Средства связи в сложноподчиненном предложении
Тема: Средства связи в сложноподчиненном предложении
Цель урока: систематизация и обобщение по теме «Средства связи в сложноподчиненном предложении»
Задачи:
- закрепить знания учащихся о видах сложных предложений и средствах связи в них;
- повторить морфологические признаки союзов и союзных слов;
- способствовать формированию умения различать союзы от союзных слов в СПП;
- повторить правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока:
Урок сопровождается презентацией «Средства связи в СПП»
Вступительное слово учителя: Наш урок – урок обобщения и систематизации знаний о средствах связи в СПП. Мы повторим с вами морфологические признаки союзов и союзных слов, которые используются в СПП. На примерах различных СПП мы научимся различать союзы от союзных слов, используемых как средство связи в них.
1.Словарный диктант на правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Квашеная капуста, вскопанные грядки, брошенный камень, асфальтированная дорога, правленый текст, раненный пулей, девочка избалована, кованая ограда, тканая скатерть, сожженное письмо, невиданное чудо, топленое масло, мощенная камнем, свежемороженая рыба.
Самопроверка - на слайде №2
2.Заполнить схему - «Виды сложных предложений»
На слайде №3 – схема «Виды сложных предложений»
3. Заполнить схему - «Средства связи в СП»
На слайде №4 – схема «Средства связи в СП»
4. Строение СПП - на слайде №5 записаны СПП:
1) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
2) Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать.
3) Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.
Задание: составить схемы данных предложений , определить тип придаточных предложений.
Чем отличается последнее предложение от предыдущих?
Ответ: в первом и во втором предложениях средством связи в СПП являются союзы, а в последнем- союзное слово кто, выраженное местоимением.
5. Сравните предложения: в каком из них используется союз, а в каком- союзное слово?
- Я знаю, что ты мне поможешь.
- Я знаю, что мне поможет.
Задание: дать определение союзному слову.
На слайде №6 - определение союзного слова.
6. Вопрос классу: как различать союзы и союзные слова?
На слайде №7 – «Отличительные признаки союзов и союзных слов».
Союзы
-Служебная часть речи
-Не отвечает на вопрос
-Не является членом предложения
-Можно опустить
союзные слова
-самостоятельная часть речи
-отвечает на вопрос
- является членом предложения
- нельзя опустить
7. Морфологический разбор союза и союзного слова (у доски)
1 ученик: Для того чтобы3 быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.
Для того чтобы - союз, т.к. служит для связи частей сложного предложения.
I.( Для того чтобы…), { }
II. Морф. Признаки: подчин, составной, целевой, неизменяемое.
III. Не является членом предложения.
2 ученик: Благородное сердце не может подозревать других в низости и коварстве, на которые3 оно само не способно.
На которые – местоимение, т.к. указывает на предмет, не называя его.
I. Н.ф.- который
II. Морф.призн.: пост.-отн.,непост.-мн.ч.,В.п.
III. Не способно (на что?) – на которые
8.Заполнить таблицу: даны предложения из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Номера предложений с союзами и союзными словами записать в таблицу.
Взаимопроверка - на слайде №8 даны правильные ответы.
9. Синтаксический разбор сложного предложения:
Берегись того, что не одобрено твоей совестью.
(Побудит., невоскл., сложное, союзное, СПП, части связаны союзным словом.
Главное: простое, односост.,опр/л.,распр.,неосложн.
Придаточное: простое,двусост.,распр.,неосложн.)
{ == ----}, ( что == )
10.Выборочно-распределительная работа:
На слайде №9 даны 10 предложений. Выписать из них союзы и союзные слова и заполнить ими таблицу.
1)Я был уверен, что в мое отсутствие кто-то побывал в моей комнате.
2)Я не знаю, кто может тебе помочь.
3)Когда мы переходили мост, река была еще скрыта туманом.
4)Мы остановились в старинном замке, в котором видели привидение.
5)Если что-то непонятно, я постараюсь вам объяснить.
6)Настоящего человека всегда тянет туда, где очень трудно.
7)Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать.
8)Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
9)Я встретился с другом, которого давно не видел.
10)Интересно, чем ты можешь мне помочь.
11.Подведение итогов.
Ребята, что мы с вами сегодня повторили?
На слайде №10 – ответы
- Виды сложных предложений
-Строение СПП
- Отличие союзов от союзных слов
- Морфологический разбор союзов и местоимений
- Синтаксический разбор СПП
12.Домашнее задание - на слайде №11:
Придумать СПП с данными словами в роли союзов и союзных слов: что, когда, как.
Цель урока: систематизация и обобщение по теме «Средства связи в сложноподчиненном предложении»
Задачи:
- закрепить знания учащихся о видах сложных предложений и средствах связи в них;
- повторить морфологические признаки союзов и союзных слов;
- способствовать формированию умения различать союзы от союзных слов в СПП;
- повторить правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока:
Урок сопровождается презентацией «Средства связи в СПП»
Вступительное слово учителя: Наш урок – урок обобщения и систематизации знаний о средствах связи в СПП. Мы повторим с вами морфологические признаки союзов и союзных слов, которые используются в СПП. На примерах различных СПП мы научимся различать союзы от союзных слов, используемых как средство связи в них.
