Сильный Казахстан построим вместе
Атырауская область, Курмангазинский район.
Село Ганюшкино, средняя школа имени Мухтара Ауэзова
Методическая программа спецкурса учителя
Маткалыковой Дины Пархатжановной
ПРОГРАММА. СПЕЦКУРСА
«Сильный Казахстана построим вместе!»
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание...............................................................................................2
Сопроводительное письмо...........................................................................3
Подтверждение программы спецкурса.........................................................4
Отзыв на работу..........................................................................................5
Аннотация...................................................................................................6
Введение....................................................................................................7
Глава І Общепедагогические принципы организации спец курса.
«Сильный Казахстан построим вместе!»........................................................8
Глава ІІ Методические подходы к организации спец курса..........................9
Заключение...............................................................................................14
Пояснительная записка...............................................................................15
Паспорт программы......................................................................................16
План занятий спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!»..................20
Краткое содержание курса.........................................................................23
Требование к знаниям и умениям учащихся.................................................25
Ожидаемые результаты...............................................................................25
Формы и методы диагностики и контроля усвоения материала......................26
Рекомендуемый список литературы для учителя и учащихся........................43
Список использованной литературы.............................................................44
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Разработки занятий спецкурса.
ПРИЛОЖЕНИЕ№2 Творческие работы учащихся.
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
По теме «Сильный Казахстан построим вместе!»
Направляется на областной конкурс Методический вернисаж. Работа отвечает современным требованиям формирования концептуальной личности ребенка. Способствует углублению знаний, формирует высокий уровень воспитанности. В то же время создаются условия индивидуализации воспитательного процесса, роста творческой самостоятельности.
Директор школы: Сатылганова Г.М.
Программу составила учитель истории, классный руководитель 6 класса: Маткалыкова Д.П.
Программа была рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения классных руководителей
Протокол №1 от 29 августа 2010 учебного года
Заместитель директора по воспитательной работе: Хасанова А.Ы.
Руководитель метод объединения: Нугманова Г.
Программа рассмотрена и утверждена на педагогическом совете школы
Протокол №1 от 31 августа 2010 учебного года
Директор школы: Сатылганова Г.М.
ОТЗЫВ
Данная разработка соответствует большим задачам поставленными перед современной школы, дает возможность учащимся широко применить знания по истории развития современного Казахстана, более подробно остановиться на деятельности первого президента Н.А. Назарбаева так как его биография и деятельность в полной мере не изучается в школьной программе истории Казахстана. Выше названный курс не только углубит знания учащихся, но и позволит применить их на практике, а так же способствует формированию патриотического самосознания нового поколения казахстанцев, обучает навыкам ведения диспута, полемики, отвечать на вопросы аудитории.
Данный курс содержит систему научных знаний, тщательно отобранных соответственно целям учебно-воспитательного процесса.
Автор охватывает межкурсовые и меж предметные связи (История Казахстана, География, Основы обществознания, Искусство.) но в то же время делается.
В программе курсе органически сочетается проблемно-тематический принцип, а так же прослеживается мировоззренческая направленность этих обобщающих тем, она особенно велика.
Программа курса включает в качестве необходимой составной части воспитание развитие у учащихся исторического мышления, умений самостоятельной работы: овладение важнейшими логическими операциями.
В настоящее время в связи с коренными преобразованиями во всех областях социально-экономической жизни общества, происходят значительные изменения. В системе образования, ее содержании и технологиях, автор данного курса вносит свою лепту в данном направлении, делая попытки внедрения новых технологии. В воспитательный процесс и в частности повышения качества знаний по истории, используя нестандартные формы обучения.
Данному курсу даю положительную оценку.
Заместитель директора
по воспитательной работе: Хасанова А. Ы.
Аннотация
Факультативные занятия общепринято использовать в учебном процессе в деле повышения качества знания. Но фактически не используются в деле воспитания подрастающего поколения. Настал момент, когда необходимо выделять из сетки часов факультативы, кружки и элективные курс для воспитательных программ. Так как фактически стандартные классные часы в полной мере не могут справиться с делом формирования воспитанной, высоконравственой и патриотически настроенной личности. Введение факультативных занятий выступят качественно новой формой воспитательного процесса, при которой сохраняются все преимущества единой образовательной системы и в то же время создаются условия для дифференциации обучения и воспитания в соответствии со склонностями и способностями учащихся.
