Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
5 класс
Цель: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.
Знать: признаки однородных членов предложения.
Уметь: находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами.
Попутное повторение орфографии: правописание н – нн.
«Сквозная» тема – Великая Китайская стена.
Межпредметные связи – история.
Оборудование урока: таблица на доске, индивидуальные карточки, тетради по развитию речи.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы
Сегодня мы с вами повторяем тему, которая изучалась в 5 - м классе. Но я уверена, что каждый из вас может вспомнить ее, опираясь на простейшую схему.
Какие члены предложения мы называем однородными?
(Отвечают на один и тот же вопрос; связаны с одним и тем же словом; выполняют одинаковую синтаксическую роль.)
II. Работа с текстом
КАРТОЧКА № 1*
Эра
Нем. Ara (от лат. aera – цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги, пособия, срок выдачи пособия
Попутное повторение орфографии: графически объясните правописание н – нн
Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.
По пустыне Гоби тянется Великая Китайская стена перекатывается через горы бежит по болотам и пустыням. Это сооружение выглядит грандиозно величественно. Ни в одно творение рук человеческих не было вложено столько труда и... горя. В III веке до н. э. первый китайский император Цинь Шихуанди мечтал о крепостной стене о надежной защите государства от набегов. Согласно древней легенде, однажды душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну посмотрела на Землю и сжалась при виде маленькой Китайской империи.
Великую Китайскую стену строили десять лет и протянули на шесть тысяч километров. Она начинается северо - восточнее Пекина гигантской змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в Центральном Китае. Некий мудрец предсказал Цинь Шихуанди, что строительство будет удачным, если под стеной будет погребен мужчина по имени Ван или десять тысяч человек. Император задумался потом приказал разыскать мужчину с таким именем умертвить и замуровать в стене. Строили стену и скромные труженики, и преступники. Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире Стеной слез.
Этот памятник архитектуры поражает своей высотой (около 9 метров) толщиной стен (около 5 метров) двадцатиметровыми дозорными башнями. Его любят охраняют реставрируют фотографируют из космоса.
Тема текста____________________
Основная мысль текста__________________
Укажите средства связи предложений. Перечислите средства связи, которые вы нашли____________
КАРТОЧКА № 2
Эра
Нем. Ara (от лат. aera – цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги, пособия, срок выдачи пособия
Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, обозначенные в схеме в квадратных скобках.
По пустыне Гоби тянется Великая Китайская стена перекатывается через горы бежит по болотам и пустыням. [==, ==, == –.– и –.–] Это сооружение выглядит грандиозно величественно. [–.–, –.–] Ни в одно творение рук человеческих не было вложено столько труда и... горя. [– – и – –] В III веке до н. э. первый китайский император Цинь Шихуанди мечтал о крепостной стене о надежной защите государства от набегов. [– –, – –] Согласно древней легенде, однажды душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну посмотрела на Землю и сжалась при виде маленькой Китайской империи. [==, == и ==]
Великую Китайскую стену строили десять лет и протянули на шесть тысяч километров. [== и ==] Она начинается северо - восточнее Пекина гигантской змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в Центральном Китае. [==, ==, ==, ==] Некий мудрец предсказал Цинь Шихуанди, что строительство будет удачным, если под стеной будет погребен мужчина по имени Ван или десять тысяч человек. [– или –] Император задумался потом приказал разыскать мужчину с таким именем умертвить и замуровать в стене. [==, == – –, – – и – –] Строили стену и скромные труженики и преступники. [и _, и _] Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире Стеной слез. [– –, – – ] Этот памятник архитектуры поражает своей высотой (около 9 метров) толщиной стен (около 5 метров) двадцатиметровыми дозорными башнями. [– –, – –, – –] Его любят охраняют реставрируют фотографируют из космоса. [==, ==, ==, ==]
Тематекста_______________________________________________________
Основная мысль текста_______________________
______________________________________________
Укажите средства связи предложений. Перечислите средства связи, которые вы нашли_____________
___________________________________________________________
III. Выполняем задания разного уровня трудности
Уровень 3
Составьте схему последнего предложения
КЛЮЧ [==, ==, ==, ==]
Уровень 4
Найдите предложение, соответствующее схеме [и _, и _]
КЛЮЧ Строили стену и скромные труженики, и преступники.
Уровень 5
Составьте схему первого предложения.
КЛЮЧ [==, ==, == –.– и –.– ]
Задание повышенной трудности. Охарактеризуйте пунктуацию предложения, подчеркните все однородные члены. Расскажите о роли союза и в этом предложении.
