Определение
Изтелеуова Б. К.
Средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. А. Бунин)
Что придает предложению образность, помогает живо представить картину осеннего леса?
Определение — второстепенный член предложения
Обозначает признак лица или предмета
Отвечает на вопросы: какой? чей? который?
Поясняет подлежащее, дополнение, обстоятельство, выраженные именами существительными
По характеру связи с определяемым словом: на согласованные и несогласованные определения
Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже или только в падеже, выражаются:
Прилагательными: (какое?) ясное небо
Причастиями: (какая?) сломанная ветка
Местоимениями: этот дом (указательное), весь мир (определительное), (чья?) наша страна (притяжательное), в некотором царстве (неопределённое), никакой ошибки (отрицательное)
Порядковыми числительными: первый ряд, третье окно
Несогласованные определения управляются или примыкают к определяемым словам; имеют оттенки дополнения или обстоятельства и выражают более конкретный признак; выражаются:
1) существительными: раздумий (каких?) о судьбах родины
2) наречием: рубашка (какая?) навыпуск
3) Существительными + прилагательные: преданья (какие?) старины глубокой
4) Неопределённой формой глагола: желание (какое?) украсить жизнь
5) Синтаксически неделимым словосочетанием: девочка (какая?) пяти лет, девушка (какая?) с чёрными глазами, юноша (какой?) с кудрявыми волосами, парень (какой?) высокого роста
Задание 1. Найдите в предложениях определения, укажите их тип
1. Я купила платье (какое?) понаряднее.
2. Где - то в вышине (какими?) серебряными родничками журчали
3. И рады мы проказам (какой?) матушки - зимы.
4. Это был портрет женщины (какой?) со смоляными волосами.
5. Закружилась листва(какая?) золотая в (какой?) розоватой воде на пруду.
7. (Каких?) Опоздавших учеников задержали после уроков.
8. Не бери без спроса (чьи?) мои вещи.
Задание 2. Найдите в данных предложениях определения, выраженные неопределённой формой глагола. Сопоставление предложений поможет отличить эти определения от составного глагольного сказуемого.
1. Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно. Я хотел наказать дерзкого обидчика.
2. Сбывалась мечта увидеть Москву. Я мог снова увидеть Москву.
3. Матери приходилось смотреть, чтобы ребенок не упал. У него была привычка при разговоре смотреть в лицо собеседнику.
4 У нашей молодежи сильное желание учиться. Каждый может учиться хорошо.
Различению определения и дополнения поможет знание, что несогласованное определение можно заменить согласованным (улицы города - городские улицы). Если же такая замена невозможна, то надо выяснить, к какому слову относится сомнительный член предложения. Дополнение, как правило, относится к глаголу, реже к причастию или прилагательному, выступающему в роли существительного. Если сомнительный член предложения стоит в родительном падеже и относится к отглаголь - ному существительному, то предпочтение отдаётся дополнению (например: открытие (чего?) Америки).
Задание 3. Разобрать по членам предложения.
На снегу виднелись следы лапок зайца.
Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах.
Ребята сооружали постройки из мокрого песка.
Добыча пищи была его основной заботой.
Дни рождения ребят отмечали в классе.
Приложение - особая форма определения, обозначает признак предмета, помогает очень экономно (одним словом) подчеркнуть характерную особенность предмета, т. е. даёт предмету другое название; выражается существительным; согласуется с определяемым словом в падеже; обозначает возраст (старик - извозчик), профессию (брат - механик), национальность (мальчик - еврей), занятие (сосед - сапожник), характерная особенность (друг - заика, рыба - меч), собственное наименование (пьеса «Дети солнца»)
Тренировочные упражнения.
Нередко кто из вас затрудняется определить, какое из двух написанных через дефис существительных является приложением. А это не так уж и трудно. Вспомним, что приложение дает предмету другое название, подчеркивает какие - то его особенности. Замените это слово обычным согласованным определением: лётчик - испытатель - лётчик, испыты - вающий самолет; чудо - богатырь - чудесный богатырь. Приложение будет испытатель, чудо.
Задание 4. Словосочетания с определениями преобразуйте в приложения:
Рабочий нефтяной промышленности.
Строитель, специалист по бетону.
Художник, сам научившийся живописи.
Красивая Волга.
Злая западня.
Рыба, похожая на меч.
Гигантские суда.
От приложений необходимо отличать:
Сложные слова (изба - читальня).
Сочетания - синонимы (друг - приятель).
Сочетания - антонимы (купля - продажа).
Фразеологические сочетания (хлеб - соль).
Поставьте нужную цифру (1, 2, 3, 4) к каждой группе слов, используя предоставленные сведения.
Приложения обозначьте цифрой «5».