В связи с переходом на 12-ти летнее образование существенное внимание уделяется формулировке и методам решения учебно-воспитательных задач школьного образования. Повышаются требования к научному уровню и объему знаний учащихся. Перед педагогами встала острая задача найти правильное решение в формировании духовно-нравственного облика подрастающего поколения казахстанцев. Способствующих успешной социализации молодого поколения освоению ими необходимых социальных норм, гуманистических, духовных и нравственных ценностей, содействующих приобретению ими социальных и гражданских компетентностей, необходимых для успешного жизненного самоутверждения и самореализации в условиях рыночных отношений и становления гражданского общества. В решении этой сложной проблемы одно из важных мест принадлежит факультативам воспитательного характера.
Автором предлагается один из примерных вариантов спецкурса посещённый 20-летней годовщине независимости Казахстана «Сильный Казахстан построим вместе!»
Гипотезой данной разработки является мысль о том, что данный факультатив обогащает личностным смыслом и социально - познавательным мотивам деятельность ученика, ориентированного на личное будущее и в целом будущее страны.
Актуальность:
Предполагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв воспитательного процесса от образовательного процесса. Школьники могут усвоить инструментарий, с помощью которого он может познать дополнительный материал, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.
Сущность:
Системный подход в организации воспитательной деятельности учащихся.
Новизна: факультативы, направленные на воспитательный процесс как одна из форм дополнительного образования является относительно малоизученным и неиспользуемый в деятельности средней школы
ВВЕДЕНИЕ
Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации. Особенно важно в современном мире, где стачиваются идеалы и нормы духовности, нравственности, патриотизма. Когда главными приоритетами для подрастающего поколения являются личное материальное удовлетворение, а потом лишь служение интересам общества, государства.
Этот курс ориентирован на успешного освоению духовно- нравственных идеалов, социально-культурных ценностей, достижение гражданского согласия, этнической и конфессиональной толерантности, укреплению института семьи, общества, государства. Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального дополнительного образования. Существенную роль в этом могут сыграть специальные курсы. Предлагаю введение в образовательную среду факультативных курсов на общественных началах пропагандирующие материальную, духовную культуру, историю Казахстана. Проведение этих курсов возлагается на классных руководителе для своих подопечных.
Факультатив в воспитательном аспекте на тему «Сильный Казахстан построим вместе!» является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории Родины, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение такого спецкурса трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, посещение библиотек, музеев, встреча с видными деятелями (депутаты, сенаторы, историки, краеведы, политологи).
Факультатив «Сильный Казахстан построим вместе!» помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, отдельно человека с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций казахского народа. Важной функцией факультативных курсов является представления дополнительных возможностей реализации принципа воспитывающего обучения. В современном Казахстане происходят глобальные положительные изменения в различных сферах и направлениях жизни общества и государства. Во всю мощь развивается промышленный потенциал, экономика, культурная и духовная жизнь страны. Находят широкий отклик в сознании детей идеи патриотизма, гордости за свою страну, её прошлое и настоящее. Данные тенденции являются сугубо положительными и должны активно поддерживаться и развиваться мы не должны останавливаться на достигнутом а идти вперед затронуть каждую душу ребенка это видь непросто наши дети которые станут врачами, педагогами, ученными, строителями это оплот и залог существования нации «казах» помнящее и почитающее свои корни, заслуги великих предков и современных деятелей.
Глава 1
Общепедагогические принципы организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!»
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности учащихся… . Опыт организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!» представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль дополнительного образования в воспитательном процессе (и вообще эвристической) деятельности, в развитии познавательной мотивации школьников в любых типах и видах образовательных учреждений.
На сегодняшний день опыт организации спецкурсов по воспитательной работе в полной мере не накоплен. Спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!» был создан с целью организации условий для формирования личности гражданина и патриота Казахстана, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Целесообразность работы спецкурса в воспитательном аспекте в средней школе вызывает сомнения у некоторых учителей школы. В качестве основных аргументов против выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки. Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Я являюсь классным руководителем 6 «А» класса. Из базисного плана мне и моему классу выделили 1 час кружка. И в преддверии 20 летя независимости Казахстана, решила использовать его ресурсы в пропаганде патриотического и духовно- нравственного воспитания у учащихся. Данная программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания в классе и в школе. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
К тому же актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи заключается в том что становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Как никогда в истории казахов государство управляемое мудрым, дальновидным политом Н.А. Назарбаевым дает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа, и именно воспитательный процесс.