Древность и современность связаны тесно и неразрывно и проявляются в каждом творении художников и композиторов и в каждом шедевре архитекторов и скульпторов.
КЛЮЧ
IV. Учимся редактировать
1. Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые являются именной частью составного сказуемого, должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)
КЛЮЧ
Император был смелым, решительным, но иногда жестоким.
2. Сооружение красиво и грандиозное.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые являются именной частью составного сказуемого, должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)
КЛЮЧ
Сооружение красиво и грандиозно.
3. Мечты императора поражали размахом, удивляют величием.
(Подсказка: однородные сказуемые не могут быть выражены глаголами разного времени.)
КЛЮЧ
Мечты императора поражали размахом, удивляли величием.
4. Строители работали добросовестно, мужественны, стойки.
(Подсказка: при одном подлежащем не употребляются разные виды сказуемых.)
КЛЮЧ
Мужественные и стойкие строители работали добросовестно.
5. Этот памятник интересует и жителей Китая, и туристов из других стран, и ученых.
(Подсказка: неправильно употребляется в третий раз союз и. «В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, т. е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему». (Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис Рольф, 1997.) Другими словами, в нашем предложении ученые могут входить и в число жителей Китая, и в число туристов.)
КЛЮЧ
Этот памятник интересует жителей Китая, туристов из других стран, а также ученых.
V. Домашнее задание
Напишите сочинение - миниатюру «Почему Китайская стена названа Великой?», используя предложения с однородными членами.
В них можно включить такие однородные ряды слов:
грандиозно и величественно;
удивляет, поражает, восхищает;
долгое и мучительное;
древность и современность;
восторг, трепет и уважение.
5 класс
Цель: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.
Знать: признаки однородных членов предложения.
Уметь: находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами.
Попутное повторение орфографии: правописание н – нн.
«Сквозная» тема – Великая Китайская стена.
Межпредметные связи – история.
Оборудование урока: таблица на доске, индивидуальные карточки, тетради по развитию речи.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы
Сегодня мы с вами повторяем тему, которая изучалась в 5 - м классе. Но я уверена, что каждый из вас может вспомнить ее, опираясь на простейшую схему.
Какие члены предложения мы называем однородными?
(Отвечают на один и тот же вопрос; связаны с одним и тем же словом; выполняют одинаковую синтаксическую роль.)
II. Работа с текстом
КАРТОЧКА № 1*
Эра
Нем. Ara (от лат. aera – цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги, пособия, срок выдачи пособия
Попутное повторение орфографии: графически объясните правописание н – нн
Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.
По пустыне Гоби тянется Великая Китайская стена перекатывается через горы бежит по болотам и пустыням. Это сооружение выглядит грандиозно величественно. Ни в одно творение рук человеческих не было вложено столько труда и... горя. В III веке до н. э. первый китайский император Цинь Шихуанди мечтал о крепостной стене о надежной защите государства от набегов. Согласно древней легенде, однажды душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну посмотрела на Землю и сжалась при виде маленькой Китайской империи.
Великую Китайскую стену строили десять лет и протянули на шесть тысяч километров. Она начинается северо - восточнее Пекина гигантской змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в Центральном Китае. Некий мудрец предсказал Цинь Шихуанди, что строительство будет удачным, если под стеной будет погребен мужчина по имени Ван или десять тысяч человек. Император задумался потом приказал разыскать мужчину с таким именем умертвить и замуровать в стене. Строили стену и скромные труженики, и преступники. Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире Стеной слез.
Этот памятник архитектуры поражает своей высотой (около 9 метров) толщиной стен (около 5 метров) двадцатиметровыми дозорными башнями. Его любят охраняют реставрируют фотографируют из космоса.
Тема текста____________________
Основная мысль текста__________________
Укажите средства связи предложений. Перечислите средства связи, которые вы нашли____________
КАРТОЧКА № 2
Эра
Нем. Ara (от лат. aera – цифра; срок, эра < aes – медь, бронза) деньги, пособия, срок выдачи пособия
Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, обозначенные в схеме в квадратных скобках.