Грусть - тоска, сила - удаль, друзья - приятели
Летчик - космонавт, дом - музей
Город - герой, девочки - подростки
Прием - выдача, вход - выход
Руки - ноги, трын - трава
Знаки препинания при приложениях:
1) Приложение «собственное наименование»:
газета «Казахстанская правда», группа «Дервиши»
2) Имя собственное - нарицательное существительное (С. – н.):
Волга - река, Иван - царевич, Емеля – дурачок
3) нарицательное существительное Имя собственное (н. С.):
Река Волга, царевич Иван, дурачок Емеля
4) нарицательное существительное - нарицательное существительное (н. – н.): осень - художница, снег - пороша, старик - ворчун, сорока - воровка, плутовка - лиса
5) Общепринятое обращение Имя собственное
Гражданин Иванов, гражданка Иванова, господин Петров,
госпожа Петрова
Объясните постановку дефиса.
Расступись, о старец - море, дай приют моей волне.
И вот идет сама волшебница - зима.
Поэт Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги.
Няня рассказывала сказку про братца Иванушку и сестрицу Аленушку.
Я смотрю на его весёлое лицо и вспоминаю бабушкины сказки по Ивана - царевича и Иванушку - дурачка.
Найти определения, определить способ выражения определений.
Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них. Зимой безграничное снежное море, летом – бескрайнее море хлебов, трав и цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…
День и ночь ему слышались голоса детей, их жалобный зов вернуться назад, в чум. Идущий впереди Улукиткан подал знак остановиться. Выстрел слева его насторожил. За плечами жарко дышал пограничник с пулемётом.
Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме и дайте этому объяснение.
Лодка быстро двигалась по реке (Шексна).
Из озера (Байкал) вытекает только одна река.
Мой друг живет в городе (Волгоград).
Проставьте недостающие знаки препинания, и дефис при приложении:
В низовьях Енисея ловили перемётами красную рыбу, наживляя на
узы такие лакомые кусочки подкопчённых вьюнов, что дурило осетрище хватает их с почти голыми крючками.
В студёный осенний денёк вышел
Игнатий на Енисей поставил перемет самолов.
Царь рыба резко вертанулась громыхнула и черно поднявшимся ворохом воды ударило рыбака по голове давнуло на уши полоснуло по сердцу.
Средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. А. Бунин)
Что придает предложению образность, помогает живо представить картину осеннего леса?
Определение — второстепенный член предложения
Обозначает признак лица или предмета
Отвечает на вопросы: какой? чей? который?
Поясняет подлежащее, дополнение, обстоятельство, выраженные именами существительными
По характеру связи с определяемым словом: на согласованные и несогласованные определения
Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже или только в падеже, выражаются:
Прилагательными: (какое?) ясное небо
Причастиями: (какая?) сломанная ветка
Местоимениями: этот дом (указательное), весь мир (определительное), (чья?) наша страна (притяжательное), в некотором царстве (неопределённое), никакой ошибки (отрицательное)
Порядковыми числительными: первый ряд, третье окно
Несогласованные определения управляются или примыкают к определяемым словам; имеют оттенки дополнения или обстоятельства и выражают более конкретный признак; выражаются:
1) существительными: раздумий (каких?) о судьбах родины
2) наречием: рубашка (какая?) навыпуск
3) Существительными + прилагательные: преданья (какие?) старины глубокой
4) Неопределённой формой глагола: желание (какое?) украсить жизнь
5) Синтаксически неделимым словосочетанием: девочка (какая?) пяти лет, девушка (какая?) с чёрными глазами, юноша (какой?) с кудрявыми волосами, парень (какой?) высокого роста
Задание 1. Найдите в предложениях определения, укажите их тип
1. Я купила платье (какое?) понаряднее.
2. Где - то в вышине (какими?) серебряными родничками журчали
3. И рады мы проказам (какой?) матушки - зимы.
4. Это был портрет женщины (какой?) со смоляными волосами.
5. Закружилась листва(какая?) золотая в (какой?) розоватой воде на пруду.
7. (Каких?) Опоздавших учеников задержали после уроков.
8. Не бери без спроса (чьи?) мои вещи.
Задание 2. Найдите в данных предложениях определения, выраженные неопределённой формой глагола. Сопоставление предложений поможет отличить эти определения от составного глагольного сказуемого.
1. Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно. Я хотел наказать дерзкого обидчика.
2. Сбывалась мечта увидеть Москву. Я мог снова увидеть Москву.
3. Матери приходилось смотреть, чтобы ребенок не упал. У него была привычка при разговоре смотреть в лицо собеседнику.
4 У нашей молодежи сильное желание учиться. Каждый может учиться хорошо.
Различению определения и дополнения поможет знание, что несогласованное определение можно заменить согласованным (улицы города - городские улицы). Если же такая замена невозможна, то надо выяснить, к какому слову относится сомнительный член предложения. Дополнение, как правило, относится к глаголу, реже к причастию или прилагательному, выступающему в роли существительного. Если сомнительный член предложения стоит в родительном падеже и относится к отглаголь - ному существительному, то предпочтение отдаётся дополнению (например: открытие (чего?) Америки).
Задание 3. Разобрать по членам предложения.
На снегу виднелись следы лапок зайца.
Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах.
