Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Глагол как часть речи

27 наурыз 2013, Сәрсенбі
Урок русского языка в 4 классе с использованием информационно - коммуникационной технологии.
Тема: Глагол
Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.
Цели:
• обобщить, систематизировать и проверить знания и навыки по теме «Глагол»;
• развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление, умение пользоваться мультимедийной доской, навыки работы с тестами, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
• создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке;
• воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: листы самоконтроля, сигнальные блокноты, карточки, тест «Глагол», электронный учебник, мультимедийная доска, компьютеры.

Ход урока:

1. Организационный момент.
Демонстрация слайда 1
– Здравствуйте, ребята. Я пришла сегодня на урок вот с таким солнечным и веселым настроением (показываю солнышко и прикрепляю его к доске). А у вас какое настроение?
- Положите перед собой лист самоконтроля, отметьте свое настроение перед началом урока.

Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог.
О глаголах поговорим,
Что уже знаем – обобщим.
Будем думать и рассуждать,
Новое для себя открывать…
А сейчас: тссс… Тишина,
Нас ждет чудесная и сказочная страна.

Слайд 2
- А нас встречает царь Грамотей. Сегодня на уроке мы продолжим работу над грамотностью письма и еще раз прикоснемся к тайнам русского языка.

2. Сообщение целей урока. Демонстрация слайда 3.
На экране слова: Действие предмета, что делает?, что делать?, что сделать?, изменяется по временам, лицам и числам.

- Какая часть речи должна быть написана на этом пергаменте, который прислал царь Грамотей? (Глагол, слайд 4)
- Сегодня на уроке будем обобщать знания по теме «Глагол». Как необходимо организовать работу, чтобы выполнить все задания и упражнения по теме? (Повторить правила, потренироваться, а потом выполнять задания самостоятельно).

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
План ответа (Слайд 5)
1) Что такое?
2) Что обозначает?
3) На какие вопросы отвечает?
4) Как изменяется?
5) Каким членом предложения чаще всего бывает?

Слайд 6.
1) Часть речи
2) Действие предмета
3) Что делать?, Что сделать?
4) Изменяется по лицам, числам и временам, в прошедшем времени по родам.
5) Сказуемым

4. Обобщение, систематизация понятий, усвоение системы знаний, выполнение практических заданий.

- Все свои знания, умения по теме вы должны показать, выполнив следующие задания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Слайд 7. Словарно – орфографическая работа (на мультимедийной доске)
1) Игра «Дартс» (слайды 7 - 15)
- Выстрелите в нужную орфограмму.
Закр - чать, зад - ржусь, ст - ит, се - шь, кле - шь, смотр - шь, хол - дать,
- хранять.

2) Игра «Собери урожай» - слайд 16.
– Из слов каждой строчки выпишите только глаголы

Варить, варенье, вареный.
Отгадка, загадка, отгадала.
Свет, светить, светлый.
Ходит, ход, походка.
Бег, бегун, бежал.
Садик, сад, сажал.

Слайд 17.
- Разберите по составу глаголы бежал, отгадала.

3) Электронный учебник. Игры и задачи, 1 - 4 классы – 1С: Образование 4. Дом.
• Слова – части нашей речи – Морфология – Глагол – Глагол и другие части речи.
Задание 2.
- Определите, на какой вопрос отвечает каждое слово. Перетащите слова мышью в нужные чемоданы. Определите часть речи.

Предмет Признак предмета Действие предмета
Имя сущ. Имя прил. Глагол
кубики высокий сжечь
радость полезный думать
дятел зеленый греметь
яблоня ядовитый кувыркаться

• Слова – части нашей речи – Морфология – Глагол – Составь глаголы
- Составьте на доске глаголы из разных частей слова.
Проделаешь, переделаешь, прочитаешь, перечитаешь, переделали, перечитали, делать.

• Слова – части нашей речи – Морфология – Глагол – Правописание частицы не.
- Вспомним, как пишется частица не с глаголом.

Слайды 18, 19, 20:
Выберите окончание пословицы, определите как пишется не с глаголом.

Кто (не) работает, (не) надо лениться.
торопись делом.
(тот (не) ест.

Чтобы хорошо учиться, долг исполняет примерно.
(не) надо лениться.
торопись делом.

(Не) спеши языком, рукам воли (не) давай.
я скажу, кто ты.
торопись делом.

4) Слайд 21:
Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед. ч.

Задание: ------- Проверка:
Проявить стремление ---- стремиться (н. ф. что делать?)
стремится (3 лицо что делает?)
Испытывать волнение ---- волноваться (н. ф. что делать?)
волнуется (3 лицо что делает?)
Допускать ошибки ---- ошибаться (н. ф. что делать?)
ошибается (3 лицо что делает?)
Принять решение ---- решиться (н. ф. что сделать?)
решится (3 лицо что сделает?)
Чувствовать радость ---- радоваться (н. ф. что делать?)
радуется (3 лицо что делает?)

