Фразеологизмы
Фразеологизмы
Цель: Ознакомить с понятием фразеологизмы, формировать умения отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить их в тексте, развивать интеллектуальные способности детей; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: интерактивная доска, схема, рисунки, фразеологический словарь
Тип урока: урок систематизации знаний
I. Организационный момент.
Объявление и запись темы, постановка задач урока
II. Изучение нового материала. III. Этап закрепления новых знаний. Работа с учебником.
1. Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое - нибудь не изменяя значения этих словосочетаний? Работа по картинам упр. 1 стр38
2. Записать предложения, найти в них фразеологические обороты
Степан сломя голову бросился в палисадник и хотел схватить Муму, но она ловко вывернулась и пустилась во все лопатки. Герасим стоял как вкопанный. Сердце у него стучало так, как - будто он пробежал во весь дух несколько верст. Скажи мне, положа руку на сердце, всю истинную правду.
3. Замените фразеологизмы словами - синонимами упр. 2 стр. 39 устно
сломя голову - быстро
зарубить на носу - запомнить
клевать носом - дремать
в час по чайной ложке - мало
сидеть сложа руки – бездельничать
сложить голову - погибнуть
задирать нос - зазнаться
от всей души - искренно
4. Фразеологическая минутка
найти лексическое значение фразеологизма:
комар носа не подточит -…не к чему придраться
куриная память -…плохая
водить за нос -…обманывать
бить баклуши -…бездельничать
на всех парусах -…быстро
капля в море -…мало
5. Спишите предложения. Выделите фразеологизмы упр. 3 стр. 39
Мой друг совсем повесил голову перед контрольным диктантом, потому что он делает много орфографических ошибок. Я долго ломал голову, когда разбирал предложение. Мама говорит, что у моего брата голова на плечах. Папа сказал, что каждый человек должен думать своей головой.
6. для расширения словарного запаса учащихся. На интерактивной доске. Слайд №1
Три загадки
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему: Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет.
Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились: - Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный вдруг как крикнет:
Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!
Какие еще загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, - сказал дежурный. - Слушайте. Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?
Задание: объясните эти фразеологические обороты, используя фразеологические словари.
7. Переведите на родной язык следующие фразеологизмы (письменно)
Черным по белому -… тайға таңба басқандай
Желторотый птенец -…сары ауыз балапан.
До седых волос -…. самай шашы ағарғанша.
Светлая голова -.. зерделі бас.
8. Слайд №2. Подберите к рисункам фразеологизмы (например, нарисована калоша - сесть в калошу, медведь - медвежья услуга, топор – зарубить на носу, колесо - вставить палку в колеса)
9. К слову «язык» найти фразеологизмы и оформить кластер Слайд №3
держать язык за зубами,
язык до Киева доведет
острый язык,
находить общий язык
язык без костей,
мелит языком
10. Слайд 4
Прочитайте фразеологические обороты, объясните их значение
1. Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и, хоть кровь из носу, выполняйте правило первое: выше нос!
2. Если кто - то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» И он поймет, что вам это не нравится, и сразу перестанет крутить носом и задирать нос
3. Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру. Пользы ему от этого будет с гулькин нос, а порядочные люди будут воротить нос от такого человека
4. Не стоит клевать носом, лежать уткнувший нос в подушку. Действуйте! А если кто - то скажет, что у вас нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос любому.
Но только так, чтобы комар носа не подточил.
IY. Подведение итога урока
Вот и наш урок подошел к концу. Мы сегодня говорили о фразеологизмах, в русском языке да и в других языках есть такие сочетания слов, которые помогают нам выражать свои чувства, эмоции, делают нашу речь ярче, точнее, выразительнее. Фразеологизмы свидетельствуют о богатстве языка, о его многообразии выражении той или иной мысли и требуют от того, кто их употребляет, понимания их значений.
