Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Путешествие в страну знаков препинания

25 ақпан 2015, Сәрсенбі
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Цели: 1. Укрепить познавательный интерес к изучению русского языка на основе истории появления знаков препинания.
2. Продолжить знакомство учащихся со знаками препинания.
3. Развивать творческие способности учащихся, память, логическое мышление, смекалку, речь, внимание.

Эпиграф урока:
Знаки препинания - как нотные знаки, держат текст и не дают ему рассыпаться.
(К. Паустовский)

1 – ведущий: Внимание! Внимание! Сегодня учащиеся 6 класса совершат путешествие в Страну Знаков Препинания. Узнав об этом, к нам на праздник прибыл Его Величество Русский Язык.
Глубокоуважаемый Русский Язык, разрешите приветствовать Вас от имени всех Ваших истинных ценителей и дать нам разрешение отправиться в путешествие.
Русский Язык: Юные друзья! От всей души я приветствую Вас и разрешаю посетить великую Страну Знаков Препинания.

2 – ведущий: Сегодня мы отправимся в Страну Знаков Препинания. Побывав в этой Стране, мы постараемся запомнить навсегда, для чего нужны в русском языке знаки препинания. Узнаем, правильно ли сказал К. Паустовский о том, что «знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться».
Когда же появились знаки препинания? Русская письменность с самого своего зарождения имела знаки препинания. В летописи 11 века их очень мало, но были точки и различные комбинации точек. В 15 веке появились запятая и точка с запятой. В течение 17 века входят в употребление почти все знаки препинания, а в 18 веке определяются правила их употребления. Тире в русскую пунктуацию ввёл писатель Карамзин. В старых грамматиках пунктуация называлась препинанием, две кавычки - двумя запятыми, точка с запятой – полуточием, скобки - вместительным знаком, двоеточие – долгое отдохновение, тире – молчанка, восклицательный знак – удивительным.

1 – ведущий: Греки вопросительную интонацию обозначают точкой с запятой. Армяне повествовательное предложение кончают двоеточием. Испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце предложения, но и в начале.

2 – ведущий: Сегодня на наш праздник пришли гости. Давайте пригласим их на сцену. Все они в масках. Попробуем угадать, какой знак препинания скрывается под каждой маской.

1 – маска: Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!

2 – маска: Друзья мои, приятели,
Живу я много лет.
Примите восклицательный, мой пламенный привет!
Обычно в предложениях стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Не зря я от рождения противник тишины,
Где я, те предложения с особым выражением
Произносить должны.

3 – маска: С утра уборкой занята я, мой ранец вытряхнут до дна,
И вдруг находка: запятая! Откуда выпала она?
С какой строки она сбежала, нарушив правила письма?
Иль впопыхах от «что» отстала и не найдёт его сама?
Перечитаю все тетради, чтоб избежать ошибки той,
Мне возвратить беглянку надо туда, где «что» - без запятой.
Пусть неприметно запятая – не больше тминного зерна,
Но человеку помогает, коль честно трудится она.

4 – маска: Мы весёлые сестрички,
Неразлучные кавычки.
Если я открою фразу, - спела одна
Я её закрою сразу, - подхватила другая.

5 – маска: Достойна точка уважения в конце любого предложения.
Пусть точка меньше муравья – она помощница моя.
На карте точка – целый город
Неважно, стар он или молод.
За точкой скрыты города Ростов, Тамбов, Караганда.
Я это знаю, знаю точно. Должна быть в каждом деле точка
И если начал что - ни будь, поставить точку не забудь.

6 маска: Если нет над вами точки, запятая знак пустой!
Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой.

7 – маска: Известно миру с давних пор, что знак я немаловажный.
И не окончен разговор и начинает думать каждый…

8 – маска: Я – тире. Лягу палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку.

9 – маска: Я – двоеточие. Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое, ходит знаниями хвастая: так и хочется ему
Разъяснить, что к чему…

10 – маска: Мы – скобки. Словам раскрываем объятья:
Ждём в гости вас, милые братья!

1 – ведущий: Вот и все наши гости. Прошу садиться. А сейчас мы проведём весёлую викторину, посвящённую вопросам пунктуации.
Указать ошибки при расстановке знаков препинания:
А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
Б) В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
В) Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
Г) Все ли здесь?
- Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя ещё не пришли.
Д) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Е) На дверях магазина висит записка: «Через полчаса буду есть апельсины». Какую ошибку сделала продавец?
Слово учителя: Сегодня мы совершили небольшое путешествие в Страну Знаков препинания и узнали историю их происхождения.
Нельзя, ребята, утверждать, что каждая остановка голоса обозначается запятой. Не надо принимать всерьёз спор знаков препинания о том, кто же из них важнее. Каждый знак важен по - своему и хорош на своём месте. Интонацию при постановке знаков препинания учитывать необходимо, но всё же в первую очередь нужно обращать внимание на особенности смысла предложения и его структуры.

Заключительное слово Русскому Языку: Друзья мои!
Путешествие подошло к концу, но я не думаю, что огонь путешественников угаснет в вас. Ещё не открыты многие вершины Русского Языка. Она ждёт вас всегда. Только тогда вы будете достойными жителями этой страны, когда в вас постоянно будет жить желание узнать, понять, разгадать тайны науки. Я не прощаюсь с вами, я жду вас. До свидания!

2 – ведущий: Шьёт иглой портниха в строчку,
Взял коньки точильщик в точку.

1 - ведущий: Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
1 - 2 ведущие: Этой маленькой точкой мы заканчиваем наше Путешествие.
Все знаки препинания: До свидания! До новых встреч!
2 553
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Измуханова Улмеке Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской средней школы им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Знаки препинания при однородных членах
Знаки препинания при однородных членах
Актюбинская область, Иргизский район, Средняя школа имени Ы. Алтынсарина Преподавыатель: Примжарова Гульнара Акималикызы
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Тұрғанбаева Тоғжан Рахметуллақызы Учитель русского языка школы - гимназии №32 г. Актобе
Знаки препинания 4 класс
Знаки препинания 4 класс
Алматинская область, Райымбекский район, школа имени Ж.Ермегияева учитель русского языка и литературы Жакашева Роза Шамильевна
Конспект урока русского языка в 4 - ом классе по теме «Знаки препинания»
Конспект урока русского языка в 4 - ом классе по теме «Знаки препинания»
Алматинская область, Райымбекский район, школа имени Ж.Ермегияева учитель русского языка и литературы Жакашева Роза Шамильевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×