Обстоятельство
Изтелеуова Б. К.
Средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.
По значению выделяются обстоятельства:
1) Образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?): Мы пошли пешком.
2) Времени (когда? с каких пор? до каких пор?): Мы приехали вчера.
3) Места (где? куда? откуда?): Я побежал вперед.
4) Причины (почему?): От усталости у меня кружится голова.
5) Цели (зачем?): Я пришла мириться.
6) Меры и степени (в какой мере, степени?): Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно.
7) Условия (при каком условии?): Без звонка туда идти нельзя.
8) Уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.
9) Сравнения (Как?): За печкой тикал, как ходики, сверчок.
Обстоятельства бывают выражены:
Наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная): Мы приехали утром.
Деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами): Он сидел, греясь на солнце.
Именами существительными: Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.
Инфинитивом: Я хочу пойти прогуляться.
Устойчивыми сочетаниями: Я потерял тетрадь два дня тому назад. Он бежал сломя голову, но все равно пришел
к шапочному разбору.
Сравнительными оборотами: Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном.
Задание 1. Определите роль неопределенной формы глагола в предложениях
1. Я буду жить в новом доме.
2. Врач посоветовал мне больше ходить.
3. Мы приехали на море отдохнуть.
4. Я собираюсь хорошо отдохнуть этим летом.
5. Жить – Родине служить.
6. У меня появилась мысль съездить на юг.
7. Я умею танцевать брейк.
8. Командир приказал остановиться.
9. Мы пришли послушать хорошую музыку.
10. Учить – ум точить.
Задание 2. Определите каким второстепенным членом является выделенное слово в предложениях
1. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
2. Я примирился с судьбой.
3. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
4. Вольному воля, спасенному рай.
5. На востоке краснела заря.
6. Поэзия Пушкина − гордость русского народа.
7. Несмотря на уговоры, мы отказались задержаться.
8. Парк при доме отдыха был обнесен высоким валом.
Задание 3. Найти обстоятельства, указать их значение, определить способ выражения.
1. После мытья рук ребята идут в столовую. 2. Отдохнув в лагере, я очень захотел в школу. 3. Лежа под кустиком, я поглядывал на мальчиков. 4. Я прилег на походную кроватку отдохнуть немного.
Задание 4. 1. Найдите в предложениях дополнения и обстоятельства. Определите вид обстоятельств.
1. Я повернул коня и стал отыскивать дорогу.
2. Верст пятнадцать мы ехали. 3. Я приехал в деревню
двадцать второго июня. 4. Мне не забыть двадцать второго июня. 5. Ни
днем, ни темной ноченькой покоя не найдешь. 6. Мы шли медленно, наслаждаясь тихим днем.
Задание 5. Определить роль инфинитива в пред - ложениях.
/. Мы решили поговорить о деле. Мы приехали поговорить о деле.
2. Я буду просить вашей помощи. Я пришел просить вашей помощи. 3. Во многих странах курить в общественных местах запрещается. Мой брат недавно бросил курить и очень доволен. Мастер вышел в коридор покурить.
4. Нам хотелось отдохнуть. Отдохнуть в этом году необходимо. Мы решили поехать на дачу отдохнуть. Я никогда не отказываюсь отдохнуть на природе.
Задание 6. Синтаксический разбор.
1. Большая круглая капля ночной росы блестела темным блеском на дне раскрытого цветка. 2. Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый разгар вечерней зари. 3. Из - за шума падающего ливня ничего не было слышно. 4. Сквозь открытые окна в сад веяло осенней свежестью и запахом яблок. 5. Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пестрая тень.
Задание 7. Найти обстоятельства, определить их вид и способ выражения. Объяснить знаки препинания.
1ряд. 1. Журавли перо обронят, вдаль летя своей тропой
2. Рощин подошел незаметно и, облокотись о гранит, глядел сверху на Катю
II ряд. 1. Несмотря на важное свое положение в мастерской, он заносчив менее других, ласково относится к ученикам. 2. Несмотря на слово, данное накануне Ипатову, Владимир Сергеевич решился работать дома.
III ряд. 1. Ноги ступали неслышно и мягко, как по ковру. 2. На повороте в лицо студента вдруг пахнуло, точно из глубокого погреба, сырым холодом.
Задание 8. Подчеркните, в нем обсто - ятельства и укажите способ их выра - жения.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса - великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Задание 9. Найдите предложения со сравнительными оборотами, которые являются обстоятельствами (знаки препинания в них не расставлены)
Это ветер гулял словно гром.
Будто капли серебряной росы блестели первые звезды.
Зеленый луг как чудный сад пахуч и свеж.
Весь день дождь лил как из ведра.
Сегодня море как небо.
Я и сам не свой как увижу ее.
Средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.
По значению выделяются обстоятельства:
1) Образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?): Мы пошли пешком.
2) Времени (когда? с каких пор? до каких пор?): Мы приехали вчера.
3) Места (где? куда? откуда?): Я побежал вперед.
4) Причины (почему?): От усталости у меня кружится голова.
5) Цели (зачем?): Я пришла мириться.
6) Меры и степени (в какой мере, степени?): Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно.
