"Капитанская дочка" - духовное завещание А. С. Пушкина
Какиева Гульсара Климовна, учитель русского языка и литературы
Белогорская СОШ, ЗКО Чингирлауский р - н, с. Белогорка
Литература 9 класс
Тема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А. С. Пушкина.
Продолжительность занятия – 45 минут
Оборудование, наглядный материал:
1. MS Word, MS Power Point
2. Наглядная презентация учебного материала
3. Интерактивная доска
4. Учебник, текст повести
5. Кроссворд, иллюстрации к повести.
Цель и задачи урока:
образовательная:
способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению, углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить понимать замысел автора.
развивающая:
способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;
воспитательные:
способствовать развитию творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.
Ход урока
1. Организационный момент (объявление темы и целей урока). Вступительное слово учителя. Выступление учащихся с презентацией. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
2. Учитель. Вы знаете А. С. Пушкина был не только поэтом, писателем, драматургом, но и вдумчивым историком - исследователем. Именно его поиски материалов привело его в казахские степи, в Западный Казахстан. Мы гордимся тем, что великая нога поэта вступала на нашу землю, что он бродил по улицам нашего города Уральска, беседовал с казаками, гостил, любовался батюшкой - Уралом. Всего три дня погостил Пушкин в Уральске, но он собрал огромный материал и после поездки он написал учебник по истории, историческую книгу «История Емельяна Пугачева» и великую повесть «Капитанская дочка». Мы очень гордимся тем, что поэт коснулся своим пером о нашем крае, о наших предках. Заочно мы побывали в музее А. С. Пушкина в Уральске, в музее Е. Пугачева. Всем обязательно посетить музеи нашего областного центра на каникулах. Вы дома уже ознакомились с повестью «Капитанская дочка», посмотрели художественный фильм «Капитанская дочка».
3. Историческая основа повести. Крупнейшим взрывом народного сопротивления конца XVIII – начала XIX в. явилась крестьянская война 1773 – 1775 гг. во главе с Емельяном Пугачёвым Народ в пушкинскую эпоху был «спящим озером, подснежных течений которого никто не знал… Государство заканчивалось на канцеляристе, прапорщике и недоросле из дворян; по другую сторону были уже не люди, а материал, ревизские души, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрикам, экономические податные, но не признанные человеческими» (А. И. ГерценПушкину бунт кажется «бессмысленным и беспощадным», пугает возможность гибели той цивилизации, которой Пушкин порождён. Присматриваясь к разбушевавшейся стихии, Пушкин понимает, что у тех, бунтовщиков, своя правда, своё право, свой взгляд на добро и зло, выработанный барщиной, розгой, рекрутчиной. Мысль о грядущих катаклизмах занимает поэта, и он пробует их разглядеть в прошлом. Поэтому он начинает изучать историю пугачёвского бунта.
Ведущий 1. Два приговора сопровождали Пугачёва в могилу. Первый – «бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по 4 - м частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь». Второй – «внутреннее возмущение, беспокойствие и неустройство 1773 и 1774 гг. предать вечному забвению и глубокому молчанию».
Первый был приведён в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г., второй не был исполнен никогда.
Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.
Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).
Как дворяне не считали крестьян за людей, так и крестьяне перестали видеть в дворянах людей. Началось всеобщее ожесточение.
Учитель. Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к человеку, глаза в глаза, не важно, из какого ты сословия. Поэтому Пушкин помимо документального труда «История пугачёвского бунта» пишет историческую повесть «Капитанская дочка» - одно из последних произведений, можно сказать, «духовное завещание». Постараемся понять, что хотел передать Пушкин нам, живущим в XXI веке. Мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
2. Вопросы для разминки.
1) Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)
2) Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему? («Береги честь смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из них никогда не совершил бесчестного поступка.)
3) Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)
4) В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)
3. Проверка домашнего задания: учащиеся читают ответ на вопрос 10 стр. 269. «Каково значение любви Петра Гринева и Маши Мироновой в повести?»
4. Беседа по вопросам.
Итак, «Капитанская дочка», что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом и повестью. Действительно такие определения в литературоведении существуют. Но можно о ней говорить как об историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок., показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (а именно Е. Пугачева и Екатерины II), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров.
Но все же, это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.
О жанре произведения можно спорить; но мы видим в ней и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.
5. Решение кроссворда самостоятельно учащимися:
Толық нұсқасын жүктеу
Слайдын жүктеу
Белогорская СОШ, ЗКО Чингирлауский р - н, с. Белогорка
Литература 9 класс
Тема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А. С. Пушкина.
