"Умею коротко говорить о длинных вещах" Творчество А.П.Чехова
Методическое сопровождение к уроку литературы, на тему «Умею коротко говорить о длинных вещах» по творчеству А. П. Чехова
в 8 классе к/о
Данный урок является заключительным уроком изучения творчества А. П. Чехова. В двух предыдущих учащиеся изучали рассказы и готовили творческие проекты по жизни и творчеству писателя, поэтому тип урока – урок повторения и обобщения знаний. Урок построен по проектной технологии и применена форма защиты проектов. Цель урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова. Перед учащимися стояли такие задачи обучающего, развивающего и воспитательного характера как:
Тема: «Умею коротко говорить о длинных вещах»
Творчество А. П. Чехова
Цель: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.
Задачи: 1. Подвести итог творческой работы учащихся по творчеству А. П. Чехова, повторить изученные произведения;
2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать;
3. Прививать любознательность, активность и интерес к творчеству писателя.
Тип: урок обобщение знаний.
Наглядность: сайд - шоу по творчеству, отчеты групп, флип - чарты: хронологическая таблица, дидактические игры, отрывки из рассказов МР - 3, тест
Оборудование: интерактивная доска, диск с отрывками из рассказов: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Лошадиная фамилия».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Пользуясь случаем хочу поздравить вас, дорогие гости с праздником Наурыз и пожелать здоровья, благополучия и успехов.
Сегодня мы завершаем изучение творчества А. П. Чехова. На предыдущем уроке вам было дано задание: подготовить творческую работу по теме «Жизнь и творчество А. П. Чехова», где вы должны были осветить - первая группа жизненный путь писателя, а вторая – творчество. Цель нашего урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.
Задачи: 1. Подвести итог творческой работы учащихся по творчеству А. П. Чехова, повторить изученные произведения;
2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать
Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с ним навсегда. Помните, мы изучали его рассказ «Каштанка». Такой рассказ мог написать только тот человек, который любит людей, животных, любит жизнь. Эта любовь была очень деятельной.
- Как вы думаете, в чем она выражалась? (вопрос классу)
(Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогли и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. При этом был очень веселым и большим выдумщиком новых дел и творчества).
Наш урок пройдет по плану:
1. Отчет творческих групп. – выступления с творческими отчетами 2 - х групп.
2. «Стертые даты» - работа с хронологической таблицей
3. Викторина «По страницам рассказов А. П. Чехова»
4. Интеллектуальные игры
5. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихотворений, посвященных творчеству А. П. Чехова
6. Подведение итогов, информация о домашнем задании.
Работы я буду оценивать по таким критериям:
1. Содержание
2. Соответствие наглядного материала со сказанным;
3. Участие всей группы в работе
А также буду оценивать вашу активность во время урока. Каждый раз, когда будете выходить к доске, не забудьте отмечать галочкой на своем оценочном листе свое участие. В конце урока по количеству этих галочек, я выставлю оценку вашей работе, разумеется, ответ должен быть правильным и полным, 2 - 3 -«4», больше трех – «5». Договорились.
2. Актуализация прежних знаний
Итак, начнем. Первыми выступают группа, которая подготовила презентацию жизни писателя.
Следующая группа подготовила презентацию по творчеству А. П. Чехова.
2. «Стертые даты».
Вы очень хорошо подготовились. Оцените работу друг друга, как вы находите работу, она вам понравилась? Что особенно?
Мне тоже понравилась ваша работа, но я хочу добавить то, что Чехов в первую очередь был врачом, дипломированным врачом, он лечил больных, невзирая на социальное положение, и почти всегда бесплатно. Во время эпидемии азиатской холеры в 1891 - 1892 - х годах (инфекционная болезнь, которая целыми деревнями скашивала людей и характеризовалась кишечными расстройствами и слабостью), Чехов первым вызвался помогать людям близ лежащих деревень (Рядом с имением Мелихово), и несмотря на погоду и плохие дороги, на день и ночь выезжал на вызовы и делал все возможное, чтобы облегчить жизнь. Его жизнь – это пример самоотверженного, бескорыстного труда во имя благополучия людей. Был он очень требователен к себе, стремился все время самосовершенствованию. В письме своему брату, он изложил требования к воспитанному человеку. Вот они:
«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего...
5. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
6. Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
7. Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
Теперь проверим, как вы запомнили важные даты жизни и творчества А. П. Чехова. На данной таблице указаны важные даты в жизни и творчестве писателя, но даты стерты. Восстановите, пожалуйста, их.
3. Викторина. Какой это рассказ? Вы показали свои знания важных дат, а теперь вопросы викторины по жизни и творчеству писателя. Прослушайте отрывки из рассказов А. П. Чехова и назовите название и героев рассказа.
1.«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из - за его спины выглядывала худенькая женщина – его жена и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын».
2. «За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы».
3. «Милый, дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога».
4. «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал шейку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту».
5. «Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась».
4. Блиц - турнир.
• 1. Почему на двери дома - музея Чехова в Москве висит табличка с надписью: «Доктор Чехов»? (он по профессии был врачом)
• 2. Как звали отца Чехова? (Павел)
• 3. «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это?
• 4. Сколько детей было в семье А. П. Чехова?
• 5. Какую фамилию носит купец из рассказа «Хамелеон»? (Пичугин)
• 6. Как звали дедушку Ваньки Жукова? (Константин Макарович)
• 7. Назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий». (чинопочетание)
• 8. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)
• 9. Кто помог вспомнить Ивану Евсеевичу фамилию акцизного в рассказе «Лошадиная фамилия» (доктор, который удалил зуб Булдееву)
• 10. Кто первый назвал Чехова «Чехонте»?. (прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф. П. Покровского?
• 11. Какую фамилию никак не мог вспомнить герой «Лошадиной фамилии»? (Овсов)
• 12. Под каким псевдонимом появились первые произведения А. П. Чехова? (Антоша Чехонте).
• 13. Благодаря кому у А. П. Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета).
• 14. Как называлось имение под Москвой, купленное А. П. Чеховым? (Мелихово).
5. Игры. Продолжаем урок, чтобы выполнить следующие задания, нужны знание и сообразительность.
Игра № 1. Вставте пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске.
1. «………….. фамилия» (Лошадиная).
2. «Смерть …………....» (чиновника).
3. «Толстый и …………» (тонкий).
4. «Скучная …………..» (история).
5. «Палата № ………...» (шесть).
6. «Дом ………….........» (с мезонином)
Игра № 2. «Ассоциации» Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.
1. Ящерица. («Хамелеон»)
2. Дворняжка. («Каштанка»)
3. Гайка. («Злоумышленник»)
4. Зубы. («Хирургия»)
5. Соль. («Пересолил»)
6. Овес. («Лошадиная фамилия»)
Игра № 3 Какие вы знаете псевдонимы А. П. Чехова?
Примерные ответы:
1. Антоша Чехонте.
2. Брат моего брата.
3. Человек без селезенки (или Ч. Б. С.).
4. Макар Балдастов.
5. Вспыльчивый человек.
6. Гайка №9.
7. Крапива.
8. Прозаический поэт.
9. Рувер.
6. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихов о Чехове.
Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю русской литературы новое большое слово.
Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.
К вашему вниманию, дорогие гости, ученики прочитают стихи разных авторов, посвященные А. П. Чехову
7. Подведение итогов, комментарий оценок, д/з.
Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов. Д/з прочитать произведение В. Г. Распутина. «Уроки французского».
Спасибо за урок.
в 8 классе к/о
Данный урок является заключительным уроком изучения творчества А. П. Чехова. В двух предыдущих учащиеся изучали рассказы и готовили творческие проекты по жизни и творчеству писателя, поэтому тип урока – урок повторения и обобщения знаний. Урок построен по проектной технологии и применена форма защиты проектов. Цель урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова. Перед учащимися стояли такие задачи обучающего, развивающего и воспитательного характера как:
Тема: «Умею коротко говорить о длинных вещах»
Творчество А. П. Чехова
Цель: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.
