Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Бегентаева Газиза Алайдаровна - учитель русского языка и литературы
Жанакорганского района Кызылординской области.
Эффективные методы подготовки к ЕНТ и олимпиаде по русскому языку на основе сопоставительного анализа с грамматикой казахского языка. Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Обстоятельство (пысықтауыш)- это второстепенный член предложения (сөйлемнің тұрлаусыз мүшесі), который обозначает признак действия (іс-әрекеттің сыны) или другого признака (басқасынның сыны): обозначает место, время, образ, причину, цель действия и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? каким образом? почему? зачем? с какой целью?, подчеркивается тире точка....
Виды обстоятельства
Виды Способ выражения Примеры
1. Образа действия
(қимыл сын) Наречие, существительное в косвенных падежах и с предлогами, деепричастие, деепричастный оборот Скользили бесшумно и тихо (как?).
2. Места
(мекен - жай, орын) - Вижу издалека (откуда?).
3. Времени
(уақыт, мезгіл) - Встретимся завтра (когда?).
4. Условия
(шарт) -
- При желании (если захотеть) можно всегодобиться.
5. Причины
(себеп) - Опоздал из - за болезни (потому что болел).
6. Цели
(мақсат) -
- Для укрепления здоровья (чтобы укрепить здоровье) необходимо заниматься спортом.
7. Уступки
(қарсылықты) Вопреки предсказанию моего спутника (несмотря на предсказание), погода прояснилась.
Обстоятельство образа действия может выражаться сравнительным оборотом (салыстырмалы сөз орамы) с предлогами: как, словно, как будто, будто...
Например: Словно зверь, река металась в своих берегах.
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис. Обстоятельство»
Синтаксис: второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Задание№1
Поставить вопросы к обстоятельствам.
Обстоятельства Вопросы
1. Обстоятельство места 1.
2. Обстоятельство времени 2.
3. Обстоятельство образа действия 3.
4. Обстоятельство причины 4.
5. Обстоятельство цели 5.
6. Обстоятельство условия 6.
7. Обстоятельство уступки 7.
Задание№2
Найти и подчеркнуть обстоятельства.
1. А между тем олень двигался к вожаку неторопливо, с достоинством, трубя громко, с перерывами.
2. Сюда я приехал издалека, на лошадях.
3. Всю четвертую последнюю ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.
4. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц.
5. Книгу принесите завтра.
6. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что - то другое и прищелкивая пальцами, взбежала к старухе.
7. В полдень приползли из боя двое.
8. Снова пашня думает о севе.
9. Они оба сидели минут пять тихо и не шевелились.
Задание№3
Объяснить способы выражения обстоятельств.
1. Мы зашли к другу узнать новости (образец: зачем?- чтобы узнать...).
1. Сквозь морозные ресницы ветер смотрит на синицу.
2. Я наклонился полюбоваться его очертаниями.
3. Он извинялся потупя голову.
4. Она зашла проститься.
5. Тяга к большим пространствам появилась у меня с юного возраста.
6. Она молча кивнула мне на прощание.
7. Мы шапку над павшими снимем не раз.
8. Месяц величаво поднялся на небе посветить добрым людям и всему миру.
9. Он, глядя куда - то в даль, едва заметным движением ответил на поклоны офицеров.
Задание№4
С данными словами составить словосочетания.
Бесшумно, по - турецки, беспомощно, от радости (причина), от боли (причина), назло (цель), намеренно (цель), при желании (условие), робко, на земле, издалека, едва - едва, перед воротами, по - зимнему, холодно.
Задание№5
Найти, выписать обстоятельства и поставить к ним вопросы.
Предложения Обстоятельства, их вопросы
1. В лесу легко дышится.
2. В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад.
3. Солдаты теперь слушали внимательно.
4. Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.
5. Все трое смотрели молча.
6. Вы и в залу входите танцуя.
7. Хорь присел на скамью и вступил со мной в разговор.
8. Ваня летом работал во дворе.
9. Там, за облаками, пылал невидимым солнцем чудесный, пркрасный город.
Задание№6
Расставить, где возможно, недостающие знаки препинания.
1. Клим Самгин шагал по улице бодро не уступая встречным людям.
2. Наталья о чем - то задумавшись смотрела на закат.
3. Он шел неохотно тяжело шаркая ногами.
4. Григорий стоит потупя голову.
5. И радость поет не кончаясь, и песня навстречу идет, и люди смеются встречаясь, и встречное солнце поет.
6. «Завтра завтра только не сегодня»,- говорят ленивые люди.
7. Свистя и взвизгивая ветер быстро гнал тучи.
8. Солнце жгло поутру накаляя песок добела.
9. Горы как бы расступились давая дорогу нашей машине.
10. Немало я стран перевидал шагая с винтовкой в руке.
Жанакорганского района Кызылординской области.
Эффективные методы подготовки к ЕНТ и олимпиаде по русскому языку на основе сопоставительного анализа с грамматикой казахского языка. Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Обстоятельство (пысықтауыш)- это второстепенный член предложения (сөйлемнің тұрлаусыз мүшесі), который обозначает признак действия (іс-әрекеттің сыны) или другого признака (басқасынның сыны): обозначает место, время, образ, причину, цель действия и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? каким образом? почему? зачем? с какой целью?, подчеркивается тире точка....