По этому я считаю, что необходимо внести некоторые корректировки в распределении факультативов, кружков, курсов независимо от возраста и класса детей в деле всестороннего воспитания подрастающего поколения. Возможно, некоторые педагоги скажут, что классным руководителя и так оплачивают руководство, есть классные часы, ну и пусть они занимаются детьми, это их прямая обязанность. Но работа классного руководителя порой непосильный труд и мизер, который идет в оплате, порой сказывается на качестве работы педагога. Введение такой формы дополнительного образования, во - первых внесет свежую струю в обще учебно-воспитательный процесс, во- вторых даст дополнительный стимул для классных руководителей. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в, значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Функционированию и взаимодействию в условиях демократический общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Глава 2
Методические подходы к организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!»
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высоких нравственных качеств, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, учащиеся и их родители.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота Казахстана с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные и воспитательные занятия и внеурочную жизнь обучающихся.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей.
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ребенка верности Родине, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому нашей страны.
Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!» решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися дополнительных и углубленных знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Этапы реализации Программы «Сильный Казахстан построим вместе!»
Этап. Цели. Задачи.
I этап: проектный Подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы курса.
II этап: практический Реализация программы курса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Сильный Казахстан построим вместе!»
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры.
4. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Анализ итогов реализации программы
1.Обобщить результаты работы учреждения.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Реализация данной программы курса помогла бы формированию аналитического и критического мышления;
воспитывать целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Организация работы курса строится по следующим принципам:
• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и воспитательной деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные на курсе, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов;
• создания условий для самореализации личности;
Курс являете добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания стать и оттачивать воспитанность
Работа учителя в деле организации курса проводится в нескольких направлениях.
Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе
Второе направление — групповая деятельность.
Третье направление— массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, , школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Технология организации курса
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.
Немалую роль на первом этапе играет сам факт агитации и популяризации спец курса, привлечение учеников. Ведущая роль здесь отводится классному руководителю. Который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только зажечь «искру в душе ребенка» Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего участия в курсе, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).
После постановки проблемы и мотивации учащихся наступает следующий этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих первых занятиях утверждают темы предлагаемых курсов. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура? Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества. В-третьих, имея информацию о тематике занятий, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой.
После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа класного коллектива.
Основная идея программы курса: Создание в рамках школьного курса воспитательной среды, в которой каждый учащийся получит возможность конструировать и создавать. Так как именно в этой среде происходит расширение «познавательных потребностей, развитие социального и индивидуального творчества, помощь в самопознании, самореализации, жизненном самоопределении, адаптации к ценностям общества, обретение индивидуального пути личностного роста и развития.
Социально – педагогические принципы:
возрастной принцип, реализуемый «по горизонтали». Объединение учащихся всех принцип добровольности; принцип личной заинтересованности; принцип научности; принцип доступности; принцип посильности.
Главным, согласно идее модернизации образования, является личностно-ориентированный подход. Личностные качества учащегося, которые должны учитываться педагогами при организации дополнительного образования, следующие: - мотивация к занятиям; - целеполагание в этом виде деятельности; - потребности; - неповторимый внутренний мир; - индивидуальный опыт; - психологический склад.
Процесс будет развиваться успешно в условиях деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами. Таким образом, мы приходим к необходимости введения понятия индивидуальной образовательной траектории со всеми вытекающими последствиями: индивидуальным ученическим целеполаганием, планированием и темпом образовательной деятельности, личностным компонентом содержания образования, выбором оптимальных форм и методов обучения, системы контроля и оценки.
Программы должны быть скорректированы, Каждое занятие необходимо пропитать "патриотическим" содержанием. В содержание программ включаются сведения об историческом величии Казахстана, о традициях, культуры, о вкладе великих людей Казахстана в развитие мировой науки и цивилизации, о лучших чертах характера казахского человека, об особенностях природоведческого, исторического, культурного характера страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.
В заключение хочу, остановится на эффективности спецкурса в воспитательном аспекте:
- рост практических умений
- повышение общего развития,
-успеваемости по другим предметам,
-активности в различных видах внеклассной работы и общественно полезной деятельности, формирование исследовательского мировоззрения, подготовка к сознательному выбору жизненного пути к выбору профессии.
Учащиеся элективных курсов имеют более глубокие и прочные знания по истории и обществознанию.
Необходимо отметить влияние, которое оказывают элективные занятия на всю систему образования. Элективные курсы можно рассматривать как экспериментальную лабораторию, в которой получают решение важнейшие методические проблемы. Используя вариативность материала, спецкурсы позволяют полнее учитывать местные условия, осуществлять тесную связь с жизнью, с актуальными событиями современности.