Задачи: 1. Подвести итог творческой работы учащихся по творчеству А. П. Чехова, повторить изученные произведения;
2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать;
3. Прививать любознательность, активность и интерес к творчеству писателя.
Тип: урок обобщение знаний.
Наглядность: сайд - шоу по творчеству, отчеты групп, флип - чарты: хронологическая таблица, дидактические игры, отрывки из рассказов МР - 3, тест
Оборудование: интерактивная доска, диск с отрывками из рассказов: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Лошадиная фамилия».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Пользуясь случаем хочу поздравить вас, дорогие гости с праздником Наурыз и пожелать здоровья, благополучия и успехов.
Сегодня мы завершаем изучение творчества А. П. Чехова. На предыдущем уроке вам было дано задание: подготовить творческую работу по теме «Жизнь и творчество А. П. Чехова», где вы должны были осветить - первая группа жизненный путь писателя, а вторая – творчество. Цель нашего урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.
Задачи: 1. Подвести итог творческой работы учащихся по творчеству А. П. Чехова, повторить изученные произведения;
2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать
Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с ним навсегда. Помните, мы изучали его рассказ «Каштанка». Такой рассказ мог написать только тот человек, который любит людей, животных, любит жизнь. Эта любовь была очень деятельной.
- Как вы думаете, в чем она выражалась? (вопрос классу)
(Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогли и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. При этом был очень веселым и большим выдумщиком новых дел и творчества).
Наш урок пройдет по плану:
1. Отчет творческих групп. – выступления с творческими отчетами 2 - х групп.
2. «Стертые даты» - работа с хронологической таблицей
3. Викторина «По страницам рассказов А. П. Чехова»
4. Интеллектуальные игры
5. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихотворений, посвященных творчеству А. П. Чехова
6. Подведение итогов, информация о домашнем задании.
Работы я буду оценивать по таким критериям:
1. Содержание
2. Соответствие наглядного материала со сказанным;
3. Участие всей группы в работе
А также буду оценивать вашу активность во время урока. Каждый раз, когда будете выходить к доске, не забудьте отмечать галочкой на своем оценочном листе свое участие. В конце урока по количеству этих галочек, я выставлю оценку вашей работе, разумеется, ответ должен быть правильным и полным, 2 - 3 -«4», больше трех – «5». Договорились.
2. Актуализация прежних знаний
Итак, начнем. Первыми выступают группа, которая подготовила презентацию жизни писателя.
Следующая группа подготовила презентацию по творчеству А. П. Чехова.
2. «Стертые даты».
Вы очень хорошо подготовились. Оцените работу друг друга, как вы находите работу, она вам понравилась? Что особенно?
Мне тоже понравилась ваша работа, но я хочу добавить то, что Чехов в первую очередь был врачом, дипломированным врачом, он лечил больных, невзирая на социальное положение, и почти всегда бесплатно. Во время эпидемии азиатской холеры в 1891 - 1892 - х годах (инфекционная болезнь, которая целыми деревнями скашивала людей и характеризовалась кишечными расстройствами и слабостью), Чехов первым вызвался помогать людям близ лежащих деревень (Рядом с имением Мелихово), и несмотря на погоду и плохие дороги, на день и ночь выезжал на вызовы и делал все возможное, чтобы облегчить жизнь. Его жизнь – это пример самоотверженного, бескорыстного труда во имя благополучия людей. Был он очень требователен к себе, стремился все время самосовершенствованию. В письме своему брату, он изложил требования к воспитанному человеку. Вот они:
«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего...
5. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
6. Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
7. Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
Теперь проверим, как вы запомнили важные даты жизни и творчества А. П. Чехова. На данной таблице указаны важные даты в жизни и творчестве писателя, но даты стерты. Восстановите, пожалуйста, их.
