Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


"Капитанская дочка" - духовное завещание А. С. Пушкина

02 наурыз 2016, Сәрсенбі
Какиева Гульсара Климовна, учитель русского языка и литературы
Белогорская СОШ, ЗКО Чингирлауский р - н, с. Белогорка

Литература 9 класс
Тема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А. С. Пушкина.
Продолжительность занятия – 45 минут
Оборудование, наглядный материал:
1. MS Word, MS Power Point
2. Наглядная презентация учебного материала
3. Интерактивная доска
4. Учебник, текст повести
5. Кроссворд, иллюстрации к повести.
Цель и задачи урока:
образовательная:
 способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению, углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить понимать замысел автора.
развивающая:
 способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;
воспитательные:
 способствовать развитию творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.

Ход урока
1. Организационный момент (объявление темы и целей урока). Вступительное слово учителя. Выступление учащихся с презентацией. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
2. Учитель. Вы знаете А. С. Пушкина был не только поэтом, писателем, драматургом, но и вдумчивым историком - исследователем. Именно его поиски материалов привело его в казахские степи, в Западный Казахстан. Мы гордимся тем, что великая нога поэта вступала на нашу землю, что он бродил по улицам нашего города Уральска, беседовал с казаками, гостил, любовался батюшкой - Уралом. Всего три дня погостил Пушкин в Уральске, но он собрал огромный материал и после поездки он написал учебник по истории, историческую книгу «История Емельяна Пугачева» и великую повесть «Капитанская дочка». Мы очень гордимся тем, что поэт коснулся своим пером о нашем крае, о наших предках. Заочно мы побывали в музее А. С. Пушкина в Уральске, в музее Е. Пугачева. Всем обязательно посетить музеи нашего областного центра на каникулах. Вы дома уже ознакомились с повестью «Капитанская дочка», посмотрели художественный фильм «Капитанская дочка».
3. Историческая основа повести. Крупнейшим взрывом народного сопротивления конца XVIII – начала XIX в. явилась крестьянская война 1773 – 1775 гг. во главе с Емельяном Пугачёвым Народ в пушкинскую эпоху был «спящим озером, подснежных течений которого никто не знал… Государство заканчивалось на канцеляристе, прапорщике и недоросле из дворян; по другую сторону были уже не люди, а материал, ревизские души, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрикам, экономические податные, но не признанные человеческими» (А. И. ГерценПушкину бунт кажется «бессмысленным и беспощадным», пугает возможность гибели той цивилизации, которой Пушкин порождён. Присматриваясь к разбушевавшейся стихии, Пушкин понимает, что у тех, бунтовщиков, своя правда, своё право, свой взгляд на добро и зло, выработанный барщиной, розгой, рекрутчиной. Мысль о грядущих катаклизмах занимает поэта, и он пробует их разглядеть в прошлом. Поэтому он начинает изучать историю пугачёвского бунта.

Ведущий 1. Два приговора сопровождали Пугачёва в могилу. Первый – «бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по 4 - м частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь». Второй – «внутреннее возмущение, беспокойствие и неустройство 1773 и 1774 гг. предать вечному забвению и глубокому молчанию».
Первый был приведён в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г., второй не был исполнен никогда.

Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.
Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).
Как дворяне не считали крестьян за людей, так и крестьяне перестали видеть в дворянах людей. Началось всеобщее ожесточение.

Учитель. Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к человеку, глаза в глаза, не важно, из какого ты сословия. Поэтому Пушкин помимо документального труда «История пугачёвского бунта» пишет историческую повесть «Капитанская дочка» - одно из последних произведений, можно сказать, «духовное завещание». Постараемся понять, что хотел передать Пушкин нам, живущим в XXI веке. Мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

2. Вопросы для разминки.
1) Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)
2) Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему? («Береги честь смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из них никогда не совершил бесчестного поступка.)
3) Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)
4) В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)

3. Проверка домашнего задания: учащиеся читают ответ на вопрос 10 стр. 269. «Каково значение любви Петра Гринева и Маши Мироновой в повести?»

4. Беседа по вопросам.
Итак, «Капитанская дочка», что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом и повестью. Действительно такие определения в литературоведении существуют. Но можно о ней говорить как об историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок., показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (а именно Е. Пугачева и Екатерины II), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров.
Но все же, это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.
О жанре произведения можно спорить; но мы видим в ней и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.

5. Решение кроссворда самостоятельно учащимися:

Толық нұсқасын жүктеу
Слайдын жүктеу
2 907
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
План развития одаренных детей
План развития одаренных детей
Учитель русского языка и литературы: Шаукебаева Айнур Сапаргалиевна
Имя существительное как часть речи
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Южно - Казахстанская область, город Шымкент Школа - гимназия №25 имени Т. Рыскулова Алтымбекова Шахризада Садыковна
Наша кухня
Наша кухня
Атырау облысы, Құрманғазы ауданы, Б. Бегалиев атындағы орта мектептің мұғалімі: Испусинова Ариша Жамбылқызы
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
г. Астана ТОО «Медико – технический колледж» преподаватель по биологии Сатпаева Магрипа Магзумовна
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×