Задание на дом
Упражнение 4, 8 стр. 40
Выставление оценок
Цель: Ознакомить с понятием фразеологизмы, формировать умения отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить их в тексте, развивать интеллектуальные способности детей; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: интерактивная доска, схема, рисунки, фразеологический словарь
Тип урока: урок систематизации знаний
I. Организационный момент.
Объявление и запись темы, постановка задач урока
II. Изучение нового материала. III. Этап закрепления новых знаний. Работа с учебником.
1. Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое - нибудь не изменяя значения этих словосочетаний? Работа по картинам упр. 1 стр38
2. Записать предложения, найти в них фразеологические обороты
Степан сломя голову бросился в палисадник и хотел схватить Муму, но она ловко вывернулась и пустилась во все лопатки. Герасим стоял как вкопанный. Сердце у него стучало так, как - будто он пробежал во весь дух несколько верст. Скажи мне, положа руку на сердце, всю истинную правду.
3. Замените фразеологизмы словами - синонимами упр. 2 стр. 39 устно
сломя голову - быстро
зарубить на носу - запомнить
клевать носом - дремать
в час по чайной ложке - мало
сидеть сложа руки – бездельничать
сложить голову - погибнуть
задирать нос - зазнаться
от всей души - искренно
4. Фразеологическая минутка
найти лексическое значение фразеологизма:
комар носа не подточит -…не к чему придраться
куриная память -…плохая
водить за нос -…обманывать
бить баклуши -…бездельничать
на всех парусах -…быстро
капля в море -…мало
5. Спишите предложения. Выделите фразеологизмы упр. 3 стр. 39
Мой друг совсем повесил голову перед контрольным диктантом, потому что он делает много орфографических ошибок. Я долго ломал голову, когда разбирал предложение. Мама говорит, что у моего брата голова на плечах. Папа сказал, что каждый человек должен думать своей головой.
6. для расширения словарного запаса учащихся. На интерактивной доске. Слайд №1
Три загадки
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему: Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет.
Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились: - Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный вдруг как крикнет:
Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!
Какие еще загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, - сказал дежурный. - Слушайте. Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?
Задание: объясните эти фразеологические обороты, используя фразеологические словари.
7. Переведите на родной язык следующие фразеологизмы (письменно)
Черным по белому -… тайға таңба басқандай
Желторотый птенец -…сары ауыз балапан.
До седых волос -…. самай шашы ағарғанша.
Светлая голова -.. зерделі бас.
8. Слайд №2. Подберите к рисункам фразеологизмы (например, нарисована калоша - сесть в калошу, медведь - медвежья услуга, топор – зарубить на носу, колесо - вставить палку в колеса)
9. К слову «язык» найти фразеологизмы и оформить кластер Слайд №3
держать язык за зубами,
язык до Киева доведет
острый язык,
находить общий язык
язык без костей,
мелит языком
10. Слайд 4
Прочитайте фразеологические обороты, объясните их значение
1. Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и, хоть кровь из носу, выполняйте правило первое: выше нос!
2. Если кто - то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» И он поймет, что вам это не нравится, и сразу перестанет крутить носом и задирать нос
3. Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру. Пользы ему от этого будет с гулькин нос, а порядочные люди будут воротить нос от такого человека
4. Не стоит клевать носом, лежать уткнувший нос в подушку. Действуйте! А если кто - то скажет, что у вас нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос любому.
Но только так, чтобы комар носа не подточил.
IY. Подведение итога урока
Вот и наш урок подошел к концу. Мы сегодня говорили о фразеологизмах, в русском языке да и в других языках есть такие сочетания слов, которые помогают нам выражать свои чувства, эмоции, делают нашу речь ярче, точнее, выразительнее. Фразеологизмы свидетельствуют о богатстве языка, о его многообразии выражении той или иной мысли и требуют от того, кто их употребляет, понимания их значений.
Задание на дом
Упражнение 4, 8 стр. 40
Выставление оценок
Жаңалықтар
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Фразеологизмы и их значение
Қарағанды облысы, Жаңаарқа ауданы, №132 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Саденова Ақбота Байсеитовна
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука
Школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Устойчивые словосочетания Фразеологизмы
Калымбетов Болат Батырханович учитель русского языка и литературы школы кента Айтеке би, Казалинского района, Кызылординской области
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»
Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.