Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Образы героев в русской и казахской литературе по повести Гоголя «Тарас Бульба» и по роману Алимжанова «Гонец»

04 сәуір 2013, Бейсенбі
Тема: Образы героев в русской и казахской литературе по повести Гоголя «Тарас Бульба» и по роману Алимжанова «Гонец»

Цель урока:
1. Обобщение материала к характеристике Тараса Бульбы.
2. Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ
3. Развивать патриотические чувства.
Тип урока: частично - поисковый.
Оборудование: слайдовая презентация
Эпиграф: Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые вторую.
М. Горький

Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Наша работа с повестью «Тарас Бульба « подходит к концу, и сегодня мы с вами рассмотрим образ главного героя, именем которого Н. В. Гоголь назвал свое произведение, и параллельно будем наблюдать о герое из романе Алимжанова Гонец
Тарас Бульба из славного рода казаков, которые поднялись на борьбу против поляков. Он из тех, кто сознательно выбрал свою судьбу. Даже его имя Тарас в переводе с греческого означает «неугомонный», «беспокойный»
Служить правдой и верой своему народу, его защитником - вот один из основных принципов всех казаков и Тараса в их героической борьбе.
Тарас – народный герой, защитник Русской земли. Ради освобождения Родины он готов мужественно принять смерть.
Тарас, как и все остальные казаки, умирает как герой с верой, что нет такой силы, «которая бы пересилила русскую силу».
О событиях 1723 года, о трудной борьбе казахского народа с джунгарским нашествием рассказывается в романе Ануара Алимжанова «Гонец». В центре романа изображение судьбы отважного война, народного героя Кенже барыта. Он воплотил в себе лучшие национальные черты человека из народа, отдавшего всего себя защите Отечества от захватчиков.

2. Беседа. (слайды)
- почему Гоголь не дает подробный портрет героя?
- Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь? (слайд)

3. Найдите по тексту из повести «Тарас Бульба» описание степи (слайд).
А теперь, послушайте как описывает образ незнакомой, прекрасной, таинственной степи Алимжанов глазами Кенже батыра. «Он впервые ощутил так широко первозданную могущественную красоту степи, он видел ее синеву, ее цветенье и силу. Богатая, щедрая земля лежала у его ног. Небольшие холмы, низкие зеленые отроги напоминали застывшие волны великого моря; реки, сверкающие в лучах солнца, уходили из одного края дали в другой. Но не только красота природы заворожила Кенже батыра. Ему как войну было ясно, что только этой точки, только с этой площадки можно увидеть то, что было скрыто от посторонних взглядов, от джунгар». Да что же увидел истинный хозяин степи? Он увидел нечто такое, что скрыто от вражеского взгляда, он разгадал тайну степи и наслаждался ее красотой, он чувствовал притяжение родной земли. Степь - родная земля – родина они были связаны воедино.

4. Одним из средств создания характеристики литературного героя является его высказывания.
Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе
Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе.
Как вы понимаете, что такое товарищество?
- Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?

5. (Слайд трех биев). Чтение призыва к единству по произведения Алимжанова.
- В каких эпизодах проявляется талант Тараса - полковника?
У Алимжанова степь – арена битвы степь представляется как открытое пространство, в котором разворачиваются боевые действия.
«Завидев сарбазов, преградивших путь, джунгары остановили коней. Две армий встали лицом друг к другу. В степи воцарилась тишина, даже кони притихли. Куда - то скрылись и умолкли перепуганные птицы. Джигиты направили свои стрелы прямо на скопище врага и, не сдерживая коней, обошли шатер с тыла, налетели на охрану. Все смешалось в степи. Трудно было отличить своих от чужих. Кенже вместе со своими катился к этой долине, окровавленной, ощетинившейся пиками, разрезаемой саблями, пропахшей кровью, потом и пылью».
- Как вел себя Тарас - полковник во время боя? (слайд)

6. Черты характеризующие Тараса (слайд)
Тарас Бульба не только полковник, но и отец Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.
- Чем отличаются эти эпизоды?
а) казнь Андрия; (слайд)
б) присутствие на казни Остапа? (слайд)
Найдите в первой и десятой главе описание Тараса Бульбы. Как изменился герой?

7. Работа с текстом.
Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? Почему Тарас не оставил люльку?
- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
Тарас Бульба любил свою родину, ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей. (слайд)
А в наше время эта повесть актуальна?
8. Задание: Составьте кластер.
Как Гоголь создает образ героя, защитника русской земли и православной веры?
Смел --------------------------------- Мужествен ------------------------- Храбр
Беспощаден ----------------------- Тарас Бульба -----------------------Защитник веры и Отечества
Полководческий талант ------- Черты былинного героя -------- Бьется как лев
Широта души --------------------- Чувство товарищества ---------- Любовь к родине
Ненависть к врагам

9. Словарная работа.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Самоотверженность - жертвующий своими интересами ради других.

10. Демонстрация отрывка из фильма «Тарас Бульба»
Почему гибнет сам Тарас?
11. Ученик читает стихотворение К. Симонова «Тарас Бульба»

12. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы.
Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества» Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы.
Так же в романе Анура Алимжанова в образе Кенже батыра собраны лучшие черты человека из народа отдавшего себя в защите Отечества. Образ гонца Кенже батыра становится постепенно символическим, так как Гонец степи это не просто вестник, а прежде всего «посол» мира и согласия, неустанный искатель дружбы и братства
Образ Тараса Бульбы и Кенжебатыра это образы настоящих патриотов своей страны
Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо «не погибнет ни одно великодушное дело»
4 344
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Учимся понимать и анализировать урок
Учимся понимать и анализировать урок
Средняя школа – гимназия №21. Провела: Естөре Маржан Данахметқызы
Н.В.Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Н.В.Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Урок русской литературы на тему: "Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Мағжан Жұмабаевтың «Батыр Баян» поэмасы мен Гогольдің «Тарас Бульба» повесінің үндестігі
Мағжан Жұмабаевтың «Батыр Баян» поэмасы мен Гогольдің «Тарас Бульба» повесінің үндестігі
Шығыс Қазақстан облысы, Аягөз ауданы, Сарыарқа ауылы «Сарыарқа жалпы білім беретін орта мектеп»КММ Қазақ тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Тулебаева Асемкул Жумадиллаевна
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Южно - Казахстанская область, город Шымкент Школа - гимназия №25 имени Т. Рыскулова Алтымбекова Шахризада Садыковна
Двусоставное предложение
Двусоставное предложение
Бупеева Априза Гиниятовна учитель русского языка и литературы школа - гимназия им. Абая п. Топар, Абайского района, Карагандинской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×