Так же велика роль элективного курса в повышении профессионального уровня учителя, так как преподаватель совершенствует свое педагогическое мастерство
Хотелось бы, что бы курс, факультатив, кружки ориентированные на воспитание подрастающего поколения стали развивающейся перспективной областью знаний. Это определиться, прежде всего, их многогранностью, творческим, исследовательским характером, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.
Казахстанское образование переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Первоочередная задача всех педагогов внести свою лепту свою частичку в деле процветания нашей нации, страны и образовательного пространства. И тем более из покон веков педагоги это цвет интеллигенции, особая касста людей. Мы непросто должны дать нашим детям определенный багаж знания ,но и в первую очередь мы должны направить наших детей на правильный выбор своей судьбы и даже порой родителей потерявшие ценности жизни.
Казахстан уникальное государство во главе которого неординарная личность в мировой политике. На протяжении 20 лет мы живем в мирном, светском, демократическом государстве, с мнением и позицией Казахстан считают мировые державы. С момента рождения казахстанцы получают право на выбор а видь на протяжении 200 лет мы были лишены, старшие братья и сестры в 1986 пролили свою кровь и отдали жизни что бы жили в такой прекрасной стране. И в дань благодарности нашему Президенту и людям защищавшие интересы казахского народа посвящаю свои спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!»
Пояснительная записка
Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь
М.А.Балабан
спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!» предназначен для общеобразовательных учреждений. Основная идея курса в том, что в практике школ нет дополнительных курсов , элективных или прикладных курсов по воспитательной работе.
Работа направлена на повышение интереса к истории становления независимого Казахстана, способствует лучшему усвоению учебного материала, создает условия для самостоятельной в творческой деятельности обучающихся.
Гармоничное сочетание материала позволяет учащимся получить целостную картину окружающего мира, выступить в роли исследователей, развить творческий потенциал, что обеспечивает доступность и увлекательность данного курса. Важнейшей задачей патриотического воспитания молодёжи является воспитание любви к своей Родине. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.
Пособие адресовано классным руководителям материалы могут быть использованы во внеклассной работе.
При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний, а сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются, заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Программа элективного курса рассчитана на 34 часов, состоит из 4 разделов.
I. «Вехи истории».
II. «Культурное наследие».
III. «Экологическое воспитание».
IV. «Земля моих отцов»
Преподавание курса проводит преподаватель-организатор курса совместно с историками и военруком школы .
Программа спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!» для учащихся любого класса разработана в соответствии с нормативно-законодательными актами, регламентирующими образовательную политику в Республике Казахстан.
- Законом РК «О языках в РК», утв. 11 июля 1997 года,
- Законом РК «Об образовании», утв. 7.06. 1999 г.
- Стратегическим планом развития РК до 2010 года, утв. Указом Президента РК от 4 декабря 2001 года, № 735
- Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы от 11.10.2004 № 1459
- Стратегией гендерного равенства в РК на 2006-2016гг., утв. 29.11.2005г., № 1677
- Государственной программой патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008гг., утв. 10.10.2006г., № 200
- Концепцией 12-летнего среднего общего образования в РК – Астана, 2006, 42с.
- Ежегодными Посланиями Президента РК к народу Казахстана
Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам. Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
Современному обществу требуются образованные и воспитанные люди, не столько вооруженные знаниями, но умеющие их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности. Цель данного курса состоит в формировании навыков самореализации обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• формировать у обучающихся приемы и способы поиско - исследовательской деятельности,
• способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
• помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в жизни,
• способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
• учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Формирование содержания курса в соответствии с вышесказанным удовлетворяет следующим требованиям:
• соответствие потребностям учащихся;
• соответствие критериям отбора содержания образовательно-воспитательного процесса (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).
Содержание программы элективного курса имеет следующие характеристики:
• гибкость:
• интеграция:
• дифференциация:
• унификация:
• гуманизация:
Таким образом, содержание спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!» определяемое примерной программой среднего (полного) общего образования по, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
1. Паспорт программы
В процессе получения знаний наше молодое поколение должно научиться быть независимым и способным
Село Ганюшкино, средняя школа имени Мухтара Ауэзова
Методическая программа спецкурса учителя
Маткалыковой Дины Пархатжановной
ПРОГРАММА. СПЕЦКУРСА
«Сильный Казахстана построим вместе!»
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание...............................................................................................2
Сопроводительное письмо...........................................................................3
Подтверждение программы спецкурса.........................................................4
Отзыв на работу..........................................................................................5
Аннотация...................................................................................................6
Введение....................................................................................................7
Глава І Общепедагогические принципы организации спец курса.