Продолжительность занятия – 45 минут
Оборудование, наглядный материал:
1. MS Word, MS Power Point
2. Наглядная презентация учебного материала
3. Интерактивная доска
4. Учебник, текст повести
5. Кроссворд, иллюстрации к повести.
Цель и задачи урока:
образовательная:
способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению, углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить понимать замысел автора.
развивающая:
способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;
воспитательные:
способствовать развитию творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.
Ход урока
1. Организационный момент (объявление темы и целей урока). Вступительное слово учителя. Выступление учащихся с презентацией. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
2. Учитель. Вы знаете А. С. Пушкина был не только поэтом, писателем, драматургом, но и вдумчивым историком - исследователем. Именно его поиски материалов привело его в казахские степи, в Западный Казахстан. Мы гордимся тем, что великая нога поэта вступала на нашу землю, что он бродил по улицам нашего города Уральска, беседовал с казаками, гостил, любовался батюшкой - Уралом. Всего три дня погостил Пушкин в Уральске, но он собрал огромный материал и после поездки он написал учебник по истории, историческую книгу «История Емельяна Пугачева» и великую повесть «Капитанская дочка». Мы очень гордимся тем, что поэт коснулся своим пером о нашем крае, о наших предках. Заочно мы побывали в музее А. С. Пушкина в Уральске, в музее Е. Пугачева. Всем обязательно посетить музеи нашего областного центра на каникулах. Вы дома уже ознакомились с повестью «Капитанская дочка», посмотрели художественный фильм «Капитанская дочка».
3. Историческая основа повести. Крупнейшим взрывом народного сопротивления конца XVIII – начала XIX в. явилась крестьянская война 1773 – 1775 гг. во главе с Емельяном Пугачёвым Народ в пушкинскую эпоху был «спящим озером, подснежных течений которого никто не знал… Государство заканчивалось на канцеляристе, прапорщике и недоросле из дворян; по другую сторону были уже не люди, а материал, ревизские души, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрикам, экономические податные, но не признанные человеческими» (А. И. ГерценПушкину бунт кажется «бессмысленным и беспощадным», пугает возможность гибели той цивилизации, которой Пушкин порождён. Присматриваясь к разбушевавшейся стихии, Пушкин понимает, что у тех, бунтовщиков, своя правда, своё право, свой взгляд на добро и зло, выработанный барщиной, розгой, рекрутчиной. Мысль о грядущих катаклизмах занимает поэта, и он пробует их разглядеть в прошлом. Поэтому он начинает изучать историю пугачёвского бунта.
Ведущий 1. Два приговора сопровождали Пугачёва в могилу. Первый – «бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по 4 - м частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь». Второй – «внутреннее возмущение, беспокойствие и неустройство 1773 и 1774 гг. предать вечному забвению и глубокому молчанию».
Первый был приведён в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г., второй не был исполнен никогда.
Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.
Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).
Как дворяне не считали крестьян за людей, так и крестьяне перестали видеть в дворянах людей. Началось всеобщее ожесточение.
Учитель. Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к человеку, глаза в глаза, не важно, из какого ты сословия. Поэтому Пушкин помимо документального труда «История пугачёвского бунта» пишет историческую повесть «Капитанская дочка» - одно из последних произведений, можно сказать, «духовное завещание». Постараемся понять, что хотел передать Пушкин нам, живущим в XXI веке. Мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
2. Вопросы для разминки.
1) Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)
2) Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему? («Береги честь смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из них никогда не совершил бесчестного поступка.)
3) Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)
4) В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)
3. Проверка домашнего задания: учащиеся читают ответ на вопрос 10 стр. 269. «Каково значение любви Петра Гринева и Маши Мироновой в повести?»
4. Беседа по вопросам.
Итак, «Капитанская дочка», что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом и повестью. Действительно такие определения в литературоведении существуют. Но можно о ней говорить как об историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок., показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (а именно Е. Пугачева и Екатерины II), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров.
Но все же, это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.
О жанре произведения можно спорить; но мы видим в ней и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.
5. Решение кроссворда самостоятельно учащимися:
Толық нұсқасын жүктеу
Слайдын жүктеу
Жаңалықтар
План развития одаренных детей
Учитель русского языка и литературы: Шаукебаева Айнур Сапаргалиевна
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Южно - Казахстанская область, город Шымкент Школа - гимназия №25 имени Т. Рыскулова Алтымбекова Шахризада Садыковна
Наша кухня
Атырау облысы, Құрманғазы ауданы, Б. Бегалиев атындағы орта мектептің мұғалімі: Испусинова Ариша Жамбылқызы
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
г. Астана ТОО «Медико – технический колледж» преподаватель по биологии Сатпаева Магрипа Магзумовна
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.