7) Условия (при каком условии?): Без звонка туда идти нельзя.
8) Уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.
9) Сравнения (Как?): За печкой тикал, как ходики, сверчок.
Обстоятельства бывают выражены:
Наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная): Мы приехали утром.
Деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами): Он сидел, греясь на солнце.
Именами существительными: Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.
Инфинитивом: Я хочу пойти прогуляться.
Устойчивыми сочетаниями: Я потерял тетрадь два дня тому назад. Он бежал сломя голову, но все равно пришел
к шапочному разбору.
Сравнительными оборотами: Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном.
Задание 1. Определите роль неопределенной формы глагола в предложениях
1. Я буду жить в новом доме.
2. Врач посоветовал мне больше ходить.
3. Мы приехали на море отдохнуть.
4. Я собираюсь хорошо отдохнуть этим летом.
5. Жить – Родине служить.
6. У меня появилась мысль съездить на юг.
7. Я умею танцевать брейк.
8. Командир приказал остановиться.
9. Мы пришли послушать хорошую музыку.
10. Учить – ум точить.
Задание 2. Определите каким второстепенным членом является выделенное слово в предложениях
1. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
2. Я примирился с судьбой.
3. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
4. Вольному воля, спасенному рай.
5. На востоке краснела заря.
6. Поэзия Пушкина − гордость русского народа.
7. Несмотря на уговоры, мы отказались задержаться.
8. Парк при доме отдыха был обнесен высоким валом.
Задание 3. Найти обстоятельства, указать их значение, определить способ выражения.
1. После мытья рук ребята идут в столовую. 2. Отдохнув в лагере, я очень захотел в школу. 3. Лежа под кустиком, я поглядывал на мальчиков. 4. Я прилег на походную кроватку отдохнуть немного.
Задание 4. 1. Найдите в предложениях дополнения и обстоятельства. Определите вид обстоятельств.
1. Я повернул коня и стал отыскивать дорогу.
2. Верст пятнадцать мы ехали. 3. Я приехал в деревню
двадцать второго июня. 4. Мне не забыть двадцать второго июня. 5. Ни
днем, ни темной ноченькой покоя не найдешь. 6. Мы шли медленно, наслаждаясь тихим днем.
Задание 5. Определить роль инфинитива в пред - ложениях.
/. Мы решили поговорить о деле. Мы приехали поговорить о деле.
2. Я буду просить вашей помощи. Я пришел просить вашей помощи. 3. Во многих странах курить в общественных местах запрещается. Мой брат недавно бросил курить и очень доволен. Мастер вышел в коридор покурить.
4. Нам хотелось отдохнуть. Отдохнуть в этом году необходимо. Мы решили поехать на дачу отдохнуть. Я никогда не отказываюсь отдохнуть на природе.
Задание 6. Синтаксический разбор.
1. Большая круглая капля ночной росы блестела темным блеском на дне раскрытого цветка. 2. Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый разгар вечерней зари. 3. Из - за шума падающего ливня ничего не было слышно. 4. Сквозь открытые окна в сад веяло осенней свежестью и запахом яблок. 5. Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пестрая тень.
Задание 7. Найти обстоятельства, определить их вид и способ выражения. Объяснить знаки препинания.
1ряд. 1. Журавли перо обронят, вдаль летя своей тропой
2. Рощин подошел незаметно и, облокотись о гранит, глядел сверху на Катю
II ряд. 1. Несмотря на важное свое положение в мастерской, он заносчив менее других, ласково относится к ученикам. 2. Несмотря на слово, данное накануне Ипатову, Владимир Сергеевич решился работать дома.
III ряд. 1. Ноги ступали неслышно и мягко, как по ковру. 2. На повороте в лицо студента вдруг пахнуло, точно из глубокого погреба, сырым холодом.
Задание 8. Подчеркните, в нем обсто - ятельства и укажите способ их выра - жения.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса - великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Задание 9. Найдите предложения со сравнительными оборотами, которые являются обстоятельствами (знаки препинания в них не расставлены)
Это ветер гулял словно гром.
Будто капли серебряной росы блестели первые звезды.
Зеленый луг как чудный сад пахуч и свеж.
Весь день дождь лил как из ведра.
Сегодня море как небо.
Я и сам не свой как увижу ее.
Жаңалықтар
Обстоятельство
Қарағанды облысы, Жаңаарқа ауданы, №132 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Саденова Ақбота Байсеитовна
Дефис между частями слова в наречиях
СШ. им. Б. Аманшина Кызылкугинского района Атырауской области Учительница русского языка и литературы Жолдасова Шынар Сериккалиевна
Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Бегентаева Газиза Алайдаровна - учитель русского языка и литературы Жанакорганского района Кызылординской области.
Морфология. Союз
Бегентаева Газиза Алайдаровна учитель русского языка и литературы Жанакорганского района Кызылординской области
Степени сравнения имён прилагательных
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Степени сравнения имён прилагательных Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. Сравнительная степень показывает,
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Дополнение - второстепенный член предложения Обозначает объект (предмет) действия Зависит от сказуемого Отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме Именительного падежа) В предложении следует за сказуемым
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.