«Сильный Казахстан построим вместе!»........................................................8
Глава ІІ Методические подходы к организации спец курса..........................9
Заключение...............................................................................................14
Пояснительная записка...............................................................................15
Паспорт программы......................................................................................16
План занятий спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!»..................20
Краткое содержание курса.........................................................................23
Требование к знаниям и умениям учащихся.................................................25
Ожидаемые результаты...............................................................................25
Формы и методы диагностики и контроля усвоения материала......................26
Рекомендуемый список литературы для учителя и учащихся........................43
Список использованной литературы.............................................................44
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Разработки занятий спецкурса.
ПРИЛОЖЕНИЕ№2 Творческие работы учащихся.
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
По теме «Сильный Казахстан построим вместе!»
Направляется на областной конкурс Методический вернисаж. Работа отвечает современным требованиям формирования концептуальной личности ребенка. Способствует углублению знаний, формирует высокий уровень воспитанности. В то же время создаются условия индивидуализации воспитательного процесса, роста творческой самостоятельности.
Директор школы: Сатылганова Г.М.
Программу составила учитель истории, классный руководитель 6 класса: Маткалыкова Д.П.
Программа была рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения классных руководителей
Протокол №1 от 29 августа 2010 учебного года
Заместитель директора по воспитательной работе: Хасанова А.Ы.
Руководитель метод объединения: Нугманова Г.
Программа рассмотрена и утверждена на педагогическом совете школы
Протокол №1 от 31 августа 2010 учебного года
Директор школы: Сатылганова Г.М.
ОТЗЫВ
Данная разработка соответствует большим задачам поставленными перед современной школы, дает возможность учащимся широко применить знания по истории развития современного Казахстана, более подробно остановиться на деятельности первого президента Н.А. Назарбаева так как его биография и деятельность в полной мере не изучается в школьной программе истории Казахстана. Выше названный курс не только углубит знания учащихся, но и позволит применить их на практике, а так же способствует формированию патриотического самосознания нового поколения казахстанцев, обучает навыкам ведения диспута, полемики, отвечать на вопросы аудитории.
Данный курс содержит систему научных знаний, тщательно отобранных соответственно целям учебно-воспитательного процесса.
Автор охватывает межкурсовые и меж предметные связи (История Казахстана, География, Основы обществознания, Искусство.) но в то же время делается.
В программе курсе органически сочетается проблемно-тематический принцип, а так же прослеживается мировоззренческая направленность этих обобщающих тем, она особенно велика.
Программа курса включает в качестве необходимой составной части воспитание развитие у учащихся исторического мышления, умений самостоятельной работы: овладение важнейшими логическими операциями.
В настоящее время в связи с коренными преобразованиями во всех областях социально-экономической жизни общества, происходят значительные изменения. В системе образования, ее содержании и технологиях, автор данного курса вносит свою лепту в данном направлении, делая попытки внедрения новых технологии. В воспитательный процесс и в частности повышения качества знаний по истории, используя нестандартные формы обучения.
Данному курсу даю положительную оценку.
Заместитель директора
по воспитательной работе: Хасанова А. Ы.
Аннотация
Факультативные занятия общепринято использовать в учебном процессе в деле повышения качества знания. Но фактически не используются в деле воспитания подрастающего поколения. Настал момент, когда необходимо выделять из сетки часов факультативы, кружки и элективные курс для воспитательных программ. Так как фактически стандартные классные часы в полной мере не могут справиться с делом формирования воспитанной, высоконравственой и патриотически настроенной личности. Введение факультативных занятий выступят качественно новой формой воспитательного процесса, при которой сохраняются все преимущества единой образовательной системы и в то же время создаются условия для дифференциации обучения и воспитания в соответствии со склонностями и способностями учащихся.
В связи с переходом на 12-ти летнее образование существенное внимание уделяется формулировке и методам решения учебно-воспитательных задач школьного образования. Повышаются требования к научному уровню и объему знаний учащихся. Перед педагогами встала острая задача найти правильное решение в формировании духовно-нравственного облика подрастающего поколения казахстанцев. Способствующих успешной социализации молодого поколения освоению ими необходимых социальных норм, гуманистических, духовных и нравственных ценностей, содействующих приобретению ими социальных и гражданских компетентностей, необходимых для успешного жизненного самоутверждения и самореализации в условиях рыночных отношений и становления гражданского общества. В решении этой сложной проблемы одно из важных мест принадлежит факультативам воспитательного характера.
Автором предлагается один из примерных вариантов спецкурса посещённый 20-летней годовщине независимости Казахстана «Сильный Казахстан построим вместе!»