Физ. минутка:
- Ребята, давайте встанем в круг. Проведем игру «Профессия - действие». Я бросаю вам мяч и называю профессию, вы возвращаете мяч и называете действие, связанное с этой профессией.

Учитель – учит, врач – лечит, строитель – строит, танцор – танцует, художник – рисует, пекарь – печет.

5) Электронный учебник.
Слова – части нашей речи – Морфология – Глагол – Время, число и лицо глагола. Задание 2.
- Определите время глаголов. Перетащите слова в нужный лучик.

Прошедшее время: покраснело, мечтал.
Настоящее время: поиграют, идете
Будущее время: изменю, будет летать.

Слайд 22 (на мультимедийной доске)
- Соедините линиями части пословиц:

Что посеешь, … так и ядра не съешь
Не разгрызешь ореха … за хвост не поймаешь
Упустишь минуту … то и пожнешь
Время не птица … потеряешь часы

- Какая пословица вам показалась особенно интересной? Почему? Какую роль выполняет мягкий знак в написанных глаголах? (является показателем глагола 2 лица, единственного числа)
6) Слайды 23 - 26. Устная работа (сигнальные карточки): «Запустите шарики в небо!»
Определить лицо, число, спряжение глаголов. Если все будет определено верно, шарики полетят в небо.

Пишут, кричат, прыгает, летает, сидишь, висит, растем, спешим, строит.

7) Зачет «Глагол в словосочетаниях». Игра «Собери пазл».
1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предметов.
2. Глагол отвечает на вопросы Что делать?, Что сделать?
3. Глагол изменяется по временам.
4. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются
по родам.
5. В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
6. В настоящем времени глагол изменяется по лицам и числам.
7. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать?
8. Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.
9. Не с глаголами пишется раздельно.

При правильно выполненном задании получается цифра 5.

8) Подведение итогов урока.
Рефлексия: Какие чувства вы испытывали на уроке?

Уверенность – зеленая полоска
Удовольствие – оранжевая полоска
Тревога – красная полоска

Оценки за урок будут выставлены после проверки листов самоконтроля. Дома выполните задания по карточкам. Те, кто выбрал зеленую полоску – зеленую карточку, остальные – карточку оранжевого цвета.
Спасибо за урок.

Приложение.
Лист самоконтроля
ученика 4 «Б» класса ___________
№ заданий результаты
1. Орфографическая минутка.
2. Выписать глаголы.
3. Определить часть речи слов, составить глаголы.
4. Определить как пишется не с глаголом
5. Заменить словосочетания
6. Определить лицо, число, спряжение глаголов.
7. Тест «Глагол в словосочетаниях».

Зачет «Глагол в словосочетаниях».

Домашнее задание:
Зеленая карточка:
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания глаголов. Определи их спряжение и время. Найди однокоренные слова, выдели в них корни. Подчеркни местоимения и укажи их лицо, падеж, род (если есть). Разбери существительное в пустыне. Произведи звукобуквенный анализ слова рассказ.
Среди сетчатых ящурок ж…веет в пустын… Каракум ящурка, о которой и п…йдет расска…. Назовем ее Быстроног. Она очень быстро ск…льзит по песку благодаря «песч…н… лыжам». Это специальн… зу…бчики на пальцах ящурки. Они не д…ют пр…вваливаться в песок.

Красная карточка:
Определи спряжение каждого глагола и запиши их в 1 - м и 3 - м лице множественного числа. Выдели окончания. Подчеркни глаголы с близким значением. Разбери по составу слово заснет.
Образец: знает (1 спр.) – знаем, знают.

Кричит, поет, чернеет, бушует, играет, шумит, следит, наступит, подбирает, заснет, напишет.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
2 956
0
  • 100
1 дауыс


Жаңалықтар
The nature of Kazakhstan. Modal verbs
The nature of Kazakhstan. Modal verbs
Изучить новый грамматический материал по теме «Модальные глаголы». Практиковать учащихся в их употреблении в устной и письменной речи. Проверить качество усвоения материала. Углубить знания о природе Восточного Казахстана.
Превосходная степень прилагательных
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Сложноподчиненное предложение как синтаксическая единица
Сложноподчиненное предложение как синтаксическая единица
Даербаева Зарина Каирдиновна Учитель русского языка и литературы ГУ «Средняя школа имени М. Ломоносова» ВКО.
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Служебные части речи
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Повторение по разделу «Лексика»
Повторение по разделу «Лексика»
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска, Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×