По пустыне Гоби тянется Великая Китайская стена перекатывается через горы бежит по болотам и пустыням. [==, ==, == –.– и –.–] Это сооружение выглядит грандиозно величественно. [–.–, –.–] Ни в одно творение рук человеческих не было вложено столько труда и... горя. [– – и – –] В III веке до н. э. первый китайский император Цинь Шихуанди мечтал о крепостной стене о надежной защите государства от набегов. [– –, – –] Согласно древней легенде, однажды душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну посмотрела на Землю и сжалась при виде маленькой Китайской империи. [==, == и ==]
Великую Китайскую стену строили десять лет и протянули на шесть тысяч километров. [== и ==] Она начинается северо - восточнее Пекина гигантской змеей вьется по провинции Ляонин идет на запад через провинции Шаньси и Шэньси заканчивается в Центральном Китае. [==, ==, ==, ==] Некий мудрец предсказал Цинь Шихуанди, что строительство будет удачным, если под стеной будет погребен мужчина по имени Ван или десять тысяч человек. [– или –] Император задумался потом приказал разыскать мужчину с таким именем умертвить и замуровать в стене. [==, == – –, – – и – –] Строили стену и скромные труженики и преступники. [и _, и _] Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире Стеной слез. [– –, – – ] Этот памятник архитектуры поражает своей высотой (около 9 метров) толщиной стен (около 5 метров) двадцатиметровыми дозорными башнями. [– –, – –, – –] Его любят охраняют реставрируют фотографируют из космоса. [==, ==, ==, ==]
Тематекста_______________________________________________________
Основная мысль текста_______________________
______________________________________________
Укажите средства связи предложений. Перечислите средства связи, которые вы нашли_____________
___________________________________________________________
III. Выполняем задания разного уровня трудности
Уровень 3
Составьте схему последнего предложения
КЛЮЧ [==, ==, ==, ==]
Уровень 4
Найдите предложение, соответствующее схеме [и _, и _]
КЛЮЧ Строили стену и скромные труженики, и преступники.
Уровень 5
Составьте схему первого предложения.
КЛЮЧ [==, ==, == –.– и –.– ]
Задание повышенной трудности. Охарактеризуйте пунктуацию предложения, подчеркните все однородные члены. Расскажите о роли союза и в этом предложении.
Древность и современность связаны тесно и неразрывно и проявляются в каждом творении художников и композиторов и в каждом шедевре архитекторов и скульпторов.
КЛЮЧ
IV. Учимся редактировать
1. Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые являются именной частью составного сказуемого, должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)
КЛЮЧ
Император был смелым, решительным, но иногда жестоким.
2. Сооружение красиво и грандиозное.
(Подсказка: однородные прилагательные, которые являются именной частью составного сказуемого, должны иметь одну и ту же грамматическую форму.)
КЛЮЧ
Сооружение красиво и грандиозно.
3. Мечты императора поражали размахом, удивляют величием.
(Подсказка: однородные сказуемые не могут быть выражены глаголами разного времени.)
КЛЮЧ
Мечты императора поражали размахом, удивляли величием.
4. Строители работали добросовестно, мужественны, стойки.
(Подсказка: при одном подлежащем не употребляются разные виды сказуемых.)
КЛЮЧ
Мужественные и стойкие строители работали добросовестно.
5. Этот памятник интересует и жителей Китая, и туристов из других стран, и ученых.
(Подсказка: неправильно употребляется в третий раз союз и. «В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, т. е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему». (Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис Рольф, 1997.) Другими словами, в нашем предложении ученые могут входить и в число жителей Китая, и в число туристов.)
КЛЮЧ
Этот памятник интересует жителей Китая, туристов из других стран, а также ученых.
V. Домашнее задание
Напишите сочинение - миниатюру «Почему Китайская стена названа Великой?», используя предложения с однородными членами.
В них можно включить такие однородные ряды слов:
грандиозно и величественно;
удивляет, поражает, восхищает;
долгое и мучительное;
древность и современность;
восторг, трепет и уважение.
Жаңалықтар
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них; отрабатывать умение находить обобщающие слова при однородных членах;
Однородные члены предложения, связанные союзами
Восточно - Казахстанская область, Уланский район. Калиева Баян Аукеновна
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Однородные члены предложения
Средняя школа им. Б. Аманшина Кызылкугинского района Атырауской области. Учительница русского языка и литературы Жолдасова Шынар Сериккалиевна
Знаки препинания при однородных членах
Актюбинская область, Иргизский район, Средняя школа имени Ы. Алтынсарина Преподавыатель: Примжарова Гульнара Акималикызы
Однородные члены предложения
Актюбинская область, Байганинский район, Караулкельдинская средняя школа учитель русского языка и литературы Сисенова Клара Туралиевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.