Гипотезой данной разработки является мысль о том, что данный факультатив обогащает личностным смыслом и социально - познавательным мотивам деятельность ученика, ориентированного на личное будущее и в целом будущее страны.
Актуальность:
Предполагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв воспитательного процесса от образовательного процесса. Школьники могут усвоить инструментарий, с помощью которого он может познать дополнительный материал, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.
Сущность:
Системный подход в организации воспитательной деятельности учащихся.
Новизна: факультативы, направленные на воспитательный процесс как одна из форм дополнительного образования является относительно малоизученным и неиспользуемый в деятельности средней школы
ВВЕДЕНИЕ
Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации. Особенно важно в современном мире, где стачиваются идеалы и нормы духовности, нравственности, патриотизма. Когда главными приоритетами для подрастающего поколения являются личное материальное удовлетворение, а потом лишь служение интересам общества, государства.
Этот курс ориентирован на успешного освоению духовно- нравственных идеалов, социально-культурных ценностей, достижение гражданского согласия, этнической и конфессиональной толерантности, укреплению института семьи, общества, государства. Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального дополнительного образования. Существенную роль в этом могут сыграть специальные курсы. Предлагаю введение в образовательную среду факультативных курсов на общественных началах пропагандирующие материальную, духовную культуру, историю Казахстана. Проведение этих курсов возлагается на классных руководителе для своих подопечных.
Факультатив в воспитательном аспекте на тему «Сильный Казахстан построим вместе!» является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории Родины, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение такого спецкурса трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, посещение библиотек, музеев, встреча с видными деятелями (депутаты, сенаторы, историки, краеведы, политологи).
Факультатив «Сильный Казахстан построим вместе!» помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, отдельно человека с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций казахского народа. Важной функцией факультативных курсов является представления дополнительных возможностей реализации принципа воспитывающего обучения. В современном Казахстане происходят глобальные положительные изменения в различных сферах и направлениях жизни общества и государства. Во всю мощь развивается промышленный потенциал, экономика, культурная и духовная жизнь страны. Находят широкий отклик в сознании детей идеи патриотизма, гордости за свою страну, её прошлое и настоящее. Данные тенденции являются сугубо положительными и должны активно поддерживаться и развиваться мы не должны останавливаться на достигнутом а идти вперед затронуть каждую душу ребенка это видь непросто наши дети которые станут врачами, педагогами, ученными, строителями это оплот и залог существования нации «казах» помнящее и почитающее свои корни, заслуги великих предков и современных деятелей.
Глава 1
Общепедагогические принципы организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!»
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности учащихся… . Опыт организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!» представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль дополнительного образования в воспитательном процессе (и вообще эвристической) деятельности, в развитии познавательной мотивации школьников в любых типах и видах образовательных учреждений.
На сегодняшний день опыт организации спецкурсов по воспитательной работе в полной мере не накоплен. Спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!» был создан с целью организации условий для формирования личности гражданина и патриота Казахстана, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Целесообразность работы спецкурса в воспитательном аспекте в средней школе вызывает сомнения у некоторых учителей школы. В качестве основных аргументов против выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки. Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Я являюсь классным руководителем 6 «А» класса. Из базисного плана мне и моему классу выделили 1 час кружка. И в преддверии 20 летя независимости Казахстана, решила использовать его ресурсы в пропаганде патриотического и духовно- нравственного воспитания у учащихся. Данная программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания в классе и в школе. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
К тому же актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи заключается в том что становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Как никогда в истории казахов государство управляемое мудрым, дальновидным политом Н.А. Назарбаевым дает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа, и именно воспитательный процесс.
По этому я считаю, что необходимо внести некоторые корректировки в распределении факультативов, кружков, курсов независимо от возраста и класса детей в деле всестороннего воспитания подрастающего поколения. Возможно, некоторые педагоги скажут, что классным руководителя и так оплачивают руководство, есть классные часы, ну и пусть они занимаются детьми, это их прямая обязанность. Но работа классного руководителя порой непосильный труд и мизер, который идет в оплате, порой сказывается на качестве работы педагога. Введение такой формы дополнительного образования, во - первых внесет свежую струю в обще учебно-воспитательный процесс, во- вторых даст дополнительный стимул для классных руководителей. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в, значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Функционированию и взаимодействию в условиях демократический общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Глава 2
Методические подходы к организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!»
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высоких нравственных качеств, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, учащиеся и их родители.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота Казахстана с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные и воспитательные занятия и внеурочную жизнь обучающихся.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей.
