Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы
Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы
История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества общества в его закономерно - объективном, альтернативном, диалектически сложном развитии.
Задачи исторического образования на современном этапе заключается в исследовании исторических процессов и развитии навыков исторического мышления, которое предполагает целостную характеристику изучаемого объекта, накопления и систематизацию фактического материала, анализ причинно - следственных связей событий.
Задачи исторического образования:
1. Предоставить учащимся возможность размышлять, сопоставлять, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, закономерностей, законов исторической науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт;
2. Сформировать способность работать в сотрудничестве для решения разнообразных задач, проявляя свои коммуникативные навыки;
3. Умение находить необходимую информации [1]
Увеличение объема информации, компьютеризации обучения требует умения обеспечивать организовать самостоятельное изучение материала.
Самостоятельное изучение материала – это сильнейшее средство эффективности обучения.
Л. Н. Толстой писал: Если ученик в колледже не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать.
Преимущества самостоятельной работы:
А) новая тема усваивается лучше, снижается нагрузка домашней подготовки;
Б) деятельность, преобразующая способ изложения, органически связана с развитием мышления; краткая запись помогает лучше запомнить вспомнить содержание;
В) разнообразит учебный труд, делает его более привлекательным, заставляет учащихся думать, анализировать [4]
Видов самостоятельной работы множество. Остановимся на тех, которые активно используются на занятиях. Например, история. Опорные схемы и таблицы. При изучении темы учащиеся заполняют структурную и сравнительно обобщающую таблицы. Учащиеся должны:
А) определить периоды древнего и позднего каменного веков;
Б) определить хронологические рамки древнего и позднего каменного веков
Самостоятельный анализ таблиц позволяет учащимся сделать вывод об изменениях, происшедших в жизни людей. Работа над заполнением таблиц продолжается и на других уроках. Например, при изучении темы « Ранние государства на территории Казахстана» По завершению работы с таблицей учащиеся составляют вопросы и задают группе. За правильно сформулированный вопрос и за ответ получают оценки.
По «Всемирной истории» предлагаю учащимся заполнить сравнительную таблицу «Экономический кризис 1929 - 1933 гг. в странах Европы и США».
Затем учащиеся анализируют таблицу, определяют характер и основные тенденции развития ведущих стран мира и разрешают такие проблемы:
1. «Новый курс» Рузвельта: могли ли США пойти другим путём?
2. Чему учит исторический опыт Германии в 1920 – 1930 годах?
3. В чём сходство и различие в политике Рузвельта и Гитлера?
4. Сравните тоталитарный режим в Германии и Италии.
Прошу обосновать свой ответ, подтвердить фактами.
Система выделения главного в историческом материале путём заполнения схем и таблиц способствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитие основных событий, глубже понять социально – экономические и политические процессы.
Одним из наиболее распространённых видов самостоятельной работы является работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками. Предлагаю учащимся составить план рассказа, или подобрать в тексте факты.
Используя приём «Инсерт» - чтение параграфа с карандашом в руке. Учащиеся используют значки для маркировки текста: «V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе, или думал, что знал; «?» - не понял, есть вопросы. Затем заполняем сводную таблицу – Плюс – Минус – Интересно [4],[5].
При изучении восстаний ХVIII – XIX вв. учащиеся выделяют причины явления, основные события, повод к нему, сопоставляют их, сравнивают. Затем составляют по 2 - 3 вопроса по теме, обмениваются и отвечают на вопрос
Самостоятельная работа учащихся на уроке является составной частью многих современных технологий, например, модульной [3].
Цель модуля – расчленение темы на компоненты в соответствие с дидактическими задачами, определения для всех компонентов целесообразный форм обращения. В учебной практике чаще всего модульное деление темы осуществляется следующим образом:
- Вводная часть (знакомство с общей структурой модуля, определение целей и задач, краткое объяснение материала, запись тезисы в тетрадь).
Примерные вопросы теста:
1) Сущностью коллективизации было…?
2) Для 30 - х годов были не характерны…?
3) Коллективизация в стране проходила в условиях…?
4) К чему привела индустриализация страны?
