Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Путешествие по страницам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

10 шілде 2013, Сәрсенбі
Путешествие по страницам поэмы
Н. В. Гоголя «Мертвые души»
(в 9 р/о классе)
Цель: Обобщение и систематизация знаний по поэме Гоголя «Мертвые души», формирование познавательного интереса, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся
Тип урока: интеллектуальная игра
Форма урока: Участники разделены на 2 команды, правильность ответов оценивает жюри

1. Слово учителя:
Поэму «Мертвые души» Гоголь считал главным делом своей жизни. Он особенно чувствовал свою ответственность перед Родиной: «Я вижу только грозное и правдивое потомство, преследующее меня неотразимым вопросом: «Где же то дело, по которому бы можно было судить о тебе?». «Клянусь, - пишет он в 1836 году, - я что - то сделаю, чего не сделает обыкновенный человек. Львиную силу чувствую я в душе своей». В таком настроении Гоголь приступает к работе над «Мертвыми душами». По замыслу Гоголя, результатом поэмы должно было стать нравственное возрождение русских людей, этой задаче он посвятил все свои творческие силы.

Аналогов «Мертвым душам» нет и не было в русской литературе. Споры вызывали не только герои произведения, но и его жанровое своеобразие, само название книги. А Гоголь неустанно призывал: «Будьте не мертвые, а живые души».

Не случайно автор вводит в повествование встречи Чичикова с 5 - ью абсолютно разными помещиками: Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным. Работая над сочинением, он задумал взять те характеры, «на которых заметней и глубже отпечатались бы истинно русские коренные свойства наши», т. е. в каждом из образов гротескно реализует некоторые черты русского национального характера, которые, по мысли Гоголя, должны быть подвергнуты искоренению.

Как вы заметили, в посвященных каждому из помещиков главах повторяется одна и та же последовательность описаний: пейзаж – дом – интерьер – портрет – еда – отношение к предложению Чичикова о покупке мертвых душ. Наш конкурс поможет определить, насколько верно вы составили психологический портрет помещиков, поняли идейный замысел автора, наконец, насколько развита ваша эрудиция и ассоциативное мышление.

1 тур: «Великолепная пятерка»
Среди художественных средств, используемых Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали - лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков в той последовательности, в которой я их назову:

А) Мешочки, коробочки --------- Коробочка
Б) Сахар --------------------------- Манилов
В) Куча, прореха ------------ Плюшкин
Г) Здоровье --------------- Ноздрев
Д) Кулак ---------------- Собакевич

Гоголь использует также «зоологизацию» персонажей. Соотнесите животное и помещика:

А) Медведь -------------- Собакевич
Б) Кот ------------------- Манилов
В) Птица ------------ Коробочка

Г) Мышь ------- Плюшкин
Д) Собака -- Ноздрев

По описанию жилища героев поэмы «Мертвые души» определите, кому оно принадлежит:

А) «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две - три клумбы… была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышленья»
Манилов

Б) «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими - то птицами, зеркала с темными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».
Коробочка

В) «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей… и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».
Собакевич

Г) «Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба… На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук приладил паутину».
Плюшкин

Д) «В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены; пол весь был обрызган белилами.
Ноздрев

Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них «слова и словечки»:

А) «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души».
Манилов

Б) «Острил зубы на мордаша», «черта лысого получишь», «субтильный суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал».
Ноздрев

В) «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет»
Собакевич

Г) «Отец мой, боже сохрани, как же жаль», «право в толк не возьму», «с нами крестная сила», «батюшка».
Коробочка

Д) «Нет дома», «давненько не вижу гостей», «соболезнование в карман не положишь», «народ такие воры», «есть самому нечего».
Плюшкин

Кого из героев поэмы характеризует

А) Ненасытная жадность, скупость, крохоборство
Плюшкин

Б) Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм
Ноздрев

В) Дубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность
Коробочка

Г) Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность
Манилов

Д) Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость
Собакевич

2 тур: «Заморочки из бочки»

1) Почему именно фигура Манилова открывает галерею помещиков в «Мертвых душах»? Каков принцип расположения помещиков в поэме?