1.Словарный диктант на правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Квашеная капуста, вскопанные грядки, брошенный камень, асфальтированная дорога, правленый текст, раненный пулей, девочка избалована, кованая ограда, тканая скатерть, сожженное письмо, невиданное чудо, топленое масло, мощенная камнем, свежемороженая рыба.
Самопроверка - на слайде №2
2.Заполнить схему - «Виды сложных предложений»
На слайде №3 – схема «Виды сложных предложений»
3. Заполнить схему - «Средства связи в СП»
На слайде №4 – схема «Средства связи в СП»
4. Строение СПП - на слайде №5 записаны СПП:
1) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
2) Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать.
3) Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.
Задание: составить схемы данных предложений , определить тип придаточных предложений.
Чем отличается последнее предложение от предыдущих?
Ответ: в первом и во втором предложениях средством связи в СПП являются союзы, а в последнем- союзное слово кто, выраженное местоимением.
5. Сравните предложения: в каком из них используется союз, а в каком- союзное слово?
- Я знаю, что ты мне поможешь.
- Я знаю, что мне поможет.
Задание: дать определение союзному слову.
На слайде №6 - определение союзного слова.
6. Вопрос классу: как различать союзы и союзные слова?
На слайде №7 – «Отличительные признаки союзов и союзных слов».
Союзы
-Служебная часть речи
-Не отвечает на вопрос
-Не является членом предложения
-Можно опустить
союзные слова
-самостоятельная часть речи
-отвечает на вопрос
- является членом предложения
- нельзя опустить
7. Морфологический разбор союза и союзного слова (у доски)
1 ученик: Для того чтобы3 быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.
Для того чтобы - союз, т.к. служит для связи частей сложного предложения.
I.( Для того чтобы…), { }
II. Морф. Признаки: подчин, составной, целевой, неизменяемое.
III. Не является членом предложения.
2 ученик: Благородное сердце не может подозревать других в низости и коварстве, на которые3 оно само не способно.
На которые – местоимение, т.к. указывает на предмет, не называя его.
I. Н.ф.- который
II. Морф.призн.: пост.-отн.,непост.-мн.ч.,В.п.
III. Не способно (на что?) – на которые
8.Заполнить таблицу: даны предложения из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Номера предложений с союзами и союзными словами записать в таблицу.
Взаимопроверка - на слайде №8 даны правильные ответы.
9. Синтаксический разбор сложного предложения:
Берегись того, что не одобрено твоей совестью.
(Побудит., невоскл., сложное, союзное, СПП, части связаны союзным словом.
Главное: простое, односост.,опр/л.,распр.,неосложн.
Придаточное: простое,двусост.,распр.,неосложн.)
{ == ----}, ( что == )
10.Выборочно-распределительная работа:
На слайде №9 даны 10 предложений. Выписать из них союзы и союзные слова и заполнить ими таблицу.
1)Я был уверен, что в мое отсутствие кто-то побывал в моей комнате.
2)Я не знаю, кто может тебе помочь.
3)Когда мы переходили мост, река была еще скрыта туманом.
4)Мы остановились в старинном замке, в котором видели привидение.
5)Если что-то непонятно, я постараюсь вам объяснить.
6)Настоящего человека всегда тянет туда, где очень трудно.
7)Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать.
8)Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
9)Я встретился с другом, которого давно не видел.
10)Интересно, чем ты можешь мне помочь.
11.Подведение итогов.
Ребята, что мы с вами сегодня повторили?
На слайде №10 – ответы
- Виды сложных предложений
-Строение СПП
- Отличие союзов от союзных слов
- Морфологический разбор союзов и местоимений
- Синтаксический разбор СПП
12.Домашнее задание - на слайде №11:
Придумать СПП с данными словами в роли союзов и союзных слов: что, когда, как.
Жаңалықтар
Инверсия
Дать понятие о «прямом и обратном порядке слов в предложении», законах инверсии; формирование умения использовать инверсию в речи; Задачи урока: совершенствовать умения и навыки учащихся. развить навык логического чтения; развить умения связно
Орыс тілінен сабақтар топтамасы
Ақтөбе облысы, Әйтеке би ауданы, Сарат орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Балмаканова Улбосын Бактжановна
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Сложноподчиненные предложение с придаточными времени
Мергалиева Светлана учительница русского языка и литературы ср. школа имени Абая, п. Бейнеу, Мангистауская обл.
Устойчивые словосочетания Фразеологизмы
Калымбетов Болат Батырханович учитель русского языка и литературы школы кента Айтеке би, Казалинского района, Кызылординской области
Приставки и предлоги, их правописание
Город Атырау средняя школа № 23 Бозжигитова Ляззат Конакбаевна Русская речь. 5 класс
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.