5) Каковы итоги коллективизации? И. т. д.
2. Предлагаю учащимся выразить свое отношение к тем экономическим процессам, которые проходили в стране в 1930 - е годы (письменно).
Индивидуально - групповая работа имеет разные формы: « займи позицию»», «карусель», «дерево решений». Эти формы эффективны, положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и активизируют мышление, воображение, память, внимание [5].
Одним из основных видов самостоятельной работы является подготовка и защита рефератов и презентаций, кроссвордов. Темы учащимся даются заранее по которым они готовят рефераты и презентации:
- Казахстан в эпоху камня; - Великая Отечественная война; - Независимый Казахстан и др.
Кроссворды и тесты учащиеся составляют на обобщающих уроках.
Правильно организованная работа даёт определённые результаты:
1. Приобретение новых знаний и умений самостоятельно осуществляется на основе работы с учебником, выполнения работ сравнительного и аналитического характера;
2. Выработка умения применить знания на практике;
3. Развитие умения творческого характера [6].
Современные методики позволяют реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, конструктивного взаимодействия, создать доброжелательную обстановку. Уроки становятся интересными, происходит постоянный поиск новых путей решения, процесс открытия новых знаний.
Список использованной литературы
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Д. Теория и методика преподавания истории. – М.:, 2014.
2. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 2008.
3. Жанпеисова М. М. Модульная технология обучения. – Алматы, 2002.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5. Селевко Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление. – Ярославль, 1991.
6. Ратанова Т. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. – М.: Русь, 2004.
Махметова Шынар Умиржановна
преподаватель истории ЗКИТК
ЗКО г. Уральск
История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества общества в его закономерно - объективном, альтернативном, диалектически сложном развитии.
Задачи исторического образования на современном этапе заключается в исследовании исторических процессов и развитии навыков исторического мышления, которое предполагает целостную характеристику изучаемого объекта, накопления и систематизацию фактического материала, анализ причинно - следственных связей событий.
Задачи исторического образования:
1. Предоставить учащимся возможность размышлять, сопоставлять, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, закономерностей, законов исторической науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт;
2. Сформировать способность работать в сотрудничестве для решения разнообразных задач, проявляя свои коммуникативные навыки;
3. Умение находить необходимую информации [1]
Увеличение объема информации, компьютеризации обучения требует умения обеспечивать организовать самостоятельное изучение материала.
Самостоятельное изучение материала – это сильнейшее средство эффективности обучения.
Л. Н. Толстой писал: Если ученик в колледже не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать.
Преимущества самостоятельной работы:
А) новая тема усваивается лучше, снижается нагрузка домашней подготовки;
Б) деятельность, преобразующая способ изложения, органически связана с развитием мышления; краткая запись помогает лучше запомнить вспомнить содержание;
В) разнообразит учебный труд, делает его более привлекательным, заставляет учащихся думать, анализировать [4]
Видов самостоятельной работы множество. Остановимся на тех, которые активно используются на занятиях. Например, история. Опорные схемы и таблицы. При изучении темы учащиеся заполняют структурную и сравнительно обобщающую таблицы. Учащиеся должны:
А) определить периоды древнего и позднего каменного веков;
Б) определить хронологические рамки древнего и позднего каменного веков
Самостоятельный анализ таблиц позволяет учащимся сделать вывод об изменениях, происшедших в жизни людей. Работа над заполнением таблиц продолжается и на других уроках. Например, при изучении темы « Ранние государства на территории Казахстана» По завершению работы с таблицей учащиеся составляют вопросы и задают группе. За правильно сформулированный вопрос и за ответ получают оценки.
По «Всемирной истории» предлагаю учащимся заполнить сравнительную таблицу «Экономический кризис 1929 - 1933 гг. в странах Европы и США».
Затем учащиеся анализируют таблицу, определяют характер и основные тенденции развития ведущих стран мира и разрешают такие проблемы:
1. «Новый курс» Рузвельта: могли ли США пойти другим путём?
2. Чему учит исторический опыт Германии в 1920 – 1930 годах?
3. В чём сходство и различие в политике Рузвельта и Гитлера?