Ответ: Герои располагаются по степени «омертвления» души (деградации) по восходящей линии. Манилов – самый безобидный из помещиков, в Плюшкине жадность доходит до крайности.

2) Как фамилии помещиков отражают суть их характера? Можно ли назвать фамилии «говорящими»?
Манилов – «манит, притягивает»
Коробочка – все добро прячет в коробочки, мешочки
Ноздрев – «чуткий нос, за версту чуял ярмарку»
Собакевич – «злой, как собака, нрав собачий»
Плюшкин – от гл. «сплющиваться», т. е. «делаться маленьким, плоским»

3) Какую фольклорную пару из русской народной сказки напоминают Коробочка и Собакевич?
Ответ: Настасья Петровна и Михайло Семенович из сказки «Три медведя».

4) Только один из помещиков после предложения Чичикова задумался о законности предлагаемой им сделки. Кто это был?

Ответ: Манилов. Он спрашивает: «Не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?»

5) Как звали детей Манилова? Что означают их имена?
Алкид – латинское наименование Геракла
Фемистоклюс – Фемистокл – имя греческого полководца

6) Что, по замыслу Гоголя, должно было произойти с Чичиковым в ненаписанных томах?
Ответ: По замыслу Гоголя, каждый том нес определенную функцию:
1 том – Преступление
2 том – Наказание
3 том – Искупление
В данном случае можно провести параллель с «Божественной комедией» Данте Алигьери: «Ад», «Чистилище», «Рай». В последнем томе Чичиков должен был переродиться в апостола Павла.

7) «Счастливый билет». Вопрос не звучит, но команда, вытянувшая билет, получает 5 баллов.

8) Кого из помещиков Гоголь хотел перенести в 3 - ий том «Мертвых душ»? Этот помещик должен был осознать свою вину, искупить ее и оказаться в раю?
Ответ: Плюшкин.

3 тур: «Ты – мне, я – тебе»

Команды задают друг другу заранее заготовленные вопросы. Например:

1) Как звали Плюшкина?
Прямых указаний в тексте «Мертвых душ» на это нет, но Гоголь пишет «… на старшую дочь, Александру Степановну, он не мог во всем положиться…». Значит, Плюшкина звали Степан. Было ему за 50. он сам говорил: «Шестой десяток живу…».
2) Вспомните первоначальное название поэмы
«Похождения Чичикова, или…»
3) С какой целью автор вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»?

Подобные вопросы ребята составляют сами, они обращаются к тексту произведения, исследованиям литературоведов, справочным пособиям, что способствует формированию устойчивых знаний.

4 тур: «Блеф - клуб»
Читается утверждение. Если команда согласна с утверждением, отвечает – «Да», если не согласна – «Нет».
1) В следующий свой приезд Чичиков обещал привезти Алкиду и Фемистоклюсу саблю и барабан. - Да
2) Ноздреву было 45 лет. – Нет, 35 лет.
3) Жену Собакевича звали Феодулия Ивановна. – Да.
4) Губернатор мог вышивать кошельки. – Да.
5) Во время распространения слухов о Чичикове он болел воспалением легких. – Нет, был флюс и воспаление в горле.

1) Ноздрев имел двоих детей. – Да.
2) Коробочка жаловалась Чичикову на слабую память. – Нет, на бессонницу и больную поясницу.
3) Плюшкин в благодарность Чичикову хотел подарить карманные часы. – Да.
4) Дочь Плюшкина в один из своих приездов привезла отцу лекарства и хромовые сапоги. – Нет, халат и кулич.
5) Полицмейстер заведовал мясным павильоном и всегда мог угостить чиновников колбасой и сосисками. – Нет, рыбными деликатесами.

