Главные члены предложения. 5 класс
Тема: Главные члены предложения. 5 класс
Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения;
2) формирование умения ставить смысловые вопросы к главным членам предложения, выделять грамматическую основу предложения, что будет способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания
3) развивать умение графически оформлять текстовый материал. воспитанию коммуникативной, речевой культуры учащихся, интереса к изучению русского языка
Ход урока
1. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку все готово.
Я рада, что вы готовы к уроку. У вас хорошее настроение? Если да, то поднимите, а если вы еще не проснулись и у вас плохое настроение, то. Я думаю, что к концу урока оно улучшится.
2. Стадия вызова.
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
синтаксис
морфология
лексика
морфемика
фонетика
Синтаксис
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
П. Чесноков
– Сегодня мы поговорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
– А кто знает, как по – другому называются главные члены предложения?
На доске написано определение, взятое из словаря С. И. Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что - нибудь.
1. Работа по картинкам (устно)
- Кто является действующими лицами в изображенных ситуациях?
- В каких словах «сказывается» о действиях, состоянии действующих лиц?
2. Составьте предложения по картинкам, подчеркните грамматические основы.
Вывод: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (грамматическую основу) предложения.
Упр. 404, стр. 172.
Вставьте недостающий главный член предложения, графически обозначьте и укажите, какой частью речи выражены главные члены предложения.
Звуки весны.
Тысячи звуков …….. весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, тоненько пискнула ……, прогудел, стукнулся о берёзу и грузно ……. жук. На макушке берёзы громко кукует кукушка. На самой вершине дуба, важно надувая зоб, воркует дикий ……. На закате солнца страшно ухнет в лесу филин.
Слова для справок: мышь, голубь, упал, родятся.
Член предложения На какой вопрос отвечает Какой частью речи является Пример предложения
- Итак, что мы можем сказать о главных членах, опираясь на эту таблицу?
4. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
1. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
2. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
3. Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
4. В предложении Лес еще не успел одеться подлежащее подчёркнуто правильно.
5. В предложении Мы шли в лесу по нашей тропинке сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения.
Синквейн – своеобразное стихотворение - миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1 - я строка Кто? Что? (тема). 1 существительное
2 - я строка Какой? (определение темы). 2 прилагательных
3 - я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета). 3 глагола
4 - я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов
5 - я строка Кто? Что? (новое звучание темы). 1 существительное
Как вы работали сегодня на уроке? Поставьте отметку себе и мне. Если вы остались довольны уроком, положите в корзину, если нет -.
5. Домашнее задание
Спасибо за урок!
Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения;
2) формирование умения ставить смысловые вопросы к главным членам предложения, выделять грамматическую основу предложения, что будет способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания
3) развивать умение графически оформлять текстовый материал. воспитанию коммуникативной, речевой культуры учащихся, интереса к изучению русского языка
Ход урока
1. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку все готово.
Я рада, что вы готовы к уроку. У вас хорошее настроение? Если да, то поднимите, а если вы еще не проснулись и у вас плохое настроение, то. Я думаю, что к концу урока оно улучшится.
2. Стадия вызова.
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
синтаксис
морфология
лексика
морфемика
фонетика
Синтаксис
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
П. Чесноков
– Сегодня мы поговорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
– А кто знает, как по – другому называются главные члены предложения?
На доске написано определение, взятое из словаря С. И. Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что - нибудь.
1. Работа по картинкам (устно)
- Кто является действующими лицами в изображенных ситуациях?
- В каких словах «сказывается» о действиях, состоянии действующих лиц?
2. Составьте предложения по картинкам, подчеркните грамматические основы.
Вывод: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (грамматическую основу) предложения.
Упр. 404, стр. 172.
Вставьте недостающий главный член предложения, графически обозначьте и укажите, какой частью речи выражены главные члены предложения.
Звуки весны.
Тысячи звуков …….. весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, тоненько пискнула ……, прогудел, стукнулся о берёзу и грузно ……. жук. На макушке берёзы громко кукует кукушка. На самой вершине дуба, важно надувая зоб, воркует дикий ……. На закате солнца страшно ухнет в лесу филин.
Слова для справок: мышь, голубь, упал, родятся.
Член предложения На какой вопрос отвечает Какой частью речи является Пример предложения
- Итак, что мы можем сказать о главных членах, опираясь на эту таблицу?
4. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
1. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
2. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
3. Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
4. В предложении Лес еще не успел одеться подлежащее подчёркнуто правильно.
5. В предложении Мы шли в лесу по нашей тропинке сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения.
Синквейн – своеобразное стихотворение - миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1 - я строка Кто? Что? (тема). 1 существительное
2 - я строка Какой? (определение темы). 2 прилагательных
3 - я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета). 3 глагола
4 - я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов
5 - я строка Кто? Что? (новое звучание темы). 1 существительное
Как вы работали сегодня на уроке? Поставьте отметку себе и мне. Если вы остались довольны уроком, положите в корзину, если нет -.
5. Домашнее задание
Спасибо за урок!
Жаңалықтар
Способы выражения подлежащего
обучения, которым посвящен урок Углубление знаний о способах выражения подлежащего;
Инверсия
Дать понятие о «прямом и обратном порядке слов в предложении», законах инверсии; формирование умения использовать инверсию в речи; Задачи урока: совершенствовать умения и навыки учащихся. развить навык логического чтения; развить умения связно
Главные члены предложения. Подлежащее
Познакомить учащихся с новой темой; дать полное объяснение о главных членах предложения; научить учащихся правильно находить в предложениях главные члены.
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Алматы облысы, Кербұлақ ауданы Майтөбе ОМ МДШО – ның орыс тілі мен орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі Байшоинова Даурия Бекмухаметовна
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Определение
Предмет: русская речь Класс: 5 Тема: Определение Цели урока:1. Формировать знания учащихся об определении: умение правильно и грамотно объяснять, какое слово является определением и почему; графически выделять второстепенные члены предложения.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.