4. Сравните тоталитарный режим в Германии и Италии.
Прошу обосновать свой ответ, подтвердить фактами.
Система выделения главного в историческом материале путём заполнения схем и таблиц способствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитие основных событий, глубже понять социально – экономические и политические процессы.
Одним из наиболее распространённых видов самостоятельной работы является работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками. Предлагаю учащимся составить план рассказа, или подобрать в тексте факты.
Используя приём «Инсерт» - чтение параграфа с карандашом в руке. Учащиеся используют значки для маркировки текста: «V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе, или думал, что знал; «?» - не понял, есть вопросы. Затем заполняем сводную таблицу – Плюс – Минус – Интересно [4],[5].
При изучении восстаний ХVIII – XIX вв. учащиеся выделяют причины явления, основные события, повод к нему, сопоставляют их, сравнивают. Затем составляют по 2 - 3 вопроса по теме, обмениваются и отвечают на вопрос
Самостоятельная работа учащихся на уроке является составной частью многих современных технологий, например, модульной [3].
Цель модуля – расчленение темы на компоненты в соответствие с дидактическими задачами, определения для всех компонентов целесообразный форм обращения. В учебной практике чаще всего модульное деление темы осуществляется следующим образом:
- Вводная часть (знакомство с общей структурой модуля, определение целей и задач, краткое объяснение материала, запись тезисы в тетрадь).
Примерные вопросы теста:
1) Сущностью коллективизации было…?
2) Для 30 - х годов были не характерны…?
3) Коллективизация в стране проходила в условиях…?
4) К чему привела индустриализация страны?
5) Каковы итоги коллективизации? И. т. д.
2. Предлагаю учащимся выразить свое отношение к тем экономическим процессам, которые проходили в стране в 1930 - е годы (письменно).
Индивидуально - групповая работа имеет разные формы: « займи позицию»», «карусель», «дерево решений». Эти формы эффективны, положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и активизируют мышление, воображение, память, внимание [5].
Одним из основных видов самостоятельной работы является подготовка и защита рефератов и презентаций, кроссвордов. Темы учащимся даются заранее по которым они готовят рефераты и презентации:
- Казахстан в эпоху камня; - Великая Отечественная война; - Независимый Казахстан и др.
Кроссворды и тесты учащиеся составляют на обобщающих уроках.
Правильно организованная работа даёт определённые результаты:
1. Приобретение новых знаний и умений самостоятельно осуществляется на основе работы с учебником, выполнения работ сравнительного и аналитического характера;
2. Выработка умения применить знания на практике;
3. Развитие умения творческого характера [6].
Современные методики позволяют реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, конструктивного взаимодействия, создать доброжелательную обстановку. Уроки становятся интересными, происходит постоянный поиск новых путей решения, процесс открытия новых знаний.
Список использованной литературы
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Д. Теория и методика преподавания истории. – М.:, 2014.
2. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 2008.
3. Жанпеисова М. М. Модульная технология обучения. – Алматы, 2002.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5. Селевко Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление. – Ярославль, 1991.
6. Ратанова Т. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. – М.: Русь, 2004.
Махметова Шынар Умиржановна
преподаватель истории ЗКИТК
ЗКО г. Уральск
Жаңалықтар
Доклад на педагогическом чтении
Тема: «Развитие критического мышления на уроках математики»
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках химии
Булекенова Динара Базарбаевна учитель химии ГУ «Средняя школа №63» г. Астана
Использование новых технологий - путь к развитию творческого потенциала учителя и ученика
Мамытова Гульжан Исмагуловна учитель русского языка и литературы
Организация самостоятельной работы на уроках математики
Средняя школа им. Т. Г. Шевченко Саршина Алия Макатаевна
Инновационные методы преподавания на уроках русского языка как фактор формирования грамотной языковой личности
ВКО г. Аягоз СОШ № 3 Учительница русского языка и литературы Кенесбаева Замзагуль Слямгазыевна
Эффективность использования мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Джолымбетова Айман Сериковна Учитель русского языка и литературы средней школы № 47 г. Тараз
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.