5 тур:
Конкурс капитанов
1) Портрет какого исторического деятеля висел в кабинете Собакевича?
А) Бирона
Б) Маврокордато
В) Николая 1
Г) Кутузова

2) Чем, по мнению Чичикова, была набита подушка в гостинице?
А) пером и ватой
Б) кирпичом и булыжником
В) битым стеклом
Г) «мертвыми душами»

3) Кого напоминают автору молодые кавалеры в черных фраках, танцующие на балу в губернском собрании?
А) муравьев
Б) ласточек
В) тараканов
Г) мух («мухи в пору июльского лета на рафинаде»)

4) Что жена Манилова подарила мужу на день рождения?
А) зубочистку
Б) бисерный чехольчик на зубочистку
В) канарейку
Г) курительную трубку

5) Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова?
А) маленькой сушеной рыбкой
Б) заплесневелым сухарем от кулича
В) слоеным пирожком
Г) кашей из топора

1) Чем моет руки жена Собакевича?
А) керосином
Б) мылом
В) огуречным рассолом
Г) щелоком

2) С чем Гоголь сравнивает лица Собакевича и его жены?
А) картофель и репа
Б) самовар и чайник
В) огурец и тыква
Г) редька хвостом вверх и редька хвостом вниз

3) Какое оружие из арсенала Ноздрева было изготовлено «мастером Савелием Сибиряковым»?
А) томагавк
Б) финка
В) турецкий кинжал
Г) черкесская сабля

4) что служило лучшим снотворным для мужа Коробочки?
А) счет до тысячи
Б) массаж шеи
В) почесывание пяток
Г) стакан молока на ночь

5) Капитан - исправник, приехавший в дом Ноздрева, объявил, что тот «находится под судом до времени окончания решения по ….. делу. В чем обвинялся Ноздрев?
А) подделке документов на продажу леса
Б) уклонении от уплаты алиментов
В) изготовлении фальшивых 100 - рублевых купюр
Г) избиении розгами помещика Максимова

6 тур: Гонка за лидером

В этом туре вопросы будут по образу Чичикова. У команды - аутсайдера есть возможность догнать лидера. Какая команда быстрее ответит на вопрос, та и получает балл.

1) Как звали слуг Чичикова? (Кучер Селифан и лакей Петрушка)
2) Какого цвета был фрак Чичикова на 1 - ом балу у губернатора? (Брусничного)
3) Галантерейный предмет, предмет особой гордости Чичикова (даже Коробочка позарилась на него). (Шкатулка)
4) Что, по мнению Чичикова, было особо привлекательным в его лице? (Подбородок)
5) Какая из девушек в губернском городе NN понравилась Чичикову более всего? (Дочь губернатора)
6) Какую птицу слепил Чичиков в детстве и продал очень выгодно? (Снегиря)
7) На какой службе Чичиков потерпел «за правду?» (На таможне)
8) Сколько «мертвых душ» купил Чичиков? (около 400)
Подведение итогов. Награждение победителей.
6 417
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Урок литературы в 6 - м классе по повести Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
Урок литературы в 6 - м классе по повести Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
Урок литературы в 6 - м классе по повести Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
Н.В.Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Н.В.Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Урок русской литературы на тему: "Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Образ Чичикова
Образ Чичикова
Бауыржан Момышұлы атындағы орта мектебінің орыс тілі пәнінің мұғалімі Гусейнова Саодат Ахмедовна
Образы героев в русской и казахской литературе по повести Гоголя «Тарас Бульба» и по роману Алимжанова «Гонец»
Образы героев в русской и казахской литературе по повести Гоголя «Тарас Бульба» и по роману Алимжанова «Гонец»
Ақтөбе қаласы, №34 орта мектебінің орыс тілі және әдебиет пәні мұғалімі Муратова Светлана Азимовна
Жизнь и творческая деятельность Н. В. Гоголя
Жизнь и творческая деятельность Н. В. Гоголя
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Ж. Қалдығараев атындағы орта мектептің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Сәрсенбаева Ақерке Алиевна
Культура речи
Культура речи
Бозжигитова Ляззат Конакбаевна Город Атырау средняя школа № 23
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×