяйка» (работа в тетрадях)
1. Словарный диктант (самопроверка)
Лето красное, чисто поле, светлых дней, зимой холодной, желудок голодный, злой тоской, кум милой, вешних дней, мягких муравах, лето целое.
2. Скажите, в прямом или переносном значений употреблены эти выражения
Лето пропела, зима катит в глаза, помертвело чисто поле, был готов и стол и дом, голову вскружило.
Станция « Отвечайка - убеждайка» (закрепление темы)
1. Что такое басни?
2. Кто являются героями басен?
3. Что содержит басня?
4. Кто такой И. А. Крылов?
5. Чьи басни он переводил?
6. Кто переводил на казахский язык басни Крылова?
Станция Астана (домашнее задание)
Выучить наизусть отрывок из басни и нарисовать карикатуру к басне.
Жаңалықтар
С. Михалков «Слон - живописец»
Продолжение работы по формированию у учащихся понятия о басне, её особенностях, знакомство с содержанием басни С. Михалкова «Слон - живописец»;
С. Михалков «Слон - живописец»
Продолжение работы по формированию у учащихся понятия о басне, её особенностях, знакомство с содержанием басни С. Михалкова «Слон - живописец»;
Краткосрочный план
Гумарова Жумазия Орынгалиевна учитель русского языка и литературы СОШ - детсад им. А. Кусаинова, Бокейордийнского района, п. Муратсай.
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Как изменяются прилагательные во множественном числе. 5 кл.
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Сарға ауылында Жанкелдин орта мектебі ММ - сінде орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Халиманова Қамажай Шаңдықызы
С. В. Михалков «Муха и Пчела»
Енсепова Айман Максатқызы учитель русского языка и литературы СШ№30 г. Актобе
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.