Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Образ Чичикова

15 мам 2014, Бейсенбі
Диспут.
Образ Чичикова (по главе 11)
Информация для учителя:
Диспут – это форма работы, которая не очень используется на современном уроке. Однако время от времени ее следует использовать, так как диспут учит слушать друг друга, быть терпимым к иной точке зрения, если вопросы сформулированы правильно, то и спор бывает увлекательным, что развивает интерес учащихся к предмету.

Ход урока.
• Учитель совместно с учениками обсуждает правила ведения диспута на литературную тему, записывает их на доске.
Основные вопросы, которые помогут активизировать ход диспута:
- Какими чертами наделил своего героя Гоголь?
- Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной?
- При каких условиях могла появиться такая личность?
- Насколько интересен этот герой современному читателю?
- Мертвые души сегодня…
При обсуждении вопросов во время диспута обязательным является использование текста, цитирование, ссылки на мнение автора.

• Характеристика образа Чичикова.

По жанру «Мертвые души» - поэма, лиро - эпическое произведение, с элементами романа. С образом Чичикова связано романное начало. Особенности характера героя и его место в произведении позволяют сближать «Мертвые души» с плутовским романом.
Композиционная роль образа.
• В целом сюжет «Мертвых душ» хроникальный, и образ Чичикова играет связующую роль, особенно в главах II - VI.
• Композиционную и сюжетообразующую роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия из «Божественной комедии» Данте, по образу которой Гоголь писал свою поэму. Читатель следует за Чичиковым, он как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», в этом своеобразном гоголевском «аду»: городе NN и его окрестностях.
Средства раскрытия образа:

Деталь. Гоголь - мастер детали как средства индивидуализации и типизации.
• портрет: «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтоб стар, однако же и не так, чтоб слишком молод».

Портрет Чичикова композиционно примыкает к отступлению о толстых и тонких. Чичиков после колебания присоединяется к толстым, которые «лучше умеют обделывать свой дела». В отличие от портретов чиновников и помещиков, здесь почти нет гротескных деталей. Исключение - манера сморкаться: «В приемах своих господин имел что - то солидное и высмаркивался чрезвычайно громка. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал как труба».

• Одежда (Чичиков очень заботится о своей внешности): «Господин скинул с себя картуз и размотал с шей шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготавляют своими руками супруга снабжая
приличными наставлениями как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, что делает Бог их знает я никогда не носил таких косынок … Потом надел перед зеркалом машинку выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с икрой».

Фрак Чичикова – сквозная (то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка.

Манеры, речь. «Приезжий во всем как - то умел найтиться» и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был он всегда умел поддержать его. Спорил, но как - то чрезвычайно искусно так, что все видели, что он спросил, а между тем приятно спросил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громка, ни тихо, а совершенно так как следует. Словом куда ни повороти был очень порядочный человек».

Чичикову как человеку русскому близко и понятно «меткое русское слово». Он сам легко находит прозвища помещикам; мужика встретившегося по пути к удовольствию другого мужика называет «бородой». Ему нравится точное прозвище «заплатанной» придуманное мужиками для Плюшкина. При неудачах Чичиков сам утешает себя поговоркой «зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай, плачем делу не пособить нужно дело делать.

Биография.
1) происхождение: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает».
2) детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как - то кисло – неприютно… ни друга, ни товарища в детстве!»
3) наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури, и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… больше всего береги и копи копейку, это вещь надежнее всего на свете, копейка не выдает, в какой бы беде ты ни был».
4) учеба в училище: уже здесь обнаружились таланты «со стороны практической»: «Он вдруг смекнул» и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда припрятав полученное угощение, потом продавал им же».
5) служба. (В казенной палате, работа на таможне, идея о скупке «мертвых душ»).

Характеристика другими персонажами. До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются.

«Говорящая фамилия». Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания, пощелкивания.

Отношения Чичикова с дамами.

• Итоговый вопрос занятия
- «Живая» душа Чичиков или «мертвая»?
(Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь - вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения – средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя).

Домашние задание.
• Прочитать статьи учебника о Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете, Н. А. Некрасове, выделить главное, прокомментировать.
• Сообщение о жизни Тютчева, Фета, Некрасова (индивидуально).
• Исполнительский анализ стихотворения Некрасова (по выбору учителя и учащихся - индивидуально).
4 503
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Методические рекомендации по рациональной организации учебно-воспитательного процесса в специализированных организациях образования в 2020-2021 учебном году в условиях дистанционного обучения
Методические рекомендации по рациональной организации учебно-воспитательного процесса в специализированных организациях образования в 2020-2021 учебном году в условиях дистанционного обучения
Уважаемые учителя! Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников дистанционно, то эти методические рекомендации именно для вас. Рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционной
Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева. Первое знакомство с Евгением Базаровым
Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева. Первое знакомство с Евгением Базаровым
На прошлом уроке мы познакомились с основными событиями в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Сегодня урок мы начнём с того, что проверим, как хорошо вы знаете основные даты из жизни Тургенева и соответствующие им события.
А. Алексин «Актриса»
А. Алексин «Актриса»
Актюбинская область, город Жем, средняя школ №5 учитель русского языка и литературы Касымова Гульшат Тулешовна
Путешествие по страницам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Путешествие по страницам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Кузембаева Роза Асылбековна – учитель русского языка и литературы школы - лицея № 5 им. И. В. Панфилова г. Кызылорда
Глагол
Глагол
Мендалиева Нурия Валитовна, учитель русского языка и литературы средней школы имени Х. Санбаева Атырауской области, Макатского района
Причастный оборот
Причастный оборот
БҚО, Шыңғырлау ауданы, А.Тихоненко атындағы орта жалпы білім беретін мектебі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Таганиязова Асия Шынтасовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×