Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины
Задачи урока.
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.
Ход урока
1. Орг. момент
Подготовка класса к уроку, запись даты.
2. Слово учителя:
- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.
Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.
3. Блиц - опрос д\з (слайд 2)
Порядок разбора СПП
1. Прочитайте предложение, правильно соблюдая интонацию.
2. Укажите его тип.
3. Найдите главное предложение.
4. Поставьте вопрос от главного к придаточному и определите вид придаточного.
5. Укажите средства связи придаточного предложения с главным.
6. Определите место придаточного по отношению к главному.
7. Укажите, как придаточное предложение отделяется от главного
(Слайд3)
Чтобы сократить путь, он переплыл реку.
• Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
• Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части.
Продолжим изучение сложноподчиненных предложений.
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (Слайд 5)
• Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
• Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?
[…], (потому что…).
• Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
• Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.
(слайд6)
Упр. 116 стр. 93
«РОДИНА - МАТЬ»
2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего? относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как.
Например:
1) [Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели) —
[ ], (потому что)
2) (Оттого что с моря дул сильный ветер ), [сидеть на берегу было холодно ].
Придаточные предложения причины с союзом потому что всегда стоят после главного. Например:
[Яблони расцвели], (потому что ударил мороз).
Придаточные предложения причины с союзом оттого что, так как могут стоять и перед главным.
Например: Оттого что было жарко, трава быстро высохла.
Так как сильный ветер, тучи быстро рассеялись.
(Слайд 8)
Сравните
в русском языке в казахском языке
Мы не могли переправиться на другой берег, потому что начался ледоход.
Так как начался сильный буран, мы не выехали из аула. Сең қозғалғандықтан, өзеннің арғы бетіне өте алмай қалдық.
Қатты боран болғандықтан, біз ауылдан шыға алмадық.
(Слайд 9)
5. Работа над упражнением.
Упр. 117, стр. 94 переведите на русский язык, используя сложноподчинённые предложения с придаточными причины и союзы потому что, так как, оттого что.
Упр. 118, стр. 95.
Образец: Цветы поникли. Была невыносимая жара.- Цветы поникли, потому что была невыносимая жара.
6. Закрепление
1. Упр. 119 стр. 95 - 96. Добавьте к предложениям придаточные причины:
Имя героя стало известно недавно, потому что ______________________.
Всем стало грустно, оттого что _______.
Мы приехали в город поздно вечером, так как_______.
Мы задержались в горном селении, потому что_____________.
Идти становились труднее, так как_____________.
Стало сразу тепло, потому что _____________.
Мы двигались медленно, потому что ___________.
2. Упр. 120 стр. 96 К данным придаточным предложениям, подберите главные. Запишите полученные предложения. (Слайд 10)
Оттого что зима была долгой,………………………………………….
Так было душно,……………………………………………….
………………, потому что стало прохладно.
…………., потому что было тепло.
Так как дорога была скользкой,………………………
Оттого что было жарко,…………………..
………………………, потому что ярко светило солнце.
Так как он целые дни проводит в лесу,………………………….
Так как дороги размыло,…………………………………
7. Итог урока. (Слайд 11)
В некоторых случаях союзы потому что, оттого что делятся на две части: первая часть помещается в главном предложении, вторая часть --- в придаточном. Тогда запятая ставится перед словом что,
Например: Реки весной становятся полноводными оттого, что тают снега.
8. Домашнее задание.
Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины
Задачи урока.
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.
Ход урока
1. Орг. момент
Подготовка класса к уроку, запись даты.
2. Слово учителя:
- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.
Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.
3. Блиц - опрос д\з (слайд 2)
Порядок разбора СПП
1. Прочитайте предложение, правильно соблюдая интонацию.
2. Укажите его тип.
3. Найдите главное предложение.
4. Поставьте вопрос от главного к придаточному и определите вид придаточного.
5. Укажите средства связи придаточного предложения с главным.
6. Определите место придаточного по отношению к главному.
7. Укажите, как придаточное предложение отделяется от главного
(Слайд3)
Чтобы сократить путь, он переплыл реку.
• Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
• Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части.
Продолжим изучение сложноподчиненных предложений.
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (Слайд 5)
• Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
• Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?
[…], (потому что…).
• Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
• Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.
(слайд6)
Упр. 116 стр. 93
«РОДИНА - МАТЬ»
2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего? относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как.
Например:
1) [Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели) —
[ ], (потому что)
2) (Оттого что с моря дул сильный ветер ), [сидеть на берегу было холодно ].
Придаточные предложения причины с союзом потому что всегда стоят после главного. Например:
[Яблони расцвели], (потому что ударил мороз).
Придаточные предложения причины с союзом оттого что, так как могут стоять и перед главным.
Например: Оттого что было жарко, трава быстро высохла.
Так как сильный ветер, тучи быстро рассеялись.
(Слайд 8)
Сравните
в русском языке в казахском языке
Мы не могли переправиться на другой берег, потому что начался ледоход.
Так как начался сильный буран, мы не выехали из аула. Сең қозғалғандықтан, өзеннің арғы бетіне өте алмай қалдық.
Қатты боран болғандықтан, біз ауылдан шыға алмадық.
(Слайд 9)
5. Работа над упражнением.
Упр. 117, стр. 94 переведите на русский язык, используя сложноподчинённые предложения с придаточными причины и союзы потому что, так как, оттого что.
Упр. 118, стр. 95.
Образец: Цветы поникли. Была невыносимая жара.- Цветы поникли, потому что была невыносимая жара.
6. Закрепление
1. Упр. 119 стр. 95 - 96. Добавьте к предложениям придаточные причины:
Имя героя стало известно недавно, потому что ______________________.
Всем стало грустно, оттого что _______.
Мы приехали в город поздно вечером, так как_______.
Мы задержались в горном селении, потому что_____________.
Идти становились труднее, так как_____________.
Стало сразу тепло, потому что _____________.
Мы двигались медленно, потому что ___________.
2. Упр. 120 стр. 96 К данным придаточным предложениям, подберите главные. Запишите полученные предложения. (Слайд 10)
Оттого что зима была долгой,………………………………………….
Так было душно,……………………………………………….
………………, потому что стало прохладно.
…………., потому что было тепло.
Так как дорога была скользкой,………………………
Оттого что было жарко,…………………..
………………………, потому что ярко светило солнце.
Так как он целые дни проводит в лесу,………………………….
Так как дороги размыло,…………………………………
7. Итог урока. (Слайд 11)
В некоторых случаях союзы потому что, оттого что делятся на две части: первая часть помещается в главном предложении, вторая часть --- в придаточном. Тогда запятая ставится перед словом что,
Например: Реки весной становятся полноводными оттого, что тают снега.
8. Домашнее задание.
Жаңалықтар
Инверсия
Дать понятие о «прямом и обратном порядке слов в предложении», законах инверсии; формирование умения использовать инверсию в речи; Задачи урока: совершенствовать умения и навыки учащихся. развить навык логического чтения; развить умения связно
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Елемесовой Салтанат Ахметовна, учитель русского языка и литературы сшг №32 г. Актобе
Сложноподчиненное предложения с несколькими придаточными
г. Актобе, Казахская средняя общеобразовательная школа №33. Учитель русского языка и литературы Жамалова Алтынай Аскербековна
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Сложноподчиненные предложение с придаточными времени
Мергалиева Светлана учительница русского языка и литературы ср. школа имени Абая, п. Бейнеу, Мангистауская обл.
Cложноподчиненные предложения с придаточными времени
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгакум средняя школа №251 имени Мухтар Ауэзова учительница русского языка Сыздыкова Мадина Кенжебековна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.