Ребята сооружали постройки из мокрого песка.
Добыча пищи была его основной заботой.
Дни рождения ребят отмечали в классе.
Приложение - особая форма определения, обозначает признак предмета, помогает очень экономно (одним словом) подчеркнуть характерную особенность предмета, т. е. даёт предмету другое название; выражается существительным; согласуется с определяемым словом в падеже; обозначает возраст (старик - извозчик), профессию (брат - механик), национальность (мальчик - еврей), занятие (сосед - сапожник), характерная особенность (друг - заика, рыба - меч), собственное наименование (пьеса «Дети солнца»)
Тренировочные упражнения.
Нередко кто из вас затрудняется определить, какое из двух написанных через дефис существительных является приложением. А это не так уж и трудно. Вспомним, что приложение дает предмету другое название, подчеркивает какие - то его особенности. Замените это слово обычным согласованным определением: лётчик - испытатель - лётчик, испыты - вающий самолет; чудо - богатырь - чудесный богатырь. Приложение будет испытатель, чудо.
Задание 4. Словосочетания с определениями преобразуйте в приложения:
Рабочий нефтяной промышленности.
Строитель, специалист по бетону.
Художник, сам научившийся живописи.
Красивая Волга.
Злая западня.
Рыба, похожая на меч.
Гигантские суда.
От приложений необходимо отличать:
Сложные слова (изба - читальня).
Сочетания - синонимы (друг - приятель).
Сочетания - антонимы (купля - продажа).
Фразеологические сочетания (хлеб - соль).
Поставьте нужную цифру (1, 2, 3, 4) к каждой группе слов, используя предоставленные сведения.
Приложения обозначьте цифрой «5».
Грусть - тоска, сила - удаль, друзья - приятели
Летчик - космонавт, дом - музей
Город - герой, девочки - подростки
Прием - выдача, вход - выход
Руки - ноги, трын - трава
Знаки препинания при приложениях:
1) Приложение «собственное наименование»:
газета «Казахстанская правда», группа «Дервиши»
2) Имя собственное - нарицательное существительное (С. – н.):
Волга - река, Иван - царевич, Емеля – дурачок
3) нарицательное существительное Имя собственное (н. С.):
Река Волга, царевич Иван, дурачок Емеля
4) нарицательное существительное - нарицательное существительное (н. – н.): осень - художница, снег - пороша, старик - ворчун, сорока - воровка, плутовка - лиса
5) Общепринятое обращение Имя собственное
Гражданин Иванов, гражданка Иванова, господин Петров,
госпожа Петрова
Объясните постановку дефиса.
Расступись, о старец - море, дай приют моей волне.
И вот идет сама волшебница - зима.
Поэт Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги.
Няня рассказывала сказку про братца Иванушку и сестрицу Аленушку.
Я смотрю на его весёлое лицо и вспоминаю бабушкины сказки по Ивана - царевича и Иванушку - дурачка.
Найти определения, определить способ выражения определений.
Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них. Зимой безграничное снежное море, летом – бескрайнее море хлебов, трав и цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…
День и ночь ему слышались голоса детей, их жалобный зов вернуться назад, в чум. Идущий впереди Улукиткан подал знак остановиться. Выстрел слева его насторожил. За плечами жарко дышал пограничник с пулемётом.
Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме и дайте этому объяснение.
Лодка быстро двигалась по реке (Шексна).
Из озера (Байкал) вытекает только одна река.
Мой друг живет в городе (Волгоград).
Проставьте недостающие знаки препинания, и дефис при приложении:
В низовьях Енисея ловили перемётами красную рыбу, наживляя на
узы такие лакомые кусочки подкопчённых вьюнов, что дурило осетрище хватает их с почти голыми крючками.
В студёный осенний денёк вышел
Игнатий на Енисей поставил перемет самолов.
Царь рыба резко вертанулась громыхнула и черно поднявшимся ворохом воды ударило рыбака по голове давнуло на уши полоснуло по сердцу.
Жаңалықтар
Определение, выраженное прилагательным. Склонение прилагательных
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Сарға ауылында "Жанкелдин орта мектебі" ММ - де орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Халиманова Қамажай Шаңдықызы
Определение. Определения согласованные и несогласованные
Досмамбетова Алмагуль Тагибергеновна – преподаватель русского языка и литературы Актюбинского колледжа транспорта, коммуникаций и новых технологий города Актобе
Определение
Хайруллина Л. С. СШ №54 имени Ж. Кыдырова Жанакорганского района Кызылординской области
Орыс тілінен тест сұрақтары №2
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Орыс тілінен тест сұрақтары №2 Словосочетание Простое осложнённое предложение
Склонение имён существительных
(Склонение – это изменение имён существительных по падежам. Склонение – это постоянный грамматический признак. Существительные делятся на три склонения).
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Дополнение - второстепенный член предложения Обозначает объект (предмет) действия Зависит от сказуемого Отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме Именительного падежа) В предложении следует за сказуемым
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.