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ребенка верности Родине, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому нашей страны.
Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!» решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися дополнительных и углубленных знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Этапы реализации Программы «Сильный Казахстан построим вместе!»
Этап. Цели. Задачи.
I этап: проектный Подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы курса.
II этап: практический Реализация программы курса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Сильный Казахстан построим вместе!»
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры.
4. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Анализ итогов реализации программы
1.Обобщить результаты работы учреждения.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Реализация данной программы курса помогла бы формированию аналитического и критического мышления;
воспитывать целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Организация работы курса строится по следующим принципам:
• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и воспитательной деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные на курсе, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов;
• создания условий для самореализации личности;
Курс являете добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания стать и оттачивать воспитанность
Работа учителя в деле организации курса проводится в нескольких направлениях.
Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе
Второе направление — групповая деятельность.
Третье направление— массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, , школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Технология организации курса
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.
Немалую роль на первом этапе играет сам факт агитации и популяризации спец курса, привлечение учеников. Ведущая роль здесь отводится классному руководителю. Который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только зажечь «искру в душе ребенка» Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего участия в курсе, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).
После постановки проблемы и мотивации учащихся наступает следующий этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих первых занятиях утверждают темы предлагаемых курсов. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура? Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества. В-третьих, имея информацию о тематике занятий, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой.
После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа класного коллектива.
Основная идея программы курса: Создание в рамках школьного курса воспитательной среды, в которой каждый учащийся получит возможность конструировать и создавать. Так как именно в этой среде происходит расширение «познавательных потребностей, развитие социального и индивидуального творчества, помощь в самопознании, самореализации, жизненном самоопределении, адаптации к ценностям общества, обретение индивидуального пути личностного роста и развития.
Социально – педагогические принципы:
возрастной принцип, реализуемый «по горизонтали». Объединение учащихся всех принцип добровольности; принцип личной заинтересованности; принцип научности; принцип доступности; принцип посильности.
Главным, согласно идее модернизации образования, является личностно-ориентированный подход. Личностные качества учащегося, которые должны учитываться педагогами при организации дополнительного образования, следующие: - мотивация к занятиям; - целеполагание в этом виде деятельности; - потребности; - неповторимый внутренний мир; - индивидуальный опыт; - психологический склад.
Процесс будет развиваться успешно в условиях деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами. Таким образом, мы приходим к необходимости введения понятия индивидуальной образовательной траектории со всеми вытекающими последствиями: индивидуальным ученическим целеполаганием, планированием и темпом образовательной деятельности, личностным компонентом содержания образования, выбором оптимальных форм и методов обучения, системы контроля и оценки.
Программы должны быть скорректированы, Каждое занятие необходимо пропитать "патриотическим" содержанием. В содержание программ включаются сведения об историческом величии Казахстана, о традициях, культуры, о вкладе великих людей Казахстана в развитие мировой науки и цивилизации, о лучших чертах характера казахского человека, об особенностях природоведческого, исторического, культурного характера страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.
В заключение хочу, остановится на эффективности спецкурса в воспитательном аспекте:
- рост практических умений
- повышение общего развития,
-успеваемости по другим предметам,
-активности в различных видах внеклассной работы и общественно полезной деятельности, формирование исследовательского мировоззрения, подготовка к сознательному выбору жизненного пути к выбору профессии.
Учащиеся элективных курсов имеют более глубокие и прочные знания по истории и обществознанию.
Необходимо отметить влияние, которое оказывают элективные занятия на всю систему образования. Элективные курсы можно рассматривать как экспериментальную лабораторию, в которой получают решение важнейшие методические проблемы. Используя вариативность материала, спецкурсы позволяют полнее учитывать местные условия, осуществлять тесную связь с жизнью, с актуальными событиями современности.
Так же велика роль элективного курса в повышении профессионального уровня учителя, так как преподаватель совершенствует свое педагогическое мастерство
Хотелось бы, что бы курс, факультатив, кружки ориентированные на воспитание подрастающего поколения стали развивающейся перспективной областью знаний. Это определиться, прежде всего, их многогранностью, творческим, исследовательским характером, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.
Казахстанское образование переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Первоочередная задача всех педагогов внести свою лепту свою частичку в деле процветания нашей нации, страны и образовательного пространства. И тем более из покон веков педагоги это цвет интеллигенции, особая касста людей. Мы непросто должны дать нашим детям определенный багаж знания ,но и в первую очередь мы должны направить наших детей на правильный выбор своей судьбы и даже порой родителей потерявшие ценности жизни.