3. Викторина. Какой это рассказ? Вы показали свои знания важных дат, а теперь вопросы викторины по жизни и творчеству писателя. Прослушайте отрывки из рассказов А. П. Чехова и назовите название и героев рассказа.
1.«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из - за его спины выглядывала худенькая женщина – его жена и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын».
2. «За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы».
3. «Милый, дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога».
4. «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал шейку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту».
5. «Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась».
4. Блиц - турнир.
• 1. Почему на двери дома - музея Чехова в Москве висит табличка с надписью: «Доктор Чехов»? (он по профессии был врачом)
• 2. Как звали отца Чехова? (Павел)
• 3. «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это?
• 4. Сколько детей было в семье А. П. Чехова?
• 5. Какую фамилию носит купец из рассказа «Хамелеон»? (Пичугин)
• 6. Как звали дедушку Ваньки Жукова? (Константин Макарович)
• 7. Назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий». (чинопочетание)
• 8. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)
• 9. Кто помог вспомнить Ивану Евсеевичу фамилию акцизного в рассказе «Лошадиная фамилия» (доктор, который удалил зуб Булдееву)
• 10. Кто первый назвал Чехова «Чехонте»?. (прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф. П. Покровского?
• 11. Какую фамилию никак не мог вспомнить герой «Лошадиной фамилии»? (Овсов)
• 12. Под каким псевдонимом появились первые произведения А. П. Чехова? (Антоша Чехонте).
• 13. Благодаря кому у А. П. Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета).
• 14. Как называлось имение под Москвой, купленное А. П. Чеховым? (Мелихово).
5. Игры. Продолжаем урок, чтобы выполнить следующие задания, нужны знание и сообразительность.
Игра № 1. Вставте пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске.
1. «………….. фамилия» (Лошадиная).
2. «Смерть …………....» (чиновника).
3. «Толстый и …………» (тонкий).
4. «Скучная …………..» (история).
5. «Палата № ………...» (шесть).
6. «Дом ………….........» (с мезонином)
Игра № 2. «Ассоциации» Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.
1. Ящерица. («Хамелеон»)
2. Дворняжка. («Каштанка»)
3. Гайка. («Злоумышленник»)
4. Зубы. («Хирургия»)
5. Соль. («Пересолил»)
6. Овес. («Лошадиная фамилия»)
Игра № 3 Какие вы знаете псевдонимы А. П. Чехова?
Примерные ответы:
1. Антоша Чехонте.
2. Брат моего брата.
3. Человек без селезенки (или Ч. Б. С.).
4. Макар Балдастов.
5. Вспыльчивый человек.
6. Гайка №9.
7. Крапива.
8. Прозаический поэт.
9. Рувер.
6. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихов о Чехове.
Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю русской литературы новое большое слово.
Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.
К вашему вниманию, дорогие гости, ученики прочитают стихи разных авторов, посвященные А. П. Чехову
7. Подведение итогов, комментарий оценок, д/з.
Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов. Д/з прочитать произведение В. Г. Распутина. «Уроки французского».
Спасибо за урок.
Жаңалықтар
А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
Показать художественное своеобразие произведения А. П. Чехова «Хамелеон»; закрепить знания учащихся об элементах композиции произведения; совершенствовать умение характеризовать литературных персонажей;
Учимся понимать и анализировать урок
Средняя школа – гимназия №21. Провела: Естөре Маржан Данахметқызы
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Тригонометрические функции
КГУ «Серебрянский технологический колледж» УО ВКО, г. Серебрянск Преподаватель математики Сепбаева А. А.
Эпоха Платонова
ВКО г. Аягоз общеобразовательная средняя школа № 3 Учитель русского языка и литературы Киржибаева Гульнар Советказыновна
Имя числительное
Эти слова я выбрала не случайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Один из важнейших проектов Казахстана посвящён здравоохранению.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.