Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Урок-путешествие "Город глагола"

04 қазан 2012, Бейсенбі
Казанбай Галия Тлектесовна - учитель русского языка и литературы

Урок-путешествие "Город глагола"
Цели:
• систематизировать и обобщить знания детей о глаголе как части речи, глагольных категориях,
• совершенствовать навыки правописания суффиксов и окончаний глаголов.
Оборудование: на доске изображение замка; для каждого обучающегося лист заданий)

ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель. Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Встречайте гостей.
2. Введение

Входят гости: королева Морфология, Существительное, прилагательное, наречие. Ведут между собой диалог.
Морфология. Как в королевстве Морфология обстоят дела?
Существительное. Вокруг красота, великолепие, спокойствие, тишина…
Прилагательное. День чудесный, светлый, радостный, веселый…
Наречие. Жители королевства чувствуют себя превосходно, замечательно, удивительно…
Морфология. А что нам скажет глагол?
Все. А где глагол? Где глагол?
Ученик. Позвольте сказать, Ваше Величество. В королевстве недооценили важность глагола.
Морфология. Что я слышу?! Непозволительная дерзость со стороны учеников 6 класса. А что вы-то знаете о глаголе?
Ученик. Мы знаем многое и сейчас докажем вам это.
Морфология. Хорошо, вот перед вами план города Глагола. Ваша задача – пройти все испытания и попасть в замок, чтобы разбудить Глагол, который очень любит поспать.
Прилагательное. Итак, желаем успехов!
Существительное и Наречие. В добрый путь! (Садятся на свои места)

3. Преодоление препятствий
«Городские ворота»
– Перед вами первое препятствие – городские ворота, которые закрыты на замок. Чтобы открыть его, необходимо сказать пароль: что такое глагол, его морфологические признаки и синтаксическую роль. (Задание 1 в листе заданий: пароль сначала устно проговаривается, а затем заполняется таблица. Задание может быть дифференцированным: для слабых учеников в таблице есть ключевые слова.)

«Площадь спряжения»
– Добро пожаловать на Центральную площадь. Одним из постоянных морфологических признаков глагола является спряжение.
– Вспомните, что такое спряжение?
– Для того чтобы пересечь площадь, на которой собралось большое количество народа, вам необходимо развести жителей-глаголов по домам.
– Выполните следующее задание: из предложенного текста задания 2 выберите:
1 вариант – глаголы 1 спряжения,
2 вариант – глаголы 2 спряжения. Вставьте пропущенные буквы. (Дети работают в листе заданий, двое – у доски.)
– Какой глагол в каждой группе можно назвать лишним? Почему? (Ответ: блестит и ведет, спряжение этих глаголов определяется не по инфинитиву, а по окончанию.)
«Ров с водой»
– Вот мы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров весь разобран. Вам необходимо доложить недостающие бревна, то есть написать все возможные формы глаголов.

(Задание 3 в листе заданий. Дети работают в парах. Двое учеников «прячутся» за доской и выполняют.)
– В чем особенность образования форм данных глаголов? (Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.)
– В чем особенность определения спряжения данных глаголов? (Спряжение определяется по бесприставочным глаголам.)
– Разберите по составу глаголы в форме 2 лица мн.числа и повелительного наклонения мн.числа. в чем различие?
«Стражник»
– Итак, мы попали в замок. Перед вами предложение «Стражник мужественно стоит в воротах замка». Выполните морфологический разбор глагола в этом предложении. (Задание 4 в листе заданий. Комментирование с места.)

«Замок Глагола»
– Добро пожаловать в замок Глагола. Перед вами план замка:
1 этаж – «Гласные перед -л»
2 этаж – «Суффиксы ова(ева)-ива(ыва)»
3 этаж – «Не с глаголом».
1 этаж. «Эстафета»
Перед игрой проговаривается правила «Гласная перед суффиксом -л в форме прошедшего времени».
Се…л
Услыш…л
Приблиз…лся
Ве…л
Стро…л
Замет…л
Раста…л
Обид…л
Проверку осуществляют Королева Морфология и части речи.

2 этаж. «Вставь пропущенную морфему»
Работа в группах по 4 человека.
Совет-------ть
Рекоменд------ть
Команд------ть
Рассчит-------ть
Бесед--------ть
Участв------ть
Приказ-------ть
Задерж-------ть
Ноч--------ли
Устра-------ли
Танц-------ли
Испыт------ли
На месте пропуска нужно вставить пропущенную морфему. После выполнения сформулировать правило. Далее проводится устная проверка.
3 этаж. «Три товарища»
– Здесь живут три товарища.

Входят три ученика.
1-й: Мне нездоровится, я недоумеваю, ненавижу суету и торопливость. Я с НЕ неразлучен.
2-й: А я делаю все не до конца: например, внимания недостает.
3-й: А я держу частицу НЕ в ежовых рукавицах и близко к себе не подпускаю.
1-й: Составьте обобщающую схему правописания НЕ с глаголом. Задание 5 в листе заданий.

4. Итог
Потягиваясь, выходит Глагол
– Здравствуйте, друзья! Спасибо вам, вы показали хорошее знание моих категорий. Пора мне браться за дело. Я очень важен в языке: по частоте употребления занимаю после существительных второе место. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребимыми, глаголов около 2500.

5. Домашнее задание
– Написать грамматическую сказку о глаголе.
8 852
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Глагол
Глагол
Утегенова Сания Хайсагалиевна - учитель русского языка и литературы средней школы имени Б. Бегалиева, Курмангазинского района Атырауской области
Дефис между частями слова в наречиях
Дефис между частями слова в наречиях
СШ. им. Б. Аманшина Кызылкугинского района Атырауской области Учительница русского языка и литературы Жолдасова Шынар Сериккалиевна
Глагол как часть речи
Глагол как часть речи
Даербаева Зарина Каирдиновна Учитель русского языка и литературы ГУ «Средняя школа имени М. Ломоносова» ВКО.
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Орыс тілінен тест сұрақтары №1
Орыс тілінен тест сұрақтары №1
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Орыс тілінен тест сұрақтары Глагол Деепричастие Карточки наречие
Части речи
Части речи
Мы будем сегодня закрепить знания о частях речи. Будем выполнять разные интересные задания, будем обогащать свой словарный запас, я хочу, чтобы у вас в дальнейшем были желания изучить русский язык.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×