Виды обстоятельства
Виды Способ выражения Примеры
1. Образа действия
(қимыл сын) Наречие, существительное в косвенных падежах и с предлогами, деепричастие, деепричастный оборот Скользили бесшумно и тихо (как?).
2. Места
(мекен - жай, орын) - Вижу издалека (откуда?).
3. Времени
(уақыт, мезгіл) - Встретимся завтра (когда?).
4. Условия
(шарт) -
- При желании (если захотеть) можно всегодобиться.
5. Причины
(себеп) - Опоздал из - за болезни (потому что болел).
6. Цели
(мақсат) -
- Для укрепления здоровья (чтобы укрепить здоровье) необходимо заниматься спортом.
7. Уступки
(қарсылықты) Вопреки предсказанию моего спутника (несмотря на предсказание), погода прояснилась.
Обстоятельство образа действия может выражаться сравнительным оборотом (салыстырмалы сөз орамы) с предлогами: как, словно, как будто, будто...
Например: Словно зверь, река металась в своих берегах.
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис. Обстоятельство»
Синтаксис: второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Задание№1
Поставить вопросы к обстоятельствам.
Обстоятельства Вопросы
1. Обстоятельство места 1.
2. Обстоятельство времени 2.
3. Обстоятельство образа действия 3.
4. Обстоятельство причины 4.
5. Обстоятельство цели 5.
6. Обстоятельство условия 6.
7. Обстоятельство уступки 7.
Задание№2
Найти и подчеркнуть обстоятельства.
1. А между тем олень двигался к вожаку неторопливо, с достоинством, трубя громко, с перерывами.
2. Сюда я приехал издалека, на лошадях.
3. Всю четвертую последнюю ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.
4. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц.
5. Книгу принесите завтра.
6. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что - то другое и прищелкивая пальцами, взбежала к старухе.
7. В полдень приползли из боя двое.
8. Снова пашня думает о севе.
9. Они оба сидели минут пять тихо и не шевелились.
Задание№3
Объяснить способы выражения обстоятельств.
1. Мы зашли к другу узнать новости (образец: зачем?- чтобы узнать...).
1. Сквозь морозные ресницы ветер смотрит на синицу.
2. Я наклонился полюбоваться его очертаниями.
3. Он извинялся потупя голову.
4. Она зашла проститься.
5. Тяга к большим пространствам появилась у меня с юного возраста.
6. Она молча кивнула мне на прощание.
7. Мы шапку над павшими снимем не раз.
8. Месяц величаво поднялся на небе посветить добрым людям и всему миру.
9. Он, глядя куда - то в даль, едва заметным движением ответил на поклоны офицеров.
Задание№4
С данными словами составить словосочетания.
Бесшумно, по - турецки, беспомощно, от радости (причина), от боли (причина), назло (цель), намеренно (цель), при желании (условие), робко, на земле, издалека, едва - едва, перед воротами, по - зимнему, холодно.
Задание№5
Найти, выписать обстоятельства и поставить к ним вопросы.
Предложения Обстоятельства, их вопросы
1. В лесу легко дышится.
2. В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад.
3. Солдаты теперь слушали внимательно.
4. Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.
5. Все трое смотрели молча.
6. Вы и в залу входите танцуя.
7. Хорь присел на скамью и вступил со мной в разговор.
8. Ваня летом работал во дворе.
9. Там, за облаками, пылал невидимым солнцем чудесный, пркрасный город.
Задание№6
Расставить, где возможно, недостающие знаки препинания.
1. Клим Самгин шагал по улице бодро не уступая встречным людям.
2. Наталья о чем - то задумавшись смотрела на закат.
3. Он шел неохотно тяжело шаркая ногами.
4. Григорий стоит потупя голову.
5. И радость поет не кончаясь, и песня навстречу идет, и люди смеются встречаясь, и встречное солнце поет.
6. «Завтра завтра только не сегодня»,- говорят ленивые люди.
7. Свистя и взвизгивая ветер быстро гнал тучи.
8. Солнце жгло поутру накаляя песок добела.
9. Горы как бы расступились давая дорогу нашей машине.
10. Немало я стран перевидал шагая с винтовкой в руке.
Жаңалықтар
Обстоятельство
Қарағанды облысы, Жаңаарқа ауданы, №132 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Саденова Ақбота Байсеитовна
Синтаксис. Обращение
Бегентаева Газиза Алайдаровна - учитель русского языка и литературы Жанакорганского района, Кызылординской области.
Синтаксис. Обособленные члены предложения
Бегентаева Газиза Алайдаровна – учитель русского языка и литературы Жанакорганского района, Кызылординской области.
Морфология. Союз
Бегентаева Газиза Алайдаровна учитель русского языка и литературы Жанакорганского района Кызылординской области
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Дополнение - второстепенный член предложения Обозначает объект (предмет) действия Зависит от сказуемого Отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме Именительного падежа) В предложении следует за сказуемым
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.