Казахстан уникальное государство во главе которого неординарная личность в мировой политике. На протяжении 20 лет мы живем в мирном, светском, демократическом государстве, с мнением и позицией Казахстан считают мировые державы. С момента рождения казахстанцы получают право на выбор а видь на протяжении 200 лет мы были лишены, старшие братья и сестры в 1986 пролили свою кровь и отдали жизни что бы жили в такой прекрасной стране. И в дань благодарности нашему Президенту и людям защищавшие интересы казахского народа посвящаю свои спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!»
Пояснительная записка
Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь
М.А.Балабан
спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!» предназначен для общеобразовательных учреждений. Основная идея курса в том, что в практике школ нет дополнительных курсов , элективных или прикладных курсов по воспитательной работе.
Работа направлена на повышение интереса к истории становления независимого Казахстана, способствует лучшему усвоению учебного материала, создает условия для самостоятельной в творческой деятельности обучающихся.
Гармоничное сочетание материала позволяет учащимся получить целостную картину окружающего мира, выступить в роли исследователей, развить творческий потенциал, что обеспечивает доступность и увлекательность данного курса. Важнейшей задачей патриотического воспитания молодёжи является воспитание любви к своей Родине. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.
Пособие адресовано классным руководителям материалы могут быть использованы во внеклассной работе.
При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний, а сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются, заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Программа элективного курса рассчитана на 34 часов, состоит из 4 разделов.
I. «Вехи истории».
II. «Культурное наследие».
III. «Экологическое воспитание».
IV. «Земля моих отцов»
Преподавание курса проводит преподаватель-организатор курса совместно с историками и военруком школы .
Программа спецкурса «Сильный Казахстан построим вместе!» для учащихся любого класса разработана в соответствии с нормативно-законодательными актами, регламентирующими образовательную политику в Республике Казахстан.
- Законом РК «О языках в РК», утв. 11 июля 1997 года,
- Законом РК «Об образовании», утв. 7.06. 1999 г.
- Стратегическим планом развития РК до 2010 года, утв. Указом Президента РК от 4 декабря 2001 года, № 735
- Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы от 11.10.2004 № 1459
- Стратегией гендерного равенства в РК на 2006-2016гг., утв. 29.11.2005г., № 1677
- Государственной программой патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008гг., утв. 10.10.2006г., № 200
- Концепцией 12-летнего среднего общего образования в РК – Астана, 2006, 42с.
- Ежегодными Посланиями Президента РК к народу Казахстана
Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам. Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
Современному обществу требуются образованные и воспитанные люди, не столько вооруженные знаниями, но умеющие их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности. Цель данного курса состоит в формировании навыков самореализации обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• формировать у обучающихся приемы и способы поиско - исследовательской деятельности,
• способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
• помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в жизни,
• способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
• учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Формирование содержания курса в соответствии с вышесказанным удовлетворяет следующим требованиям:
• соответствие потребностям учащихся;
• соответствие критериям отбора содержания образовательно-воспитательного процесса (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).
Содержание программы элективного курса имеет следующие характеристики:
• гибкость:
• интеграция:
• дифференциация:
• унификация:
• гуманизация:
Таким образом, содержание спецкурс «Сильный Казахстан построим вместе!» определяемое примерной программой среднего (полного) общего образования по, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
1. Паспорт программы
В процессе получения знаний наше молодое поколение должно научиться быть независимым и способным
Жаңалықтар
Инструктивно-методическое письмо 2019-2020 учебный год
Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в предшкольных и 1-11 классах организаций образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году.
Программа и методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации
1. Настоящие Программа и методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации и самооценки организаций, реализующих учебные программы дошкольного воспитания и образования (далее — Программа), разработаны в соответствии с
Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ – одна страна – одна судьба
Астана қаласы, «Кәсіптік - техникалық колледжі» КММ Молдагалиева Асия Мирамбаевна
С Рождением тебя, мой Казахстан
Ақтөбе облысы, Ақтөбе қаласы, №22 орта мектептің бастауыш пәні мұғалімі Оспанова Салтанат Турмысовна
Единство семьи и школы в процессе формирования духовно – нравственного воспитания
Мергалиева Светлана Жасталаповна учительница русского языка и литературы средняя школа имени Абая Мангистауская область, п. Бейнеу
Обобщение разделов языка
Южно - Казахстанская область, Арысский район, село Байыркум средняя школа имени М. Шаханова Учительница русского языка и литературы Куралбаева Айгуль Ауелбековна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.